kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учителя является делом государственной, социальной значимости, поскольку от уровня профессиональной деятельности учителя зависит уровень образования воспитания будущего поколения страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Валеева Ф.Ф- Республика Узбекистан Бухарская область город Гиждуван

преподаватель русского языка и литературы Агропромышленного колледжа


Подготовка учителя является делом государственной, социальной значимости, поскольку от уровня профессиональной деятельности учителя зависит уровень образования воспитания будущего поколения страны.

В современном обучении появился термин новые педагогические технологии. Существует много различных определении, но среди них наибольшего внимания заслуживает определение ЮНЕСКО: "Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования".

В реальной образовательной практике в настоящее время многие преподаватели обходятся без указания целей занятия в конспекте (методической разработке на практическое занятие) или относятся к написанию цели как к формальной ("ритуальной") операции. Между тем успех своих лучших занятий опытные педагоги-методисты объясняют умением сосредоточиться на точно очерченных, достижимых целях. Сам процесс обдумывания и формулирования целей и задач оказывает большое влияние на успех планируемого занятия. При этом важно, чтобы преподаватель задал себе вопросы:

"Какого результата я хочу достигнуть?"

"Какие приемы и методы помогут мне в этом?"

"Как занятие будет связано с личным опытом студентов, с их интересами?"

"Какие знания и навыки будут приобретены студентами на этом занятии?"

"Каким образом можно использовать это занятие для развития у учащихся исследовательских, аналитических, дискуссионных навыков и творческого мышления?"

"Как учащиеся смогут этими знаниями воспользоваться?"

"К каким выводам следует прийти в конце занятия?"

"Как я узнаю, что уже достиг цели?" и др.

Таким образом, при проектировании педагогической технологии в образовании важная роль принадлежит формулированию целей и задач всего курса, а также каждого занятия, и это будет соответствовать мировому педагогическому опыту.

Как превратить обучение в своего рода технологический процесс с гарантируемым результатом?

Как сделать так, чтобы обычный педагог обучал с высокой эффективностью?

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется учебный процесс, гарантирующий достижение запланированных учебных целей. Технологический подход проявляется, прежде всего, в том, что он дает не описательную, а конструктивную, предписывающую схему, позволяющую реализовать спроектированные результаты.

Ключом к пониманию педагогической технологии является последовательная ориентация на четко определенные цели, оперативную обратную связь, которая пронизывает весь учебный процесс, и обучение через действия обучаемого, что является основной философией педагогической технологии.

Педагог обычно ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили содержание учебного материала, получили определенные знания и научились их применять.

Однако основная масса преподавателей в новой технологии видит не средство педагогической деятельности, но самую деятельность и стремится занять по отношению к ней роль не пользователя, а функционера, исполнителя. Проблема состоит в том, что многие педагогические технологии разрабатываются независимо от целей и содержания образования, как своего рода программные оболочки, в которые может быть внесено любое содержание. Освоив педагогическую технологию как деятельность в форме нескольких игровых примеров, затем не знают что делать, либо используют цели, заложенные разработчиком, которые не всегда соответствуют условиям его применения. Иначе говоря, ; вместо основания многих технологий, прежнюю единую технологию пытаются заменить другой.

Таким образом, если вы от традиционного обучения переходите к организации обучения во взаимодействии, то есть строите урок на основе инновационных методов, то это пример применения новых педагогических технологий.

Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, учащиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения, то есть принципы демократии получают реальное воплощение на уроке.

На интерактивном уроке учащиеся обсуждают спорные вопросы, проводят моделирования, разыгрывают ролевые игры.

Для осуществления контроля над ходом процесса обучения преподаватель должен:

-глубоко изучить материал, в том числе дополнительный;

-тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия; определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия и т.д.

-мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учащихся; путем возвращения внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки;

- предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания, продумывая роли, в том числе для наиболее ретивых «возмутителей» нормальной работы в группе; включать упражнения, разминки и т.д.

На уроках русского языка и литературы можно использовать такие методы , как;

Метод «Река проблем» Этот приём можно использовать при объяснении нового материала. Этот прием формулирует идеи художественного произведения. Например, по теме Рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького

Сначала учитель объясняет учащимся, что в рассказе звучит тема раскаяния. Затем приводит пословицу: Что имеем - не храним, потерявши - плачем. И задаёт следующие вопросы:

Как вы думаете, поведение какого из героев подходит под эту пословицу?

