kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коммуникативные качества речи. Чистота речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить школьников правильному использованию речевых средств, продолжать знакомить с современными нормами русского языка, привить любовь к грамотной русской речи и нетерпимость к засорению языка различными словами-паразитами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные качества речи. Чистота речи»

Занятие 2. Коммуникативные качества речи. Чистота речи


Цель: научить школьников правильному использованию речевых средств, продолжать знакомить с современными нормами русского языка, привить любовь к грамотной русской речи и нетерпимость к засорению языка различными словами-паразитами.

Методические приемы: объяснение педагога, беседа по вопросам, тренировочные упражнения.


Ход занятия


1. Объяснение педагога

Мы неоднократно говорили с вами о том, что такое культура речи. Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответ­ствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, понятность, чистота речи, богатство и разнообразие, выразительность, правильность.

Познакомимся поближе с таким качеством речи, как чистота.

Чистая речь – это речь, в которой отсутствуют лишние слова, слова-«паразиты», которые засоряют речь. Как вы думаете, что такое слова-паразиты?

Словами-паразитами называются «слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки»1.

Слова-паразиты имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. Конечно, в языке таких слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого неуместного их употребления. В роли слов-паразитов часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и другие), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал. Т. о., слова, использованные в разных синтаксических конструкциях, могут иметь обычное свое значение, а могут стать и словами-паразитами. Причины этого заключаются в манере говорения, в цели высказывания, в интонации, психическом состоянии говорящего, а также в ситуации общения. Слова-паразиты появляются из самых обыкновенных слов и выражений. Основной фактор становления их словами-паразитами заключается в необоснованно повышенной частотности повторения одних и тех же языковых единиц. Поэтому слова-паразиты, не выполняющие никакой синтаксической роли в предложении, происходят из распространенных в разговорной речи предлогов, союзов, частиц, наречий»2.

Какие же слова чаще всего становятся словами-паразитами? Наблюдения над речью школьников, взрослых носителей языка, журналистов, персонажей художественных произведений свидетельствуют, что словами-паразитами становятся далеко не все слова. В «роли» слов-сорняков выступают слова с ослабленным (неноминативным) лексическим значением: частицы, модальные слова, вводные единицы, местоимения.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые нередко начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Слова-паразиты могут использоваться в художественной литературе как средство речевой характеристики персонажей. При этом в речи автора они, безусловно, должны отсутствовать. Так, примером может быть речь деда из повести М. Горького «Детство»: «То-то вот… Эх, вы-и… Ага-а!»; «Что-о, дура?! Ага-а! То-то вот… Эх, вы-и!».

Перенасыщен сорняками рассказ малокультурного почтмейстера из «Повести о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя: «Ну, можете представить себе, этакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире. Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шахерезада. Вдруг какой-нибудь этакой, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там этакая какая-нибудь Литейная; там шпиц этакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят этакие чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения – словом… Семирамида, сударь, да и полно!»

В уста Петрухи из повести В.Распутина «Прощание с Матерой» автор вложил такую фразу: «Извини-подвинься, закон, он хитрый. Он, извини-подвинься, о-о-о! С ним шибко!»


2. Беседа по вопросам

- Итак, в качестве слов-сорняков чаще всего выступают: частицы (указательная вот, резюмирующая ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, скажем так, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там3. Приведу примеры:

«Вот сегодня я к тебе приходила… вот…, но тебя… вот… дома не было».

«Мне нужно написать доклад, и сегодня я как бы пойду в библиотеку».

- А теперь примеры приведите вы.

(Школьники приводят примеры.)


Мы провели анкетирование учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ г.Беслана с целью определить, какие слова-сорняки наиболее популярны в среде старшеклассников, с какой целью употребляются школьниками и т. п. На доске записаны вопросы анкеты.


1. Напишите известные вам слова-паразиты.

2. Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.

3. Для чего вы их употребляете (нужное подчеркнуть)?

а) считаете, что модно, современно; б) нужны в речи для связи слов; в) помогают преодолеть недостаток слов в моей речи; г) непроизвольно появляются в речи вследствие волнения во время говорения; д) делают речь понятнее для друзей; е) что-то другое (напиши свой вариант).

4. Могли бы вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?

а) да; б) нет; в) не думал об этом.

5. Стараетесь ли вы обойтись без них (нужное подчеркнуть)?

а) да; б) нет; в) не думал об этом.

6. Как вы считаете, нужны ли слова-паразиты в речи (нужное подчеркнуть)?

а) да; б) нет; в) иногда, в разных случаях; г) не думал об этом.

В анкетировании, которое проводилось среди учащихся всех школах г.Беслана, приняли участие 152 старшеклассника. К его результатам мы вернемся попозже, а сейчас я бы хотела услышать ваши ответы, ваше мнение по поводу использования слов-паразитов в речи.

