kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует новым  образовательным стандартам. Разработан на основе краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
«Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных.»

Методическая разработка урока русского языка в 6–м классе.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Новоназимовская СОШ№4

Римашевская С.Ф.

УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.


Тема: "Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных".

Цели урока:

Образовательная:

совершенствовать умение отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; познакомить учащихся с количественными и порядковыми числительными, а также разрядами количественных числительных; формировать умение находить в тексте и различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

Развивающая:

развивать мышление, умение анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, таблица “Линия сравнения”, раздаточный материал,

Ход урока:

I, Оргмомент.

II. Актуализация знаний. 1) Распределительный диктант.

Задание: распределить слова в 2 колонки: «Числительные», «Другие части речи».

Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды.

- Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание?

( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).

Задание: распределите по разрядам:

1, 25, 369, 5, 15, 11, 48,6, 41, 123.

Простые:
Составные:

Задание: определите, какое орфографическое правило я зашифровала:

5-20,30-Ь
50-80
500-900 –Ь

2) Блиц – опрос.

  • Числительное может обозначать количество предметов? (да)

  • Числительные отвечают на вопрос кто? (нет)

  • Числительное может быть подлежащим? (да)

  • Сто - простое числительное? (да)

  • Одиннадцать - составное числительное? (нет)

  • Тройка – числительное? (нет)

  • Столетний - прилагательное? (да)

  • Слово одиннадцать пишется с двумя буквами Н? (да)

  • Числительное пятнадцать пишется с Ь в середине? (нет)

  • Числительное изменяется по падежам? (да)

  • Миллион – числительное? (нет)

III. Формирование новых знаний и умений. Объяснение нового материала. 1. Сообщение учителем темы урока.

- Запишите тему в свою тетрадь.

- Теперь нужно наметить цели своей работы. Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые вы ставите перед собой на этом занятии.

- А вот какие цели для нашего урока определила я.

2. Работа в парах со сравнительной таблицей.

- Ваша задача - самостоятельно изучить материал учебника (п.59,, с.138-139, п.66, с.151), обсудить в паре морфологические признаки количественных и порядковых числительных, заполнить таблицу.– Предложите свои варианты.

Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения.

Полученный результат:

Количественные  

Линия сравнения

Порядковые

 

Вопрос

 

 

Значение

 

 

Морфологические признаки

 

 

Синтаксическая роль

 

– Давайте разберём полученные результаты.

Порядковые

Линия сравнения

Количественные

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Вопрос

Сколько?

Порядок предметов при счёте

Значение

Количество предметов

По падежам

родам

числам

Морфологические признаки

По падежам

Обычно определение

Синтаксическая роль

Любой член предложения

3. Разряды количественных числительных (составление схемы - кластера).

Задание: Составьте предложения, содержащие числительные.

  • Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

  • По сколько человек вы дежурите в классе? (Мы в классе дежурим по трое человек.)

  • А теперь представьте, что в столовой вы купили яблоко. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

А теперь проверьте, все числительные, записанные на доске, являются количественными? Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

  • Что обозначают эти числительные? (Целое число, собирательное, дробное; добавляются в схему.)

  • Сформулируйте правило о разрядах количественных числительных. (Ответы учащихся)

4. Работа с учебником – с. 144, п.62

Физкультминутка.

- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.

25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.



IV. Закрепление.

1. Игра «Четвертый лишний».

Задание: записать числительные, пропустив четвертое лишнее.

Шестидесятый, пятнадцатый, седьмой, восемьдесят.

Двадцать один, семнадцатый, двести сорок, тридцать три.

2. Тренировочные упражнения.

Задание: выписать в две колонки количественные и порядковые числительные.

В 10 км от Новоназимово находится деревня Назимово. В этом году ей исполнилось 380 лет. На карте начала 18 века Назимово обозначено как погост, т.е. в деревне имелась церковь. Из книги «Краткое описание приходов Енисейской Епархии» мы находим следующее описание: «От волостного правления Назимовское находится в 100 верстах, от врачебницы в 20 верстах, от Пономарёво в 24 верстах, от Остяцкого в 50 верстах и от Савино в 52 верстах.