Есть ли разница в качествах двух образов Лары и Данко?

Насколько важно человеку вовремя одуматься?

На ватмане, прикрепленном к доске, в левом нижнем углу учащиеся записали тему произведения, имена героев, каждому из которых дается краткая характеристика. В правом верхнем углу записали слова: достижения взаимопонимания, понимания истинной ценности качеств - означающие перспективу развития отношений между людьми. В середине нарисовали «реку проблем», где записали главные качества Лары, которые привели к разладу: эгоизм, жестокость, бессердечность и качества Данко - патриотизм, миролюбие, гуманизм, смелость. Несколько учащихся прокладывают своеобразный «мостик» через «реку», предлагают свое решение данной проблемы. Итоговым поступком этой работы стало понимание того, как легко ранить необдуманным словом человека и насколько важно находить достойный выход из любой ситуаций, то есть уметь решать проблемы, не задевая чести и достоинства другого человека. «Снежный ком» Задается тема упражнения. Сначала каждый думает над ним индивидуально и записывает свои идеи. Потом участники объединяются в группы по 2 человека, и они записывают на листочках все свои идеи, повторяющиеся идеи записывают один раз. Потом они объединяются в группы по 4 человека, группа не должна быть более 8 человек. Объединять в группу можно по-разному. Потом группа (8 человек) записывает каждую из разработанных идей на отдельных листочках бумаги и приклеивает листочки на ватман или на доску и презентует наработки.

Учитывая особенности психологического развития, интересы и склонности учащихся , целесо­образно повторение, закрепление и контроль за усво­ением материала, а также упражнения, необходимые для выработки речевых навыков и умений, организовывать в форме игр. Играя, учащийся добровольно, без принуждения втягивается в учебный процесс. Игра сти­мулирует интерес ученика к выполнению заданий, мо­билизует его интеллектуальные возможности. Поэтому игры, особенно с элементами соревнования, исполь­зуются на каждом уроке. При этом следует помнить, что психологическая особенность младших школьников такова, что они го­раздо охотнее играют в уже известные им, хорошо ус­военные, привычные игры, нежели в новые правила, которые они должны усвоить и, как говорят, «войти во вкус игры». В играх эффективнее органи­зовать не столько индивидуальное, сколько групповое соревнование, которое способствует развитию дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки. На уроках русского языка и литературы рекомендуются использовать игры так , как они делают урок интересным и качественным. Игра-«Угадай-ка» Цель: активизация словаря. Повторение и закреп­ление слов. Описание: учитель называет тему, по которой будут загадываться слова. Ведущий загадывает слово, ученики должны угадать его. Ученики называют одно за другим известные им по названной теме слова. Если названное кем-то слово не совпало с загаданным, ведущий гово­рит «нет», а если совпало, говорит «да» и уступает свое место отгадчику. 1-вариант игры: загадываются не только слова, но и словосочетания, например: свитер (теплый, красный); шарф (длинный, вязаный); суп (вкусный, рисовый) и т. п. 2-вариант игры: можно также вывесить плакат или картину с изображенными на них предметами.

Ведущий загадывает про себя один из предметов, а учащи­еся, отгадывая загаданное, перечис-ляют все изобра­женные на картине предметы. 3-вариант игры: при закреплении и повторении чис­лительных можно загадать числительные от 1 до 20.

Игра-«Цепочка» Цель: активизация словаря. Повторение и закреп­ление лексики. Описание: ученик, сидящий за первой партой, сооб­щает слово по закрепляемой или повторяемой теме ря­дом сидящему ученику. Тот называет другое слово по этой же теме и передаёт сидящему за ним ученику и т.д. Повторять сказанное нельзя. Назвавший слово из дру­гой темы или повторивший уже названное считается «оборвавшим цепочку» и до конца игры стоит. Каждому ряду даётся своя тема из изученных ранее. Выигрывает ряд, в котором меньше ошибившихся.

1-вариант игры: первый ученик называет любое сло­во, второй — начинающееся с последней буквы этого слова, третий — с последней буквы второго слова и т. д. Например: арбуз — заборракетаавтобуссамо­лёт — танккино.

2-вариант игры: «по цепочке» передаётся вопрос. Каждый ученик не только отвечает на заданный ему вопрос, но и задаёт его следующему ученику по «це­почке».

