kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Изменение имен существительных по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Изменение имен существительных по числам"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изменение имен существительных по числам"»

Конспект урока русского языка

Предмет: Русский язык

Класс: 8

Тема: Изменение имен существительных по числам

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формировать умение правильно изменять имена существительные по числам.

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания об именах существительных; учить определять числовую принадлежность имен существительных, правильно образовывать форму множественного числа имен существительных.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь, мыслительные операции: анализ, сравнение, умение проводить классификацию, интерес к изучению родного языка, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Умение изменять имена существительные по числам, правильно образовывать форму множественного числа имен существительных.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение самостоятельно формулировать познавательную цель, умение применять уже имеющиеся знания в новых условиях, анализировать, обобщать, выполнять классификацию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение принимать и сохранять учебную задачу, корректировать и контролировать свою деятельность;

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение соблюдать правила речевого поведения, строить речевые высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, развитие самостоятельной и личностной ответственности за свои поступки.

Средства обучения: учебник С. В. Иванова «Русский язык 3 класс»; карточки с заданиями, словари.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и Классная работа.

- Внимательно послушайте пословицу.

Корень ученья горек, да плод сладок.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Учиться тяжело, зато, если постараться, результат будет радовать. Я думаю, в конце сегодняшнего урока вы сможете порадоваться достигнутым результатам.

Приветствуют учителя.


Записывают в тетради.


Слушают.

Объясняют смысл пословицы, выражают свое отношение к учению.

2. Актуализация знаний.

- Начнем наш урок с чистописания.

- Посмотрите на доску. Над написанием какой буквы мы будем сегодня работать?

Б б Бб ба бя об

- Дайте характеристику звукам этой буквы.

- Обратите внимание на правильное написание букв и их соединений. Пропишите аккуратно и красиво первую строчку, соблюдая наклон и размер. Следите за осанкой. Обратите внимание на написание верхнего горизонтального элемента буквы б.

- Прочитайте слова, записанные на следующей строчке.

Борис Барсик Бобик Буренка

- Какой частью речи являются эти слова?

- Что такое имя существительное?


- Что общего у этих имен существительных?

- Как вы догадались, что это собственные имена существительные?


- Какое слово будет лишним?


- Пропишите эти слова в тетради красиво и аккуратно.

- Прочитайте предложение, записанное на следующей строке.

Белка бр.ла бублики и б.ранки из рук Кати.

- Спишите это предложение, вставляя пропущенные буквы.

- Поработаем с этим предложением. К доске идет…

- Объясните написание пропущенных букв.




- Выполним синтаксический разбор данного предложения.

- Запишите характеристику этого предложения.


- Почему это предложение распространенное?

- Кто из вас знает, чем отличаются бублики и баранки?

- Ребята, бублик мягкий, рыхлый, быстро черствеет, а баранка хрустящая, твердая, сухая, сильнее крошится и тяжелее разламываются. Кроме того, эти хлебобулочные изделия отличаются размером: бублик больше, чем баранка.

- Сейчас некоторые ребята получат индивидуальное задание на карточках, которое они будут выполнять самостоятельно.

Вам нужно будет внимательно прочитать стихотворение, найти в нем глаголы и подчеркнуть их двумя чертами.










Словарная работа.

- Остальные откройте свои словарики на стр.30 и выполните самостоятельно упражнение 30. Вам необходимо вставить пропущенные буквы.

- Проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова орфографически.








- Будем работать над написанием прописной и строчной буквы б.


- Звук [б] – согл., зв.пар. (пара [п]), тв. пар. (пара [б`]).


Прописывают в тетрадях.



Читают.

- Это имена существительные.

- Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.

- Это собственные имена существительные.

- Они пишутся с большой буквы и обозначают клички животных (Борис – возможно имя человека).

- Буренка, т.к. имя существительное женского рода и т.к. в этом слове 3 слога.

Прописывают в тетрадях.

Читают.



Списывают предложение в тетради.


Один ученик выходит к доске.

- Брала - безударная гласная а в корне, проверяемая ударением. Проверочное слово – брАть.

Баранки – безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением.