(Учащиеся отвечают на вопросы анкеты устно, выражают свое мнение, рассуждают о вреде/пользе слов-паразитов.)

А сейчас пришло время ознакомить вас с результатами проведенного анкетирования.

В ходе анкетирования, проведенного среди учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ г.Беслана, было выявлено, что наиболее распространенными словами-паразитами в речи старшеклассников являются следующие: реально, блин, в смысле, на фиг, приколись, типа, типа того, прикинь, караул, знаешь, понимаешь, так сказать, в общем, короче, собственно говоря, честно говоря, такой, вот, как бы, как его, это самое, этот, такой, как там, вот, ну, значит, да? При этом 81 % старшеклассников наиболее часто употребляют слово типа; 58 % - реально, 53 % - как его; более 45 % - да? как бы, понимаешь, более 40 % - вот, это самое; 35 % - значит; 24 % - короче; 26 % - так, так сказать; 18 % - собственно говоря.

Ответы показали, что 36,2 % учащихся уверены в том, что слова-паразиты делают речь понятнее друзьям; 23 % нуждаются в них для связки слов, у 23 % слова-паразиты появляются в речи непроизвольно вследствие волнения во время говорения; 9,2 % слова-паразиты помогают преодолеть недостаток слов в речи; а 4,6 % считают, что это модно и современно. И лишь несколько человек признались, что употребление слов-паразитов в речи стало дурной привычкой, от которой трудно избавиться, а так же слова-паразиты вырываются у них сами по себе.

Эти данные анкетирования позволили нам сделать вывод о том, что основная причина появления слов-паразитов в речи школьников состоит в желании, создав «свой» язык, организовать общение среди сверстников, входящих в ряд своих.

Анализ ответов на вопрос о том, смогли бы они обойтись без слов-паразитов, показал, что ровно половина учащихся не задумывались над этим, 27,6 % ответили положительно, и 22,4 % - не смогли бы.

Анализ ответов на вопрос: «Стараетесь ли вы обойтись без них?» показал, что 46,1% не стараются избегать слов-паразитов, 34,2 % стараются их не употреблять и 19,7 % не думали об этом. На вопрос: «Нужны ли слова-паразиты в речи?» - абсолютное большинство анкетируемых (78,3%) ответили, что нужны иногда, в разных случаях, 12,5% считают, что не нужны вообще, 5,3 % - не думали об этом, а 3,9 % уверены, что нужны.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что существует опасная тенденция сохранения в речи анкетируемых этих убогих слов и выражений. Ведь, судя по результатам анкетирования, подавляющее большинство старшеклассников не осознают вреда функционирования в своей речи такого обилия слов-сорняков. Вряд ли без специальной работы над культурой своей речи, став взрослыми, школьники забудут эти слова и перестанут их употреблять. А речь, как известно, - показатель интеллекта человека, его общей культуры.


3. Тренировочные упражнения

Учащимся раздаются карточки с подобными заданиями.


Задание. Прочитайте предложения из газеты «Известия» так, как они напечатаны, а затем, опустив сочетание по большому счету. Скажите, изменяется ли при этом смысл предложения?

1. По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям. 2. Самому Ельцину по большому счету все равно, кто возглав­ляет его администрацию. 3. Как вы думаете, по боль­шому счету, кто такой Березовский? 4. Я не боялся, я жил. И жил, по большому счету, радостно. 5. Несча­стный инженер Гаранин, не виноватый по большому счету ни в чем.

После выполнения заданий учащиеся окончательно убеждаются в том, что слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью, засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.


Д/з. Вслушайтесь в разговорную речь окружающих и попытайтесь обнаружить в ней слова-паразиты, о которых мы сегодня говорили.

1 Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – С.288.

2Клименко Д.А. Классификация используемых слов-паразитов в русской разговорной речи. Теоретические аспекты / Русский язык: исторические судьбы и современность: Сборник материалов III Международного конгресса исследователей русского языка. – М., 2007. – С. 125.

3 Фоменко Ю.В. Слова-сорняки в современной русской речи / Искусство грамматики. – Новосибирск, 2004. – Вып. 1. - С.531.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коммуникативные качества речи. Чистота речи

Автор: Пагиева Людмила Борисовна

Дата: 03.01.2019

Номер свидетельства: 493672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль семьи в коммуникативном  развитии ребенка. "
    ["seo_title"] => string(47) "rol-siem-i-v-kommunikativnom-razvitii-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "126408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415174155"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Мастер класс на тему: «Развитие вокально-хоровых способностей дошкольников через театрализованную деятельность»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_na_temu_razvitie_vokalno_khorovykh_sposobnostei_doshkolnikov_cherez"
    ["file_id"] => string(6) "569086"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1609321960"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Театрализованная игра "Суд над сигаретой""
    ["seo_title"] => string(40) "tieatralizovannaiaighrasudnadsigharietoi"
    ["file_id"] => string(6) "293019"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455384670"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "225088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439390280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства