Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы
Подготовка учителя является делом государственной, социальной значимости, поскольку от уровня профессиональной деятельности учителя зависит уровень образования воспитания будущего поколения страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Валеева Ф.Ф- Республика Узбекистан Бухарская область город Гиждуван
преподаватель русского языка и литературы Агропромышленного колледжа
Подготовка учителя является делом государственной, социальной значимости, поскольку от уровня профессиональной деятельности учителя зависит уровень образования воспитания будущего поколения страны.
В современном обучении появился термин новые педагогические технологии. Существует много различных определении, но среди них наибольшего внимания заслуживает определение ЮНЕСКО: "Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования".
В реальной образовательной практике в настоящее время многие преподаватели обходятся без указания целей занятия в конспекте (методической разработке на практическое занятие) или относятся к написанию цели как к формальной ("ритуальной") операции. Между тем успех своих лучших занятий опытные педагоги-методисты объясняют умением сосредоточиться на точно очерченных, достижимых целях. Сам процесс обдумывания и формулирования целей и задач оказывает большое влияние на успех планируемого занятия. При этом важно, чтобы преподаватель задал себе вопросы:
"Какого результата я хочу достигнуть?"
"Какие приемы и методы помогут мне в этом?"
"Как занятие будет связано с личным опытом студентов, с их интересами?"
"Какие знания и навыки будут приобретены студентами на этом занятии?"
"Каким образом можно использовать это занятие для развития у учащихся исследовательских, аналитических, дискуссионных навыков и творческого мышления?"
"Как учащиеся смогут этими знаниями воспользоваться?"
"К каким выводам следует прийти в конце занятия?"
"Как я узнаю, что уже достиг цели?" и др.
Таким образом, при проектировании педагогической технологии в образовании важная роль принадлежит формулированию целей и задач всего курса, а также каждого занятия, и это будет соответствовать мировому педагогическому опыту.
Как превратить обучение в своего рода технологический процесс с гарантируемым результатом?
Как сделать так, чтобы обычный педагог обучал с высокой эффективностью?
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется учебный процесс, гарантирующий достижение запланированных учебных целей. Технологический подход проявляется, прежде всего, в том, что он дает не описательную, а конструктивную, предписывающую схему, позволяющую реализовать спроектированные результаты.
Ключом к пониманию педагогической технологии является последовательная ориентация на четко определенные цели, оперативную обратную связь, которая пронизывает весь учебный процесс, и обучение через действия обучаемого, что является основной философией педагогической технологии.
Педагог обычно ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили содержание учебного материала, получили определенные знания и научились их применять.
Однако основная масса преподавателей в новой технологии видит не средство педагогической деятельности, но самую деятельность и стремится занять по отношению к ней роль не пользователя, а функционера, исполнителя. Проблема состоит в том, что многие педагогические технологии разрабатываются независимо от целей и содержания образования, как своего рода программные оболочки, в которые может быть внесено любое содержание. Освоив педагогическую технологию как деятельность в форме нескольких игровых примеров, затем не знают что делать, либо используют цели, заложенные разработчиком, которые не всегда соответствуют условиям его применения. Иначе говоря, ; вместо основания многих технологий, прежнюю единую технологию пытаются заменить другой.
Таким образом, если вы от традиционного обучения переходите к организации обучения во взаимодействии, то есть строите урок на основе инновационных методов, то это пример применения новых педагогических технологий.
Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, учащиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения, то есть принципы демократии получают реальное воплощение на уроке.
На интерактивном уроке учащиеся обсуждают спорные вопросы, проводят моделирования, разыгрывают ролевые игры.
Для осуществления контроля над ходом процесса обучения преподаватель должен:
-глубоко изучить материал, в том числе дополнительный;
-тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия; определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия и т.д.
-мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учащихся; путем возвращения внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки;
- предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания, продумывая роли, в том числе для наиболее ретивых «возмутителей» нормальной работы в группе; включать упражнения, разминки и т.д.
На уроках русского языка и литературы можно использовать такие методы , как;
Метод «Река проблем» Этот приём можно использовать при объяснении нового материала. Этот прием формулирует идеи художественного произведения. Например, по теме Рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького
Сначала учитель объясняет учащимся, что в рассказе звучит тема раскаяния. Затем приводит пословицу: Что имеем - не храним, потерявши - плачем. И задаёт следующие вопросы:
Как вы думаете, поведение какого из героев подходит под эту пословицу?