Игра-«Глухой телефон» Цель: выработка навыков правильного произно­шения слов. Повторение и закрепление изученной лексики. Описание: учитель сообщает на ухо сидящему за пер­вой партой ученику какое-либо слово так, чтобы ник­то другой не расслышал этого слова. Ученик точно та­ким же образом передает это слово сидящему за ним. Получают задание 5—6 рядов и одновременно начина­ют передавать «по телефону» слово дальше. Последний ученик ряда, услышав переданное ему слово, встаёт и громко произносит его.

Если слово, переданное по одному ряду, по чьей- и ибо вине услышат ученики другого ряда и правильно назовут слово, то «телефон обрывается» и этот ряд иыходит из игры. Выигрывает ряд, который быстрее из всех и без искажений передал слово последнему уче­нику.

«Путаница» Цель: активизация изученного материала, выработ­ка навыков и умений употребления его в речи.

Описание: в игре используются карточки с пред­метными или сюжетными рисунками, содержание ко­торых не выходит за рамки изученного. Учитель, пока­зывая рисунок, задает вопрос, в котором преднаме­ренно называет слово, словосочетание или фразу, не соответствующие рисунку. Например: «Это кроссовки?» (показывает туфли) или «Рома пишет?» ‘(показывает на читающего мальчика) и т.п. Ученик, к которому обратился учитель, должен сказать: «Нет, это не крос­совки. Это туфли» или «Нет, Рома не пишет. Он чита­ет». Игра проводится в быстром темпе; Из каждого ряда опрашивается равное количество ’ учащихся! Выигры­вает ряд, в котором учащиеся допустили меньше все­го ошибок не только в назывании, но и в произноше­нии слов.

«Молчанка» Цель: активизация усвоенной лексики, выработка навыков и умений правильного написания изученных слов и речевых конструкций.

В данной игре тоже используются карточки с ри­сунками или написанными на них словами, словосо­четаниями, фразами.

Описание: учитель, обращаясь к ученикам, показыва­ет карточку, затем убирает её. Ученики должны Про­читать, запомнить, а затем написать слово, словосо­четание или фразу, написанные на ней, или описать предметный рисунок: «Это зима. Идёт снег. Это снего­вик» и т. д. Показывается 5—6 карточек. После этого по 3—4 ученика каждого ряда читают по слогам и ком­ментируют свои записи. С каждого ряда опрашивается равное количество учащихся. Желательно, чтобы отве­ты анализировались самими учениками, чтобы сами учащиеся исправляли ошибки своих товарищей. Выиг­рывает ряд, в котором учащиеся допустили меньше всего ошибок.

«Доскажи (допиши) слово» Цель: активизация слов, выработка навыков и уме­ний правильного написания их.

Описание: учащимся каждого ряда раздаются кар­точки, на которых написаны начальные слоги (слог) слова.

Учащиеся должны правильно договорить (допи­сать) слово. За каждое правильно сказанное (напи­санное) слово даётся очко. За вариант — дополни­тельное очко. Поощряются учащиеся, которые дают два или более вариантов окончаний слова. Например: рису., {-ет, -ю,-ешь, -ют, -ем). Из каждого ряда опра­шивается равное количество учащихся. Выигрывает ряд, набравший наибольшее количество очков.

«Висит, стоит или лежит» Цель: развитие умения понимать речь на слух, ус­воение слов висит, стоит, лежит в словосочетании.

Описание: учитель указывает на предметы класс­ной обстановки и учебные принадлежности: доску, стол, стул, тетрадь, ручку и т. д. Учащиеся хором на­зывают их, соответственно поднимая руки вверх, вы­тягивая вперед или опуская вниз. Например:

Учитель: Стол.

Ученики: Стол стоит. (Руки опущены.)

Учитель: Картина.

Ученики: Картина висит. (Руки поднимаются вверх.)

Учитель: Тетрадь.

Ученики: Тетрадь лежит. (Руки вытянуты вперед.)

За каждую ошибку дается штрафное очко. Выигры­вает ряд, ученики которого получили наименьшее ко­личество штрафных очков.

Примерные слова для игры: шкаф, доска, лампа, стол, стул, парта, картина, книга, тетрадь, ручка, ка­рандаш, журнал, карта, тряпка, мел, фотогазета, плакат, линейка и т. п.

«Аукцион» Цель: активизация словаря. Развитие внимания. Описание: учитель называет букву или слог, уча­щиеся называют ряд слов, начинающихся с этой бук­вы, с этого слога:

ба (бабушка, барабан, баран, басня); бу (буква, букварь, бумага, буфет, булка); за (завод, завтрак, забор, задание, зал, зарядка); ка (калоши, капуста, карандаш, картина, карта, карман, картошка,-каша, кабинет, каникулы, каст­рюля, канал и т. д.);

ма (мама, магазин, май, майка, мальчик, масло, марка, март, машина, мастер, матрос и т. д.).

