- Начнем наш урок с чистописания. - Посмотрите на доску. Над написанием какой буквы мы будем сегодня работать? Б б Бб ба бя об - Дайте характеристику звукам этой буквы. - Обратите внимание на правильное написание букв и их соединений. Пропишите аккуратно и красиво первую строчку, соблюдая наклон и размер. Следите за осанкой. Обратите внимание на написание верхнего горизонтального элемента буквы б. - Прочитайте слова, записанные на следующей строчке. Борис Барсик Бобик Буренка - Какой частью речи являются эти слова? - Что такое имя существительное? - Что общего у этих имен существительных? - Как вы догадались, что это собственные имена существительные? - Какое слово будет лишним? - Пропишите эти слова в тетради красиво и аккуратно. - Прочитайте предложение, записанное на следующей строке. Белка бр.ла бублики и б.ранки из рук Кати. - Спишите это предложение, вставляя пропущенные буквы. - Поработаем с этим предложением. К доске идет… - Объясните написание пропущенных букв. - Выполним синтаксический разбор данного предложения. - Запишите характеристику этого предложения. - Почему это предложение распространенное? - Кто из вас знает, чем отличаются бублики и баранки? - Ребята, бублик мягкий, рыхлый, быстро черствеет, а баранка хрустящая, твердая, сухая, сильнее крошится и тяжелее разламываются. Кроме того, эти хлебобулочные изделия отличаются размером: бублик больше, чем баранка. - Сейчас некоторые ребята получат индивидуальное задание на карточках, которое они будут выполнять самостоятельно. Вам нужно будет внимательно прочитать стихотворение, найти в нем глаголы и подчеркнуть их двумя чертами. Словарная работа. - Остальные откройте свои словарики на стр.30 и выполните самостоятельно упражнение 30. Вам необходимо вставить пропущенные буквы. - Проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова орфографически. | - Будем работать над написанием прописной и строчной буквы б. - Звук [б] – согл., зв.пар. (пара [п]), тв. пар. (пара [б`]). Прописывают в тетрадях. Читают. - Это имена существительные. - Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. - Это собственные имена существительные. - Они пишутся с большой буквы и обозначают клички животных (Борис – возможно имя человека). - Буренка, т.к. имя существительное женского рода и т.к. в этом слове 3 слога. Прописывают в тетрадях. Читают. Списывают предложение в тетради. Один ученик выходит к доске. - Брала - безударная гласная а в корне, проверяемая ударением. Проверочное слово – брАть. Баранки – безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением. - Белка брала бублики и баранки из рук Кати. - Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. - В нем есть второстепенные члены. Предполагают. 4 обучающихся выполняют задание на карточках. Грянул гром, веселый гром, Засверкало все кругом, И из черной темноты В небе выросли кусты. А на них голубые, Пунцовые и золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. Рвутся в небо неустанно, Разноцветные фонтаны, Брызги света всюду льют – Это праздничный салют. И. Иванов Работают со словарными словами. - ГОроховая каша, «Ну, заЯц, погоди!», починить лОпату, подоить кОрову, немного мОлОка, лИмонный сок, мебЕль на складе, кАртофель из мАгАзина, ранние овОщи, горластый пЕтух, побывать в МОскве, приобрести кАртину, сжать лАдонь, конфета с Орехом, играть в пЕсочнице, мЕдвежья услуга, думать о нАроде, пшЕничная мука. |
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Каникулы, дорога, огурцы, ручка, доброта, коровы. - Что общего в этих словах? - По какому признаку можно разбить эти слова на группы? - Назовите имена существительные в единственном числе. - Какое из этих слов употребляется только в форме единственного числа? - Назовите имена существительные во множественном числе. - Какое из этих существительных употребляется только во множественном числе? - Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? - Какие задачи поставим перед собой на уроке? - Ребята, как вы думаете, всегда ли легко поставить имя существительно во множественное число? - Проверим ваши предположения. Посмотрите на доску. Как правильно – поварЫ или поварА? - Правильно говорить повара. Трактора или тракторы – как правильно? - Ребята, в этом случае допускается два варианта произношения – и трактора, и тракторы. Как видите, не всегда легко поставить имя существительное во множественное число. Сегодня на уроке мы как раз будем учиться правильно образовывать форму множественного числа существительных. - У вас на партах лежат карточки. Переверните их. Прочитайте слова. Директор, мастер, доктор, профессор, адрес, вечер, голос, цвет, холод. - Какой частью речи являются эти слова? - В каком числе стоят эти имена существительные? - Я