- Белка брала бублики и баранки из рук Кати.


- Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.

- В нем есть второстепенные члены.

Предполагают.






4 обучающихся выполняют задание на карточках.

Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом,

И из черной темноты

В небе выросли кусты.

А на них голубые,

Пунцовые и золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

Рвутся в небо неустанно,

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют

Это праздничный салют.

И. Иванов


Работают со словарными словами.


- ГОроховая каша, «Ну, заЯц, погоди!», починить лОпату, подоить кОрову, немного мОлОка, лИмонный сок, мебЕль на складе, кАртофель из мАгАзина, ранние овОщи, горластый пЕтух, побывать в МОскве, приобрести кАртину, сжать лАдонь, конфета с Орехом, играть в пЕсочнице, мЕдвежья услуга, думать о нАроде, пшЕничная мука.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

Каникулы, дорога, огурцы, ручка, доброта, коровы.

- Что общего в этих словах?

- По какому признаку можно разбить эти слова на группы?

- Назовите имена существительные в единственном числе.

- Какое из этих слов употребляется только в форме единственного числа?

- Назовите имена существительные во множественном числе.

- Какое из этих существительных употребляется только во множественном числе?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?



- Ребята, как вы думаете, всегда ли легко поставить имя существительно во множественное число?

- Проверим ваши предположения. Посмотрите на доску. Как правильно – поварЫ или поварА?

- Правильно говорить повара. Трактора или тракторы – как правильно?

- Ребята, в этом случае допускается два варианта произношения – и трактора, и тракторы. Как видите, не всегда легко поставить имя существительное во множественное число. Сегодня на уроке мы как раз будем учиться правильно образовывать форму множественного числа существительных.

- У вас на партах лежат карточки. Переверните их. Прочитайте слова.

Директор, мастер, доктор, профессор, адрес, вечер, голос, цвет, холод.

- Какой частью речи являются эти слова?

- В каком числе стоят эти имена существительные?

- Я предлагаю вам поставить данные имена существительные во множественное число и записать получившиеся слова. Задание будем выполнять по цепочке по одному слову у доски, остальные пишут в тетради.

Итак, первое слово директор. Как будет это слово во множественном числе?

- Запишите получившееся слово, выделите окончание и поставьте ударение.

Работа с остальными словами.


- Обратите внимание, что во всех словах окончание а и ударение падает на последний слог.

Читают.


- Это имена существительные.

- Их можно разделить на группы в зависимости от числа, в котором они стоят.

- Дорога, ручка, доброта.


- Доброта.


- Каникулы, огурцы, коровы.


- Каникулы.


- Будем работать над темой «Число имен существительных».

- Продолжать учиться определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам…

Предполагают.


Рассуждают.







.







- Это имена существительные.

- Они стоят в единственном числе.



Выполняют задание в тетрадях. Один ученик работает у доски.


- Директора.




- Мастера, доктора, профессора, адреса, вечера, голоса, цвета, холода.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Откройте учебник на стр.177. Посмотрите на упражнение 2. Прочитайте задание.

- Выполним это задание. К доске идет...

В единственном числе слова писать не будем. Запишем сразу во множественном числе, разделяя слова для переноса.


- Какая орфограмма есть во всех этих словах?

- Молодцы, хорошо поработали. Я предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

- Итак, стали все ровненько, спинки выпрямили. Поднимем руки вверх, потянемся.

- Теперь подняли правую руку вверх, левая рука внизу. Выполняем отведение рук. На 1-2 – правая вверху, 3-4 – то же, левая вверху.

- Выполним наклоны. 1– влево, 2- и.п.

3-4 – то же вправо.

- Руки вперед. Сжали кисти в кулачки. 1 – разжали кулачки, 2- сжали.

- А теперь опустите руки вниз и расслабленно потрясите кистями.

- Выполним упражнение для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву «О», получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем.

Заниматься вновь начнем. 


Открывают учебник.

Читают задание.


Выполняют задание в тетрадях. Один ученик работает у доски.

Сту-лья, лис-тья, де-ре-вья, дру-зья, сы-но-вья, бра-тья, кры-лья, пе-рья, му-ра-вьи.

- Правописание разделительного мягкого знака.




Поднимают руки, тянутся.




Выполняют комплекс упражнений.








Закрывают глаза.


Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву «О».

Глаза поднимают вверх, опускают вниз

Глазами двигают вправо-влево.

Глазами смотрят вверх-вниз.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание по карточкам.

Вариант 1

Подчеркни в предложениях имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

1. Я люблю кофе со сливками.

2. Платки, брюки и костюмы мама уже уложила в чемодан.

3. На переменах мы обычно ходим в соседний класс.

4. Садовник приготовил к работе в саду лопаты и грабли.

5. На каникулах мы катались с горки на санках.

Вариант 2

Подчеркни в предложениях имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.

  1. Бабушка испекла вкусный пирог.

  2. Пчеловод отправился собирать мед.

  3. Для приготовления каши мама использовала молоко, хлопья и соль.

  4. Она угостила меня вкусным кофе.

  5. Мой брат проявил ловкость во время игры.

- Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.




Самостоятельно выполняют задание.


















- Вариант 1: сливками, брюки, грабли, каникулах, санках.

Вариант 2: мед, молоко, соль, кофе, ловкость.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Ребята, поднимите руку те из вас, кто любит торты.

- А любите, когда на тортах есть разные кремы?

- Кто из вас знает, что такое порты?

- Порт – это участок берега, моря, озера или реки с прилегающей водной площадью, который защищен от воздействия волн и оборудован для стоянки судов, их разгрузки или починки.

- Поднимите руку те, кто знает, чем занимаются инженеры.

- Как вы думаете, почему я обратила внимание на слова торты, порты, кремы, инженеры?

- Ребята, обратите внимание, что на стр. 177 в рубрике «Говори правильно » представлены слова, которые я сейчас упоминала. Прочитаем эти слова хором и запомним, на какой слог в них падает ударение и как они правильно произносятся.

- Я предлагаю вам составить предложение с одним из этих слов.

- Запишем одно из предложений.

На празднике мы ели вкусные торты со сметанным кремом.

Выполним фонетический разбор слова «крем».

Поднимают руку.


Отвечают.

Предполагают.


Слушают.


Поднимают руку.


- Часто эти слова произносят неправильно.



Читают слова:

Порт – порты, крем – кремы, торт- торты, инженер – инженеры.


Составляют предложения.


Записывают в тетради.



2 ученика у доски, остальные в тетради.


Крем – 1 слог, [ к р` э м]

к – [к]- согл., глух.пар. [г], тв.пар.[к`], обозн. бук.«ка»;

р - [р`] – согл., зв.непар., мягк.пар. [р], обозн.бук. «эр»;

е - [э]- гласн., удар.;

м -[м] – согл., зв.непар., тв.пар. [м`], обозн.бук. «эм»

4б., 4зв.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Чему вы учились сегодня на уроке?

- Что вам показалось трудным?

- Какие задания были для вас интересными?

- Запишите домашнее задание: стр.178, упр.4 + 10 словарных слов.

Обратите внимание на упражнение из домашнего задания. Вам нужно не только списать текст, правильно расставляя знаки препинания, но еще и подчеркнуть все безударные гласные в приставке и корне.

- Вы большие молодцы, хорошо сегодня поработали. Урок окончен.

- Мы работали над темой «Изменение имен существительных по числам».

Оценивают свою деятельность на уроке.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Изменение имен существительных по числам"

Автор: Светлана Сергеевна Васик

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам. "
    ["seo_title"] => string(87) "obshchieie-poniatiie-o-sklonienii-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "162707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381246"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект открытого урока по теме "Изменение имен существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_tiemie_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "370332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481883235"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "179776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059023"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Изменение имен прилагательных по родам""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_izmienieniie_imien_prilaghatiel_nykh_po_rodam"
    ["file_id"] => string(6) "355136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478199940"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Изменение имен прилагательных по родам""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_izmienieniie_imien_prilaghatiel_nykh_po_rodam_1"
    ["file_id"] => string(6) "355138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478199947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства