Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения учащихся находить и пояснять смысловые компоненты текста.
Что обозначает «комментарий» текста? В чем его отличие от пересказа?
Следует помнить, что если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то оно по всем критериям проверки оценивается нулем баллов.
Комментарий – это рассуждение по поводу прочитанного или увиденного, это пояснительные замечания по поводу чего-либо. Это может быть изъяснение смысла текста, в то время пересказ – это изложение содержательной стороны прочитанного. При написании комментария советуем выпускникам задавать самим себе следующие вопросы. К какой категории относится проблема: философской, социальной, психологической, экологической? Насколько она актуальна? Как часто мы с ней сталкиваемся? На чем заострял внимание автор, описывая проблему? В этом и суть отличия комментария от пересказа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комментарий проблемы текста »
Последовательность действий
3. Прокомментировать проблему
(К-2)
Комментарий – рассуждение,
пояснительные замечания по
поводу чего-либо
О чём можно говорить в комментарии
насколько актуальна проблема и почему;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы ;
есть ли по этому вопросу иная точка зрения , не совпадающая с авторской.
Можно:
указать на выделенные автором разныеаспекты проблемы;
указать, с какимнастроениемпишет автор;
обратить внимание накомпозициютекста, способствующую прояснению авторской позиции;
отметитьизобразительные средстваи стилистические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально.
Следует помнить, что в любом
случае комментарий должен
опираться на прочитанный
текст.
Опасность «однобокого» развития человека заметила и Л. Серова. Она затрагивает очень актуальную проблему наследственности и самоформирования. Серова задает вопрос: полностью ли человек определен своим генотипом или у него есть шанс развить себя самому?
Особенно животрепещущей эта проблема стала в последнее время: благодаря развитию генетики человек может не только определить, но и «задать» предрасположенности и таланты. Очевидно авторское негодование: нам самим станет неинтересно жить, если мы будем знать все о своих задатках: все предначертано, нет возможности выбрать. Многие страдали бы от чувства обреченности, а если каждому будут расшифровывать его геном – в человеке останется мало человеческого.
«Жизнь подарена нам судьбой», - утверждает автор, и мы сами вправе этой жизнью управлять.
Типичные ошибки при комментировании проблемы
комментарий подменяется пересказом;
излишне подробно цитируется исходный текст;
выделена одна проблема, а комментируется другая;
при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
Полезные советы
Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов (рекомендуемый объем сочинения - не менее 150 слов).
Полезные советы
В сочинениине нужноспециально анализировать использованные в тексте средства выразительности. В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво повторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т. п.) не только не украшает работу, но и нарушает логику развертывания мысли.
Полезные советы
Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора . К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.
Полезные советы
Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.
Полезные советы
Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю , что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как…
Полезные советы
Если вы используете авторский неологизм , обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.
Полезные советы
Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т. п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.
Идет время, сменяются поколение за поколением, но всегда остается что-то важное, неизменное. Это, конечно, отношения между людьми. Прочитанный мною текст Е. Кореневской именно об этом.
Автор поднимает серьезную морально - этическую проблему взаимотношения "отцов и детей". Данная проблема, без сомнения, является традиционной как в обществе, так и в литературе. Не случайно Е. Кореневская в качестве примеров приводит роман И.С.Тургенева, древнеегипетские папирусы, а поводом для размышлений становится письмо, пришедшее в редакцию журнала. В то же время автор рассматривает проблему по-своему: она не просто говорит о непонимании друг друга людьми, но ищет способы избежать конфликтов.
Мне Е. Кореневская представляется человеком неравнодушным, с современными взглядами на жизнь. Позицию автора я вижу в следующем: нужно уважать друг друга, терпеливо воспринимать даже те слова и взгляды, которые кажутся чуждыми и неприемлемыми, как бы трудно это ни было.
Проблема «отцов» и «детей» относится к категории вечных, но, на мой взгляд, сегодня она особенно актуальна, потому что молодые люди в погоне за благами жизни часто забывают про своих стариков.
Мне пока не доводилось сталкиваться с подобной проблемой, но по опыту своих близких (по опыту художественной литературы) я знаю, что…
Мне приходилось в своей жизни решать эту проблему…
К этой проблеме в своих произведениях обращались…
На мой взгляд, средства массовой информации недостаточно активно обсуждают эту проблему…
Эта проблема часто обсуждается в средствах массовой информации…
Долинина размышляет и о природе ревности, и выясняет, что является её причиной («Ревность – это неверие в себя») и к чему она приводит («ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим»).
Очевидно авторское негодование: нам самим станет неинтересно жить, если мы будем знать все о своих задатках.
Текст представляет собой логичное, яркое, убедительное размышление, в котором автор стремится подвести читателей к пониманию собственной позиции.
В тексте Даниила Гранина часто встречается такое средство выразительности, как ряды однородных членов. В приведенной выше цитате автор использует этот прием, чтобы показать, насколько широко рассматриваемая им проблема отражена в произведениях подавляющего большинства русских писателей XIX века. В следующем абзаце мы видим ряд однородных определений: "…обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим…". Эти эпитеты взаимно усиливают друг друга, и автору удается выразить глубочайшую степень униженности, одиночества "падших героев".
Искусство всегдадухоподъёмно, в этом его назначение.