предлагаю вам поставить данные имена существительные во множественное число и записать получившиеся слова. Задание будем выполнять по цепочке по одному слову у доски, остальные пишут в тетради. Итак, первое слово директор. Как будет это слово во множественном числе? - Запишите получившееся слово, выделите окончание и поставьте ударение. Работа с остальными словами. - Обратите внимание, что во всех словах окончание а и ударение падает на последний слог. | Читают. - Это имена существительные. - Их можно разделить на группы в зависимости от числа, в котором они стоят. - Дорога, ручка, доброта. - Доброта. - Каникулы, огурцы, коровы. - Каникулы. - Будем работать над темой «Число имен существительных». - Продолжать учиться определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам… Предполагают. Рассуждают. . - Это имена существительные. - Они стоят в единственном числе. Выполняют задание в тетрадях. Один ученик работает у доски. - Директора. - Мастера, доктора, профессора, адреса, вечера, голоса, цвета, холода. |
- Откройте учебник на стр.177. Посмотрите на упражнение 2. Прочитайте задание. - Выполним это задание. К доске идет... В единственном числе слова писать не будем. Запишем сразу во множественном числе, разделяя слова для переноса. - Какая орфограмма есть во всех этих словах? - Молодцы, хорошо поработали. Я предлагаю вам отдохнуть. ФИЗМИНУТКА - Итак, стали все ровненько, спинки выпрямили. Поднимем руки вверх, потянемся. - Теперь подняли правую руку вверх, левая рука внизу. Выполняем отведение рук. На 1-2 – правая вверху, 3-4 – то же, левая вверху. - Выполним наклоны. 1– влево, 2- и.п. 3-4 – то же вправо. - Руки вперед. Сжали кисти в кулачки. 1 – разжали кулачки, 2- сжали. - А теперь опустите руки вниз и расслабленно потрясите кистями. - Выполним упражнение для глаз. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву «О», получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем. Заниматься вновь начнем. | Открывают учебник. Читают задание. Выполняют задание в тетрадях. Один ученик работает у доски. Сту-лья, лис-тья, де-ре-вья, дру-зья, сы-но-вья, бра-тья, кры-лья, пе-рья, му-ра-вьи. - Правописание разделительного мягкого знака. Поднимают руки, тянутся. Выполняют комплекс упражнений. Закрывают глаза. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву «О». Глаза поднимают вверх, опускают вниз Глазами двигают вправо-влево. Глазами смотрят вверх-вниз. |
- Я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание по карточкам. Вариант 1 Подчеркни в предложениях имена существительные, которые не имеют формы единственного числа. 1. Я люблю кофе со сливками. 2. Платки, брюки и костюмы мама уже уложила в чемодан. 3. На переменах мы обычно ходим в соседний класс. 4. Садовник приготовил к работе в саду лопаты и грабли. 5. На каникулах мы катались с горки на санках. Вариант 2 Подчеркни в предложениях имена существительные, которые не имеют формы множественного числа. Бабушка испекла вкусный пирог. Пчеловод отправился собирать мед. Для приготовления каши мама использовала молоко, хлопья и соль. Она угостила меня вкусным кофе. Мой брат проявил ловкость во время игры. - Прочитайте, какие слова вы подчеркнули. | Самостоятельно выполняют задание. - Вариант 1: сливками, брюки, грабли, каникулах, санках. Вариант 2: мед, молоко, соль, кофе, ловкость. |
- Ребята, поднимите руку те из вас, кто любит торты. - А любите, когда на тортах есть разные кремы? - Кто из вас знает, что такое порты? - Порт – это участок берега, моря, озера или реки с прилегающей водной площадью, который защищен от воздействия волн и оборудован для стоянки судов, их разгрузки или починки. - Поднимите руку те, кто знает, чем занимаются инженеры. - Как вы думаете, почему я обратила внимание на слова торты, порты, кремы, инженеры? - Ребята, обратите внимание, что на стр. 177 в рубрике «Говори правильно » представлены слова, которые я сейчас упоминала. Прочитаем эти слова хором и запомним, на какой слог в них падает ударение и как они правильно произносятся. - Я предлагаю вам составить предложение с одним из этих слов. - Запишем одно из предложений. На празднике мы ели вкусные торты со сметанным кремом. Выполним фонетический разбор слова «крем». | Поднимают руку. Отвечают. Предполагают. Слушают. Поднимают руку. - Часто эти слова произносят неправильно. Читают слова: Порт – порты, крем – кремы, торт- торты, инженер – инженеры. Составляют предложения. Записывают в тетради. 2 ученика у доски, остальные в тетради. Крем – 1 слог, [ к р` э м] к – [к]- согл., глух.пар. [г], тв.пар.[к`], обозн. бук.«ка»; р - [р`] – согл., зв.непар., мягк.пар. [р], обозн.бук. «эр»; е - [э]- гласн., удар.; м -[м] – согл., зв.непар., тв.пар. [м`], обозн.бук. «эм» 4б., 4зв. |