В приходе имеется 2 церкви. В Назимово, каменная, с конусообразной колокольней кирпичной, построенная в 1750 году. Приход состоит из священника и псаломщика. Первый получает жалованье из казны 500 рублей в год и 100 рублей за преподавание закона Божьего. Второй 200 рублей».


Упр.345 (1,2), 356 (устно)

3. Проверочная работа.

V. Домашняя работа.

П.59, 62, упр. 357

VI. Выставление оценок.

Дополнительно.

Задание: расшифруйте текст.

Вскоре 7я 40а о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Математический диктант. "Подводная арифметика". Ответ записать столбиком словами.

1). Детеныш голубого кита выпивает за день 600 литров молока. Сколько молока выпьет такой малыш за 3 дня?

2). Черепаха-атлант (ныне вымершая) была самой большой из известных морских черепах. Она весила столько же, сколько весят 60 человек (средний вес человека 70 кг.). Какова масса этого гиганта?

3). В мире ежегодно продается 60 миллионов аквариумных рыбок. Сколько рыбок будет продано за 5 лет?

4). Крабы имеют целых 6 пар челюстей, которыми перерабатывают все, что им попадается - от мусора до мелких рыбешек. 6 пар - сколько же это?

  • Одну тысячу восемьсот

  • Четыре тысячи двести

  • Триста миллионов

  • Двенадцать

Задание: . Даны некоторые числа в системе записи, которая использовалась в русской письменности до начала ХV века. Как записывались числа 624, 232,333?





























Лист контроля

Задание

Самоконтроль

Оценка учителя

1. Распределительный диктант



2. Знание теории по блиц-опросу.



3. Работа с теоретическим материалом учебника, заполнение таблицы.



4. Тренировочные упражнения.



5. Проверочная работа.



6. Итог.



Лист контроля

Задание

Самоконтроль

Оценка учителя

1. Распределительный диктант



2. Знание теории по блиц-опросу.



3. Работа с теоретическим материалом учебника, заполнение таблицы.



4. Тренировочные упражнения.



5. Проверочная работа.



6. Итог.



Лист контроля

Задание

Самоконтроль

Оценка учителя

1. Распределительный диктант



2. Знание теории по блиц-опросу.



3. Работа с теоретическим материалом учебника, заполнение таблицы.



4. Тренировочные упражнения.



5. Проверочная работа.



6. Итог.



Лист контроля

Задание

Самоконтроль

Оценка учителя

1. Распределительный диктант



2. Знание теории по блиц-опросу.



3. Работа с теоретическим материалом учебника, заполнение таблицы.



4. Тренировочные упражнения.



5. Проверочная работа.



6. Итог.



Проверочная работа по теме «Количественные и порядковые числительные»


Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­ _____________________________________


Задание №1.

Впишите правильный ответ.

Числительные, обозначающие порядок предметов при счёте, называются


__________________________


Задание №2.

Впишите правильный ответ.

На вопрос сколько отвечают ____________________________ числительные.


Задание №3.

Подчеркните количественные числительные одной чертой.

Пять, пятиэтажный, удвоить, двойка, троечник, третий, утроить, семь, семилетка, седьмой, сто тысяч, дважды, пятерка, десяточка, пятитон­ный, троица, второй, тридцатый, миллионер, пятьдесят восемь.


Задание №4.

Надпишите над числительными их разряд: над порядковыми (п.),

над количественными (к.)


И по милости своей дал в прибавок пять рублей.

П. П. Ершов


Сто одежек и все без застежек.

Загадка


На шестнадцатом году повстречаешь ты беду.

В. Жуковский


Со второго щелчка лишился поп языка.

А. С. Пушкин

- Кабы я была царица, - третья молвила сест­рица.

А. С. Пушкин






Проверочная работа по теме «Количественные и порядковые числительные»


Ф амилия, имя______________________________________



Задание №1.

Впишите правильный ответ.

Порядковые числительные обозначают


_____________________________________________________________________

Задание №2.

Впишите правильный ответ.

Количественные числительные отвечают на вопрос ____________________________


Задание №3.

Подчеркните одной чертой порядковые числительные.


Пять, пятиэтажный, удвоить, двойка, троечник, третий, утроить, семь, семилетка, седьмой, сто тысяч, дважды, пятерка, десяточка, пятитон­ный, троица, второй, тридцатый, вдвоём, двадцать восемь.


Задание №4.