Есть ли разница в качествах двух образов Лары и Данко?
Насколько важно человеку вовремя одуматься?
На ватмане, прикрепленном к доске, в левом нижнем углу учащиеся записали тему произведения, имена героев, каждому из которых дается краткая характеристика. В правом верхнем углу записали слова: достижения взаимопонимания, понимания истинной ценности качеств - означающие перспективу развития отношений между людьми. В середине нарисовали «реку проблем», где записали главные качества Лары, которые привели к разладу: эгоизм, жестокость, бессердечность и качества Данко - патриотизм, миролюбие, гуманизм, смелость. Несколько учащихся прокладывают своеобразный «мостик» через «реку», предлагают свое решение данной проблемы. Итоговым поступком этой работы стало понимание того, как легко ранить необдуманным словом человека и насколько важно находить достойный выход из любой ситуаций, то есть уметь решать проблемы, не задевая чести и достоинства другого человека. «Снежный ком» Задается тема упражнения. Сначала каждый думает над ним индивидуально и записывает свои идеи. Потом участники объединяются в группы по 2 человека, и они записывают на листочках все свои идеи, повторяющиеся идеи записывают один раз. Потом они объединяются в группы по 4 человека, группа не должна быть более 8 человек. Объединять в группу можно по-разному. Потом группа (8 человек) записывает каждую из разработанных идей на отдельных листочках бумаги и приклеивает листочки на ватман или на доску и презентует наработки.
Учитывая особенности психологического развития, интересы и склонности учащихся , целесообразно повторение, закрепление и контроль за усвоением материала, а также упражнения, необходимые для выработки речевых навыков и умений, организовывать в форме игр. Играя, учащийся добровольно, без принуждения втягивается в учебный процесс. Игра стимулирует интерес ученика к выполнению заданий, мобилизует его интеллектуальные возможности. Поэтому игры, особенно с элементами соревнования, используются на каждом уроке. При этом следует помнить, что психологическая особенность младших школьников такова, что они гораздо охотнее играют в уже известные им, хорошо усвоенные, привычные игры, нежели в новые правила, которые они должны усвоить и, как говорят, «войти во вкус игры». В играх эффективнее организовать не столько индивидуальное, сколько групповое соревнование, которое способствует развитию дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки. На уроках русского языка и литературы рекомендуются использовать игры так , как они делают урок интересным и качественным. Игра-«Угадай-ка»Цель: активизация словаря. Повторение и закрепление слов. Описание: учитель называет тему, по которой будут загадываться слова. Ведущий загадывает слово, ученики должны угадать его. Ученики называют одно за другим известные им по названной теме слова. Если названное кем-то слово не совпало с загаданным, ведущий говорит «нет», а если совпало, говорит «да» и уступает свое место отгадчику. 1-вариант игры:загадываются не только слова, но и словосочетания, например: свитер (теплый, красный); шарф (длинный, вязаный); суп (вкусный, рисовый) и т. п. 2-вариант игры:можно также вывесить плакат или картину с изображенными на них предметами.
Ведущий загадывает про себя один из предметов, а учащиеся, отгадывая загаданное, перечис-ляют все изображенные на картине предметы. 3-вариант игры:при закреплении и повторении числительных можно загадать числительные от 1 до 20.
Игра-«Цепочка» Цель: активизация словаря. Повторение и закрепление лексики. Описание: ученик, сидящий за первой партой, сообщает слово по закрепляемой или повторяемой теме рядом сидящему ученику. Тот называет другое слово по этой же теме и передаёт сидящему за ним ученику и т.д. Повторять сказанное нельзя. Назвавший слово из другой темы или повторивший уже названное считается «оборвавшим цепочку» и до конца игры стоит. Каждому ряду даётся своя тема из изученных ранее. Выигрывает ряд, в котором меньше ошибившихся.
1-вариант игры:первый ученик называет любое слово, второй — начинающееся с последней буквы этого слова, третий — с последней буквы второго слова и т. д. Например: арбуз — забор — ракета — автобус — самолёт — танк — кино.
2-вариант игры:«по цепочке» передаётся вопрос. Каждый ученик не только отвечает на заданный ему вопрос, но и задаёт его следующему ученику по «цепочке».
