Просмотр содержимого документа
«"Коммуникативные качества речи. Нормы русского литературного языка"»
Тема: Коммуникативные качества речи. Нормы русского литературного языка.
Цель: углубление знаний учащихся о коммуникативных качествах речи, систематизация знаний о типах языковых норм, совершенствовать умения выявлять и исправлять речевые и грамматические ошибки в текстах разных типов и стилей.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Работа над орфографической нормой
3.1 Этимологическая викторина»
-О происхождении каких слов идет речь? Узнайте слова по их этимологическому толкованию, запишите.
1) В русском языке это слово » известно с XVI в. в значении «словарь». Во французском и других западноевропейских языках слово известно раньше - с XIV-XV вв. В европейских языках первоисточником является позднелатинское (II-III вв. до н. э.) новообразование alphabetum по названиям первых букв греческой азбуки: alpha и beta (в позднегреческом произношении - vita). АЛФАВИТ)
2) Заимствовано в Петровскую эпоху из польского языка, слово обозначало «сообщение». (КОММУНИКАЦИЯ)
3)Слово распространилось в русском языке в эпоху Петра I. Оно пришло из польского языка, который, в свою очередь, заимствовал его из латинского, со значением «сведения о ком или чем-либо». (ИНФОРМАЦИЯ)
4) Заимствовано в Петровскую эпоху из нем. яз., где слово обозначало «находящийся в переписке», производное от «переписываться, отвечать» (КОРРЕСПОНДЕНТ)
5) Слово появилось в русском языке в первой трети XIX в., оно было заимствовано из польского, однако с измененным значением. Если в польском языке интеллигентом называли человека сообразительного, то в России это «образованный человек, как правило, получивший высшее образование». К интеллигенции относят деятелей науки и культуры, преподавателей, врачей. (ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ)
4 Актуализация знаний учащихся
-Можно ли объединить эти словарные слова в одну тематическую группу? (лексика связна с общением, обменом информацией, владением определенными качествами)
-Что объединяет корреспондента и интеллигента? (владение нормами русского языка, использование его в соответствии с поставленными целями и задачами)
Слово культура называется уровень развития какой –либо хозяйственной отрасли, общественной и умственной сферы деятельности людей. Мы говорим: культура труда, культура земледелия, поведения, речи.
-Что же такое культура речи? Каковы ее задачи?
Сформулируйте тему урока и его цели.
5 Изучение нового материала
5.1 Рассказ учителя о культуре речи
Существует несколько определений «культуры речи».
Культура речи — это владение нормами устного и письменного литературного языка.
Культура речи - это, прежде всего, её реальные признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о её коммуникативном совершенстве. Для того чтобы структура речи приобрела необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний.
Поэтому культурой речи также называется уровень использования богатств языка тем или иным человеком, степень владения языком в разных условиях общения. Чем лучше человек знает язык, тем свободнее он владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека, тем большее влияние оказывает его речь на окружающих. Культура речи – это соблюдение норм русского литературного языка. Любая нация имеет литературную норму языка, которая характеризуется устойчивостью и обязательностью для всех говорящих. С понятием «норма» мы уже с вами знакомы.
5.2 Работа с учебником
-Какие нормы русского языка вы знаете?
УПР, 43 (1а, 2г, 3д, 4з, 5б, 6ж, 7в)
5.3 Групповая работа
ГРУППА 1 Орфоэпические нормы
Спишите, поставьте ударения в словах.
КлАлашАрфы, бАнты, тОрты,
крАлась зАтемно домой,
А потом к аэропОрту
ПрибылА, слилАсь с толпой.
ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта. Срубили ель, сорвали щавЕль.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ
ГРУППА 2 Словообразовательные нормы
-Объясните, какие словообразовательные модели использовали дети, придумывая свои неологизмы.
Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:
" Вот притонула, а вот и вытонула!"
А трехлетний Юра, помогая снарядить маленького Валю на прогулку, вытащил его ботинки, калоши, чулки и гамаши и , подавая , сказал :"Вот и все Валино обувало!".
-Мама, смотри петух без гребеха !
-Ой, какую мы нашли сыроегу!
-Спой мне, мама , боюльную песню.
- Бабушка, ты будешь наша пищеварительница!
ГРУППА 3 Морфологические нормы
Прочитайте текст. Найдите существительные с колебанием в роде, выпишите их вместе с прилагательными, согласовав в нужной падежной форме?
"Слыхали эту новость? Он съел жилету кунью
У нас в шкафу живёт И дедовский папах,
Тот, кто любую овощ, Персолем и шампунью
Любой продукт сжуёт. Который весь пропах.
Он яблок, помидору Так кто ж ту путь проделал
И всю картофель съест, Из шкафа в антресоль?
Баранок без разбору Мышь ненасытный, где он?
Умнёт в один присест. Где он, огромный моль?
Прожорлив, как собака, Вы скажете: не верим!
Тот, кто живёт в шкафу: Чтоб всё пустить в труху?
Пропала тюль и тапок, … Но есть обжора-Время –
И туфель на меху. Вот кто живёт в шкафу."
ГРУППА 4 Речевые нормы
УПР. 47, 49 (исправить допущенные речевые ошибки)
ГРУППА 5 Стилистические нормы
УПР, 52. (вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль)
ГРУППА 6Синтаксичские нормы
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами литературного языка.
1)Сюзан Рид не только изучила такой знакомый для эпохи журнал, как «Декоративное искусство СССР», но и периодические издания от «Вопросов философии» до «Нового мира» и «Крокодила». 2) В памятные дни у могил Владимира Высоцкого, Сергея Есенина и других поэтов собираются люди, чтобы вспомнить не только творчество классиков, но и почитать свои стихи. 3)Янка Брыль всегда любил и помогал молодым писателям. 4) Машина не завелась: из-за февральской оттепели то ли разладилось зажигание, то ли еще что-то.5) Стихи, посвященные матери, отцу, сыну, - это страничка не только в биографии автора, но и лирическая хроника белорусской семьи, истории, народа.
6 Закрепление
УПР. 48
7 Рефлексия
-Осмысливая предлагаемые вопросы, вы можете задуматься над состоянием нашего языкового сознания, филологической культуры. Отвечая на каждый вопрос, выберите 1 из 3 вариантов ответа: да – 3б, иногда – 2 б., нет – 1 б.
ТЕСТ
1. Вы считаете, что культура речи — категория социальная и зависит от культуры общества?
2. Повысила ли культурный уровень населения культурная революция в России (борьба с неграмотностью, борьба за культуру речи)? Вывела ли она страну на путь освоения мировой культуры?
3. Может ли считаться культурным человек без языковых знаний, языковой эрудиции?
4. Достоин ли уважения человек, употребляющий бранную лексику?
5. Вы читаете роман с захватывающим сюжетом, увлечены им, но вам мешают стилистические погрешности, встречающиеся грубые нарушения литературно-языковых норм. Не обращая на это внимания, вы доведете чтение до конца?
6. Грубые, вульгарные слова, произносимые в вашем присутствии, не волнуют вас?
7. Вы говорите по преимуществу правильно, отступления от литературных норм не характерны для вас?
8. Вы оцениваете свою речь как недостаточно богатую и выразительную?
9. Слушая выступающего, вы не замечаете, как построена («сделана») его речь, но обращаете внимание на ее точность, ясность, логичность, благозвучие?
10. Вы считаете, что главное в выступлении — это мысли. Если они есть, их речевое оформление не имеет большого значения?
11. Выступают ли литературно-языковые нормы в качестве единственного регулятора речевого поведения?
12. Вы считаете, что культуру речи вводить в школьное обучение в виде специального курса нет необходимости?
13. Если ваш собеседник, рассказывая в личной с вами беседе о чем-то важном для него, допускает нарушения литературно-языковых норм, вы поправите его?
РЕЗУЛЬТАТЫ:
65—40 баллов. Вы человек, обладающий филологической культурой, имеющий представление о социальной природе языка, его значении в жизни людей. Вы способны отличать нарушения норм литературного языка, обусловленные низким уровнем культуры человека, и понимаете, что способы «борьбы» с ними должны быть индивидуальными. Вы терпимы к молодежному жаргону, считая, что он «проходит», если человек имеет интерес к литературе, искусству. Ваша собственная речь не всегда удовлетворяет вас, в этом можно видеть возможности для ее совершенствования. Постарайтесь, читая, слушая выступления, найти ответы на вопросы: почему это вас взволновало? С помощью чего вызваны соответствующие чувства? Как взаимодействие единиц языка обеспечивает точность, выразительность, логичность речи.
40—30 баллов. Вы человек, имеющий языковое чутье. Вас оскорбляет употребление в вашем присутствии бранных слов, сами вы их никогда не употребляете. Вам не свойственна однозначность в оценке явлений действительности. Вы нередко сомневаетесь в том, что правильно, что неправильно. Вам следует понаблюдать за речью актеров, мастеров художественного слова, прислушаться к речи дикторов.
30 и менее баллов. Вы человек, проявляющий устойчивый интерес к гуманитарным знаниям. Активизируя свою наблюдательность и внимание, развивайте способность не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Обращайте внимание на интонацию, тембр голоса говорящих, их мимику и жесты, старайтесь понять и определить чувства, которые испытывают в этот момент собеседники и которые они проявляют, демонстрируют.