Надпишите над числительными их разряд: над порядковыми (п.),

над количественными (к.)


Я вынул из кармана новый серебряный пятак.

А.Куприн.

Семнадцатый участок трассы успешно преодолели все участники гонки.

Газета «Спорт».

Так шла жизнь Ивана Ильича в продолжение семнадцати лет.

Л.Н.Толстой.

Мы сели в кибитку втроём.

А.С. Пушкин.


Судьба забросила меня на целые шесть месяцев в глухую деревушку.

А. Куприн.


Задание: выписать в две колонки количественные и порядковые числительные.

В 10 км от Новоназимово находится деревня Назимово. В этом году ей исполнилось 380 лет. На карте начала 18 века Назимово обозначено как погост, т.е. в деревне имелась церковь. Из книги «Краткое описание приходов Енисейской Епархии» мы находим следующее описание: «От волостного правления Назимовское находится в 100 верстах, от врачебницы в 20 верстах, от Пономарёво в 24 верстах, от Остяцкого в 50 верстах и от Савино в 52 верстах.

В приходе имеется 2 церкви. В Назимово, каменная, с конусообразной колокольней кирпичной, построенная в 1750 году. Приход состоит из священника и псаломщика. Первый получает жалованье из казны 500 рублей в год и 100 рублей за преподавание закона Божьего. Второй 200 рублей».






Задание: выписать в две колонки количественные и порядковые числительные.

В 10 км от Новоназимово находится деревня Назимово. В этом году ей исполнилось 380 лет. На карте начала 18 века Назимово обозначено как погост, т.е. в деревне имелась церковь. Из книги «Краткое описание приходов Енисейской Епархии» мы находим следующее описание: «От волостного правления Назимовское находится в 100 верстах, от врачебницы в 20 верстах, от Пономарёво в 24 верстах, от Остяцкого в 50 верстах и от Савино в 52 верстах.

В приходе имеется 2 церкви. В Назимово, каменная, с конусообразной колокольней кирпичной, построенная в 1750 году. Приход состоит из священника и псаломщика. Первый получает жалованье из казны 500 рублей в год и 100 рублей за преподавание закона Божьего. Второй 200 рублей».






Задание: выписать в две колонки количественные и порядковые числительные.

В 10 км от Новоназимово находится деревня Назимово. В этом году ей исполнилось 380 лет. На карте начала 18 века Назимово обозначено как погост, т.е. в деревне имелась церковь. Из книги «Краткое описание приходов Енисейской Епархии» мы находим следующее описание: «От волостного правления Назимовское находится в 100 верстах, от врачебницы в 20 верстах, от Пономарёво в 24 верстах, от Остяцкого в 50 верстах и от Савино в 52 верстах.

В приходе имеется 2 церкви. В Назимово, каменная, с конусообразной колокольней кирпичной, построенная в 1750 году. Приход состоит из священника и псаломщика. Первый получает жалованье из казны 500 рублей в год и 100 рублей за преподавание закона Божьего. Второй 200 рублей».





Количественные  

Линия сравнения

Порядковые

 

Вопрос

 

 

Значение

 

 

Морфологические признаки

 

 

Синтаксическая роль

 



Количественные  

Линия сравнения

Порядковые

 

Вопрос

 

 

Значение

 

 

Морфологические признаки

 

 

Синтаксическая роль

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных.

Автор: Римашевская Светлана Фёдоровна

Дата: 12.10.2020

Номер свидетельства: 559808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект открытого урока "Порядковые числительные" по русскому языку в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-otkrytogho-uroka-poriadkovyie-chislitiel-nyie-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "326075"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463086584"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка урока по русскому языку "Количественные и порядковые числительные" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-kolichiestviennyie-i-poriadkovyie-chislitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "106838"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403095152"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Количественные и  порядковые числительные. КСП"
    ["seo_title"] => string(48) "kolichiestviennyieiporiadkovyiechislitielnyieksp"
    ["file_id"] => string(6) "310240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458981585"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока английского языка по теме "Порядковые числительные""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-poriadkovyie-chislitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "315501"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459887412"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "тесты по теме "Дробные числительные" "
    ["seo_title"] => string(41) "tiesty-po-tiemie-drobnyie-chislitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "211534"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431628107"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства