языка Гонтарь А.Т.
Задания предполагают наличие умений ставить вопросы к словам, по вопросам определять значение слов и названия частей речи, правильного использования их в речи.
Предложения в карточках не повторяются, поэтому могут использоваться неоднократно для индивидуальной работы с учащимися 6 -8 классов.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения, определить второстепенные члены предложения.
«№ 1 1. Улица, окошко, чайник, сумка, касса, седьмой, ночь. 2. Подберёзовик, садовник. 3. В Донецке Много Парков, Площадей, Фонтанов, Театров. 4. Фонтан на площади дарил нам приятную прохладу в этот летний знойный день. 5. Вдруг зайчишка убежал в заросли малины. 6. Учитель …. детей. 7. « ………….» Заяц ход…т ночью по полям и лесам без страха и прокладыва…т прямые следы. Утром же он начина…т метаться из стороны в сторону. Проскач… вперёд, испугается и побеж… назад по своему следу. Ещё услыш…т что-нибудь – и со всего размаха прыгн… в сторону. Опять стукнет что – нибудь – опять заяц повернёт назад. Только днём он успокоится и ляж… Охотники утром разбира… следы, путаются и удивляя…тся хитрости зайца. А заяц и не дума… хитрить. Он только всего боится. | № 2 1.Обувь, физкультура, весенний, день, ученик, лампа, двойка. 2. Пересадка, приехал. 3. У Меня Есть Кошка Мурка. 4. Ночь ушла за леса, за горы, в воздухе дохнуло утренней прохладой. 5. Зимой снежок лежит на земле белым ковром. 6. Врач взял градусник и … мальчику температуру. 7. « ……………» Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Но пройдёт несколько дней, прикоснётся солнечный луч к зелёной травке, и на конце стебля начнёт распускаться цветок. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный ярко-жёлтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом. ( По Н.Осипову.) |
№ 3 1. Солнце, семья, лейка, кресло, сумма, сильный, печь. 2. Пересказ, радостный. 3.Самая Красивая В Городе Улица Артёма. 4. По голубому небу к востоку бегут лёгкие тучки. 5. Вдруг подул ветер и с деревьев посыпались листья. 6. Снежинка упала на ладошку и сразу … . 7. Зимнее утро. Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далёком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. ( М. Пришвин). | № 4 1. Компьютер, пальто, зверьё одиннадцать, тумбочка, грибной .2.полотенце, побежать. 3. Мою Собаку Зовут Рекс. 4. Лучи утреннего солнца будят речку, поле, луг и рощу. 5. Птицы покинули сады. 6. За ночь снег … всю землю пушистым ковром. 7 « ………….» На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. (А.Н Толстой). . |
№5 1. Парта, теплоход, речь, горький, карандаш, Анна, змейка. 2. Переселенцы, сказочник. 3. Наша Школа Расположена на Партизанском Проспекте. 4. Чистая прохладная вода нужна и травке, и зверю, и человеку, и птице. 5. Поезд подходит к станции. 6. Осенью лес … в красивый золотой наряд. 7. «…………..» Леса оздоровляют землю. Они не только дают кислород. Они поглощают из воздуха пыль и ядовитые газы. В воздухе городов в несколько тысяч раз больше микробов, чем в воздухе лесов. Нет ничего прекраснее и целебнее, чем воздух сосновых боров – смолистый, мягкий, настоянный на запахе хвои, трав и цветов. Поэтому в нашей стране так берегут леса вокруг больших городов и справедливо зазывают их « лёгкими города». (К. Паустовский) | № 6 1. Экран, кружка, учебник, моль, майка, кроссовки, подушка. 2. Задачник, подоконник. 3. Я Люблю Играть с Братом Сашей В Футбол. 4. Речка поит водой людей и животных, освежает растения на лугах, вертит мельничные колёса. 5. В садах и на полях появилось много насекомых. 6. Весной перелётные птицы … гнёзда на деревьях. 7. « ……..» Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот глаз не больше человеческого. ( М. Пришвин). |
№ 7 1. Школа, краски, обезьяна, новый, соль, весенний, окно. 2. Перебежки, прыжок. 3. Я Живу В Городе … . 4. К вечеру освежающий дождь напоил луга и поля. 5. Дети развешивают на деревьях скворечники. 6. … холодный ветер 7. «…………….» Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает листья с деревьев и разносит их по роще, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей. На рассвете грачи посидели на берёзках, поднялись и пропали. А у нас появились зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи, щеглы, они клюют семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу. ( По Г. Скребицкому) | № 8 1. Зайка, лето, коньки, линейка, умывальник, загадка, кроссворд. 2. Обрадовался, подснежник. 3. Мою Бабушку Зовут Светлана Петровна. 4. Зазеленела трава, приподняли головки цветы, посвежели листья. 5. Грачи вьют гнёзда на деревьях. 6. С деревьев … последние листья. 7.«………………….» Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель. В деревне стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Смотрю, на дорогу села желтогрудая птица. Скок- поскок, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: « Синь-синь-синь». |
№ 9 1. Сельский, качели, шкаф, потолок, подушка, гель, кровать. 2. Выезд, деревянный. 3. Моего Друга Зовут Андрей. 4. Небо заволокла тяжёлая грозовая туча. 5. От дождя ребята спрятались под зонтиками. 6. Кролик … сладкую морковку. 7 . «……………» Осенью можно долго бродить по пустынному лесу и не встретить ни зверя, ни птицы. Кажется, все лесные жители его покинули, а кто спрятался, затаился, приготовился к долгой зиме. ( Не) порадуют красками и лесные поляны. Сухие серые кустики трав и цветов – вот единственное украшение лесных полян. | № 10 1. Обед, прыжки, театр, рюкзак, дождь, упражнение, автобус. 2. Запрыгнул, засмеялся. 3.Я Провёл Каникулы В Крыму. 4. Мама мыла малыша мягкой губкой. 5. Ребята сидели у костра и слушали песни. 6. Мама … вкусный обед. 7. « …………………» Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. |
№ 11 1. Портфель, тетрадь, салфетка, наволочка, ручка, обои, ключ. 2. Тетрадный, позавтракать. 3. Моя Бабушка Живёт в Городе… 4. Ребята взяли корзинки и пошли в лес за грибами. 5. Бабушка испекла пироги. 6. Ветер … деревья. 7. « …………..........» Начинается рассвет, и скоро проснутся неугомонные птицы. Они взлетают в беспредельную вышину, распевают свои бесконечные песни и исчезают в облаках. Раскалённый солнечный шар восстаёт над горизонтом и разбрасывает свои лучи над бескрайними просторами. Над степью расстилается пар. | № 12 1. Троллейбус, врач, листья, правило, праздник, здоровье, мёд. 2. Развеселился, замолчал. 3. Нашу Воспитательницу Зовут Валентина Михайловна. 4. Утром друзья взяли удочки и заготовленных червей и отправились на рыбалку. 5. В воздухе уже пахнет весною. 6. Обезьяны … бананы. 7. « …………………» Как хорош лес ранней осенью! Еще тепло, но уже вьётся в воздухе паутина тоньше волоса. Ещё слышатся птичьи голоса. Лес задумался, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро ненастье и стужа начнут хозяйничать в лесу. Листья съёжатся и облетят. Заблестит серебро на сучьях. Разъярится ветер, и вьюга заметёт волчьи, лисьи, заячьи следы ( По Е. Гладченко) . |
№ 13 1. Альбом, класс, учитель, мел, одежда, слон, игрушка. 2. Дежурный, выиграл. 3. Летом Я Часто Гулял с Мишей и Таней В Парке. 4. С севера подул холодный ветер и погода резко изменилась. 5. На столе лежала буханка хлеба. 6. Марина … интересный журнал. 7. «………..» С утра моросит дождь. После него на дорожках сада остаются лужи и липкая, как смола, грязь. За ночь лужицы покрываются прозрачной, как стекло, корочкой льда. Скоро-скоро первый снежок покроет землю гладкой белой пеленой. | № 14 1. Рассказ, история, басня, озеро, салат, вокзал, лестница. 2. Разбил, расцвели. 3. Летом Я Помогал Дедушке Ване Поливать Огород. 4. Вдруг ребята увидели у берлоги большую медведицу и двух неуклюжих медвежат. 5. Дорога пролегла через поле. 6. Снег … поля 7 « ……………..» Есть у одуванчиков одна необычная особенность – они не увядают и не опадают, как другие цветы. Они стареют и умирают, как люди. Когда приходит их время, жёлтые головки одуванчиков покрываются сединой – белыми пушистыми волосинками. Ветер срывает их и разносит по земле. Иногда ему помогают дети. Забавляясь, они сдувают седые головки. Одуванчики роняют серебристые волосинки, и из них весной снова появляются цветы. ( По Нестайко) . |
№ 15. 1. Осень, листопад, книга, роща, текст, золото. 2. Мастерица, перелесок. 3. В Донецке Много Шахт, Заводов, Разных Предприятий. 4. Подошёл первый месяц осени. 5. Завесил октябрь дали пеленой тумана. 6. Лесник … молоденькую ёлочку. 7. «…………» Однажды ребята купались в пруду. Была среди них и семилетняя Марина. Плавать оно еще не умела и стала тонуть. Четвероногий Чарли до этого спокойно лежал в тени. Увидев тонущую Марину, бросился в воду, схватил её за косички и вытащил из воды. Весь этот день Чарли не отходил от Марины. Он боялся, чтобы она снова не попала в беду. ( М. Псалмов). | № 16 1.Сад, скамейка, окно, снег, компьютер, линейка. 2. Пересадка, выскочка. 3. Через Весь Лес Течет Маленькая Речка Хрустальная. 4. На школьном стадионе прошли лыжные соревнования. 5. Ребята нашли в лесу маленького оленёнка. 6. Повар … вкусный суп. 7. «…………..» В октябре осень набирает силу. Разгулялась вовсю в лесу! Вот уж вправду мастерица обряжать деревья в яркие одежды. Но это последний лесной наряд. С каждым днём тускнеет он от злых ветров. Любуйся, запоминай на долгую зиму это пышное осеннее многоцветие. . |
№ 17 1. Спальня, дневник, ветка, волк, двое, бумага, флешка. 2. Придумал, землекоп. 3. На Каникулах Ко Мне Часто Приходили в Гости Максим И Витя. 4. На берегу пруда рос огромный одинокий дуб. 5. На краю поля росла берёзка. 6. Собака … косточку. 7. «…………» В начале ноября солнце редким гостем появляется на небе. Всё чаще № 17 1. Спальня, дневник, ветка, волк, двое, бумага, флешка. 2. Придумал, землекоп. 3. На Каникулах Ко Мне Часто Приходили в Гости Максим И Витя. 4. На берегу пруда рос огромный одинокий дуб. 5. На краю поля росла берёзка. 6. Собака … косточку. 7. «…………» В начале ноября солнце редким гостем появляется на небе. Всё чаще проплывают над головой низкие дождевые облака. Дуют холодные ветры. Вот резкий порыв ветра пригнул к земле гибкие стебли травы и сорвал с деревьев увядшие листья. Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю мягким ковром. С утра моросит дождь. После него на дорожках сада остаются лужи и липкая, как смола, грязь. За ночь лужицы покрываются прозрачной, как стекло, корочкой льда. Скоро-скоро первый снежок покроет землю гладкой белой пеленой. | № 18 1. Аллея, цветок, бассейн, дверь, птицы, сказка, миллион. 2. Построили, выключил. 3. Мы С Семьёй Отдыхали В Седово. 4. Кошка сидит на заборе и греется на ласковом солнышке. 5. На клумбе расцвела роза. 6. Паук … паутинку. 7.«………» Ранней весной лесник обнаружил слабого беспомощного лосёнка. Мать- лосиху найти не удалось – то ли её задрала волчья стая, то ли тайно подстрелили и унесли № 18 1. Аллея, цветок, бассейн, дверь, птицы, сказка, миллион. 2. Построили, выключил. 3. Мы С Семьёй Отдыхали В Седово. 4. Кошка сидит на заборе и греется на ласковом солнышке. 5. На клумбе расцвела роза. 6. Паук … паутинку. 7.«………» Ранней весной лесник обнаружил слабого беспомощного лосёнка. Мать- лосиху найти не удалось – то ли её задрала волчья стая, то ли тайно подстрелили и унесли браконьеры. Осиротевшего лосёнка лесник принёс на колхозную ферму и попросил телятницу отогреть и накормить его. Об этом узнали школьники и принялись выхаживать лосёнка. Лосёнок вскоре встал на ноги, окреп и быстро опередил в росте телят. |