Игра-«Глухой телефон» Цель: выработка навыков правильного произношения слов. Повторение и закрепление изученной лексики. Описание: учитель сообщает на ухо сидящему за первой партой ученику какое-либо слово так, чтобы никто другой не расслышал этого слова. Ученик точно таким же образом передает это слово сидящему за ним. Получают задание 5—6 рядов и одновременно начинают передавать «по телефону» слово дальше. Последний ученик ряда, услышав переданное ему слово, встаёт и громко произносит его.
Если слово, переданное по одному ряду, по чьей- и ибо вине услышат ученики другого ряда и правильно назовут слово, то «телефон обрывается» и этот ряд иыходит из игры. Выигрывает ряд, который быстрее из всех и без искажений передал слово последнему ученику.
«Путаница» Цель: активизация изученного материала, выработка навыков и умений употребления его в речи.
Описание: в игре используются карточки с предметными или сюжетными рисунками, содержание которых не выходит за рамки изученного. Учитель, показывая рисунок, задает вопрос, в котором преднамеренно называет слово, словосочетание или фразу, не соответствующие рисунку. Например: «Это кроссовки?» (показывает туфли) или «Рома пишет?» ‘(показывает на читающего мальчика) и т.п. Ученик, к которому обратился учитель, должен сказать: «Нет, это не кроссовки. Это туфли» или «Нет, Рома не пишет. Он читает». Игра проводится в быстром темпе; Из каждого ряда опрашивается равное количество ’ учащихся! Выигрывает ряд, в котором учащиеся допустили меньше всего ошибок не только в назывании, но и в произношении слов.
«Молчанка» Цель: активизация усвоенной лексики, выработка навыков и умений правильного написания изученных слов и речевых конструкций.
В данной игре тоже используются карточки с рисунками или написанными на них словами, словосочетаниями, фразами.
Описание: учитель, обращаясь к ученикам, показывает карточку, затем убирает её. Ученики должны Прочитать, запомнить, а затем написать слово, словосочетание или фразу, написанные на ней, или описать предметный рисунок: «Это зима. Идёт снег. Это снеговик» и т. д. Показывается 5—6 карточек. После этого по 3—4 ученика каждого ряда читают по слогам и комментируют свои записи. С каждого ряда опрашивается равное количество учащихся. Желательно, чтобы ответы анализировались самими учениками, чтобы сами учащиеся исправляли ошибки своих товарищей. Выигрывает ряд, в котором учащиеся допустили меньше всего ошибок.
«Доскажи (допиши) слово» Цель: активизация слов, выработка навыков и умений правильного написания их.
Описание: учащимся каждого ряда раздаются карточки, на которых написаны начальные слоги (слог) слова.
Учащиеся должны правильно договорить (дописать) слово. За каждое правильно сказанное (написанное) слово даётся очко. За вариант — дополнительное очко. Поощряются учащиеся, которые дают два или более вариантов окончаний слова. Например: рису., {-ет, -ю,-ешь, -ют, -ем). Из каждого ряда опрашивается равное количество учащихся. Выигрывает ряд, набравший наибольшее количество очков.
«Висит, стоит или лежит» Цель: развитие умения понимать речь на слух, усвоение слов висит, стоит, лежит в словосочетании.
Описание: учитель указывает на предметы классной обстановки и учебные принадлежности: доску, стол, стул, тетрадь, ручку и т. д. Учащиеся хором называют их, соответственно поднимая руки вверх, вытягивая вперед или опуская вниз. Например:
Учитель: Стол.
Ученики: Стол стоит. (Руки опущены.)
Учитель: Картина.
Ученики: Картина висит. (Руки поднимаются вверх.)
Учитель: Тетрадь.
Ученики: Тетрадь лежит. (Руки вытянуты вперед.)
За каждую ошибку дается штрафное очко. Выигрывает ряд, ученики которого получили наименьшее количество штрафных очков.
Примерные слова для игры: шкаф, доска, лампа, стол, стул, парта, картина, книга, тетрадь, ручка, карандаш, журнал, карта, тряпка, мел, фотогазета, плакат, линейка и т. п.
«Аукцион» Цель: активизация словаря. Развитие внимания. Описание: учитель называет букву или слог, учащиеся называют ряд слов, начинающихся с этой буквы, с этого слога:
ба (бабушка, барабан, баран, басня); бу (буква, букварь, бумага, буфет, булка); за (завод, завтрак, забор, задание, зал, зарядка); ка (калоши, капуста, карандаш, картина, карта, карман, картошка,-каша, кабинет, каникулы, кастрюля, канал и т. д.);
ма (мама, магазин, май, майка, мальчик, масло, марка, март, машина, мастер, матрос и т. д.).
