Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения – 27.Комментарий текста.
Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения – 27.Комментарий текста.
Урок может служить методически верным ориентиром для подготовки к 27 заданию ЕГЭ по русскому языку. На уроке ученики знакомятся с тонкостями одного из весомых критериев оценки сочинения ЕГЭ - 2019 - комментарием текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения – 27.Комментарий текста.»
План-конспект урока по русскому языку
с применением ИКТ в 11 классе
Тема: Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения – 27.Комментарий текста.
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
-Цель: выработать у учащихся навыки правильной, точной, выразительной речи; развивать языковой вкус и культуру речевого поведения;
- расширить представления учащихся о литературной норме; формировать умение наблюдать за речью окружающих и анализировать её с позиций языковой нормы;
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
- совершенствовать навыки этичного межличностного общения; отработка умений воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- развивать внимание учащихся, формировать умения замечать и исправлять недочёты в речи окружающих, развивать навыки уместного использования языковых средств;
- развивать умение строить монологическое высказывание на социальную тему.
- воспитать умение вести деловое общение;
- воспитать у учащихся любовь к русскому языку, привить бережное и ответственное отношение к слову.
Задачи: создать естественные условия для проявления коммуникационных возможностей, для активизации мыслительной деятельности учащихся;
- обеспечить в ходе урока усвоение норм русского литературного языка; формировать умение говорить, соблюдая языковые нормы (акцентологические, нормы словоупотребления и словоизменения, т. п.)
- содействовать формированию умений говорить и писать с учётом условий и задач общения, читать и слушать, понимая смысл, выраженный в словах и содержащийся в подтексте;
- активизировать на уроке приёмы побуждения к языковой дискуссии, речи; способствовать расширению словарного запаса старшеклассников.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя:
ЖИЗНЬ – видео - обсуждение
Формулировка цели урока учащимися
Что известно об изменениях ЕГЭ? (27?)
Что вызвало затруднение на входной контрольной работе? Есть ли ребята, получившие 5 баллов? Почему? 4 балла? Объём?
Беседа с классов, сопровождаемая показом слайдов презентации, запись в тетрадь алгоритма написания комментария.
Чтение текста (ученик) – выделение маркерами важных слов, цитат, мыслей!!!!
- Охарактеризуйте стиль и тип речи данного текста.
Стиль публицистический, поскольку здесь мы находим достаточно явные его признаки – такие как актуальность темы о необходимости повышения речевой культуры;
- обращенность к массовому читателю с целью воздействия на ум и чувства (т.е. главные задачи? Информирование и воздействие )
С помощью чего достигается данный эффект?
Лексика общедоступна, часто носит оценочный характер страстный, погубит репутацию, сообразительный одессит; ловкий человек, провернет дело (разг); неграмотные наши деятели, аморально
Фразеологические обороты: выдает с головой; провернет дело; пеняй на себя
Общественно-политическая лексика , связанная с развитием общества: бизнес, репутация;
использование слов и оборотов, часто встречающихся в средствах массовой информации: слова книжного стиля: торговец недвижимостью, крайне болезненно.
Во мнении народном – литературная аллюзия (реминисценция- воспроизведение широко известного фрагмента, цитаты в тексте; Зачем? Опора на авторитет и указание на традицию и ученичество, и средство полемики. Главное- создание художественной многозначности текста, расширение его смыслового «пространства»).
Эпитеты: ловкий человек, красивых и страстных слов.
Олицетворение: ударение убивает лидера, произношение подорвет кредит.
Гипербола: всей страной смеются.
Сравнение: как будто на него произвели покушение.
Разнообразны синтаксические средства: практически все виды предложений, наличие риторических вопросов и восклицаний;
наличие предложений с оттенком градации (особенно 13), побудительных предложений, повторы слов и союзов
Определим проблему текста (необходимость повышения речевой культуры).
Какая это проблема?
Дадим ей определение (социальная, наболевшая, общественно значимая, острая, важная).
Как характеризует автора выбор данной проблемы? (не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, культурный человек, уважает мнение других, настоящий гражданин своего Отечества).
Определение позиции автора и способа ее выражения.
Учитель: по мнению известного литературоведа М. Ю. Лотмана, «в тексте скрывается сам автор, текст – есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе – в тот или ином виде – образ своего творца».
Какова авторская позиция по затронутой им проблеме? (доказать примерами из текста).
7. Самостоятельная работа - КОММЕНТАРИЙ!
8. Домашнее задание:
1 группа – написать вступление, проблему и комментарий, 2 группа – всё сочинение