Варианты игры:
1.Учитель называет одну из изученных тем, а ученики — слова по этой теме.
2.Учитель называет признак предмета (например, цвет — красный)', а ученики — названия предметов этим признаком. Например: красная роза, красный карандаш, красная краска, красный помидор, красное яблоко.
«Упрямка» Цель: активизация словаря.
Описание: играют парами — по партам. Один называет слово, а другой — подбирает к нему слово с противоположным значением — антоним. Например, большой — маленький, хороший Щ плохой; ушел — пришел, начал — закончил, открыл — закрыл и т. д. Тот, кто не сможет быстро подобрать слово, выбывает из игры. Выигрывает ряд, где учащиеся сделали меньше всего ошибок.
«Последняя и первая» Участникам игры даётся существительное, они пишут словесную цепочку, в которой каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего, например: село, окунь, нога {мягкий знак не учитывается), арбуз, заря, яблоко, обрыв, восток, кошка и т. д. Соревнование ведётся на скорость. Выигрывает написавший большую цепочку.
Можно усложнить игру, условившись писать только односложные слова (рог, граб, бур, рубль, лом, мост)
«Наборщики» Участникам игры даётся какое-либо слово, состоящее не меньше чем из шести-семи букв и включающее не менее двух гласных. Пользуясь этими буквами, участники должны составить в определённый срок (три-пять минут) как можно больше новых слов. Например, дано слово табуретка. Из букв этого слова можно составить: рука, театр, актёр, тур, тётка, тёрка, рак, бур, кара и др. По сигналу ведущего («Закончили!») запись прекращается. Играющие по очереди вслух читают слова из своих листков, все следят по своим спискам и вычёркивают одинаковые слова. Выигрывает тот, у кого останется больше невычеркнутых слов.
«Сверху вниз и наоборот» Ведущий предлагает играющим написать какое-нибудь слово столбиком сверху вниз. Буквы первого столбика должны быть против букв второго. По знаку организатора участники заполняют пространство между столбиками двумя, тремя буквами (по уговору), чтобы получить столько слов, сколько букв в заданном слове. Например, из слова трава могут получиться слова: Т руб А Р ука В А стр А В ете Р А тле Т. Выигрывает тот, кто раньше всех и правильнее напишет слова, Не все слова подойдут для этой игры. Организатору нужно самому предварительно проверить намеченное слово.
«Одинаковая концовка» Предлагается участникам записать концовку слова, например: -да. назначается определённый срок (три- пять минут). Участники пишут слова, которые бы имели эту концовку: вода, беда, секунда, ягода и др. Кто больше написал, тот выиграл.Ещё концовки для игры: -то (болото, решето и др.)» -он (фаэтон, фургон, вагон), -ра (кора, сестра), -ук (звук, стук, паук).
«Слитно или раздельно» .Ведущий записывает на доске наречия. Н, сначала, втайне, набок, немного,на много, на встречу, сверху в и т. д. Задача участников- за установленное время составить по два простых предложения с таким расчетом, чтобы в первом предложении было слитное написание, а во втором-раздельное. Н, Навстречу ему шел мужчина в шляпе. Я пришла на встречу с подружками.
Использование вышеуказанных приёмов и игр на уроках русского языка и литературы способствуют становлению стабильных фонетических навыков и выработке лексико - грамматической компетенции. Эти методы позволяют существенно повысить объективность контроля, унифицирует критерии оценок, повышая тем самым самоконтроль, самооценку и мотивацию совершенствования речевых навыков у учащихся.
Все указанные приемы и игры пробуждают в учащихся интерес к урокам русского языка и литературного чтения, вызывают желание искать и находить дополнительные материалы к уроку и стимулируют их самостоятельную работу.
Используя методы инновационных педагогических технологий, учитель старается развивать у учащихся умения и навыки диалогической и монологической речи, подготавливает к незнакомой беседе, учит сознательному, выразительному, грамотному и беглому чтению, выражая свою основную мысль. В результате учащиеся сами смогут составить план выступления, рассказа, доклада и передать краткое содержание.
При применении инновационных педагогических технологий учащиеся быстро и легко осваивают материал, самостоятельно работают над собой, проявляется находчивость, творчество, обогащается словарный запас.