Варианты игры:

1.Учитель называет одну из изученных тем, а уче­ники — слова по этой теме.

2.Учитель называет признак предмета (напри­мер, цвет — красный)', а ученики — названия пред­метов этим признаком. Например: красная роза, крас­ный карандаш, красная краска, красный помидор, красное яблоко.

«Упрямка» Цель: активизация словаря.

Описание: играют парами — по партам. Один назы­вает слово, а другой — подбирает к нему слово с про­тивоположным значением — антоним. Например, боль­шоймаленький, хороший Щ плохой; ушелпришел, началзакончил, открылзакрыл и т. д. Тот, кто не сможет быстро подобрать слово, выбывает из игры. Выигрывает ряд, где учащиеся сделали меньше всего ошибок.

«Последняя и первая» Участникам игры даётся существительное, они пи­шут словесную цепочку, в которой каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыду­щего, например: село, окунь, нога {мягкий знак не учи­тывается), арбуз, заря, яблоко, обрыв, восток, кошка и т. д. Соревнование ведётся на скорость. Выигрывает написавший большую цепочку.

Можно усложнить игру, условившись писать только односложные слова (рог, граб, бур, рубль, лом, мост)

«Наборщики» Участникам игры даётся какое-либо слово, состоя­щее не меньше чем из шести-семи букв и включающее не менее двух гласных. Пользуясь этими буквами, участ­ники должны составить в определённый срок (три-пять минут) как можно больше новых слов. Например, дано слово табуретка. Из букв этого слова можно составить: рука, театр, актёр, тур, тётка, тёрка, рак, бур, кара и др. По сигналу ведущего («Закончили!») запись прекра­щается. Играющие по очереди вслух читают слова из своих листков, все следят по своим спискам и вычёркивают одинаковые слова. Выигрывает тот, у кого оста­нется больше невычеркнутых слов.

«Сверху вниз и наоборот» Ведущий предлагает играющим написать какое-ни­будь слово столбиком сверху вниз. Буквы первого стол­бика должны быть против букв второго. По знаку орга­низатора участники заполняют пространство между столбиками двумя, тремя буквами (по уговору), чтобы получить столько слов, сколько букв в заданном слове. Например, из слова трава могут получиться слова: Т руб А Р ука В А стр А В ете Р А тле Т. Выигрывает тот, кто раньше всех и правильнее на­пишет слова, Не все слова подойдут для этой игры. Организатору нужно самому предварительно проверить намеченное слово.

«Одинаковая концовка» Предлагается участникам записать концовку слова, например: -да. назначается определённый срок (три- пять минут). Участники пишут слова, которые бы имели эту концовку: вода, беда, секунда, ягода и др. Кто больше написал, тот выиграл.Ещё концовки для игры: -то (болото, решето и др.)» -он (фаэтон, фургон, вагон), -ра (кора, сестра), -ук (звук, стук, паук).

«Слитно или раздельно» .Ведущий записывает на доске наречия. Н, сначала, втайне, набок, немного,на много, на встречу, сверху в и т. д. Задача участников- за установленное время составить по два простых предложения с таким расчетом, чтобы в первом предложении было слитное написание, а во втором-раздельное. Н, Навстречу ему шел мужчина в шляпе. Я пришла на встречу с подружками.

Использование вышеуказанных приёмов и игр на уроках русского языка и литературы способствуют становлению стабильных фонетических навыков и выработке лексико - грамматической компетенции. Эти методы позволяют существенно повысить объективность контроля, унифицирует критерии оценок, повышая тем самым самоконтроль, самооценку и мотивацию совершенствования речевых навыков у учащихся.

Все указанные приемы и игры пробуждают в учащихся интерес к урокам русского языка и литературного чтения, вызывают желание искать и находить дополнительные материалы к уроку и стимулируют их самостоятельную работу.

Используя методы инновационных педагогических технологий, учитель старается развивать у учащихся умения и навыки диалогической и монологической речи, подготавливает к незнакомой беседе, учит сознательному, выразительному, грамотному и беглому чтению, выражая свою основную мысль. В результате учащиеся сами смогут составить план выступления, рассказа, доклада и передать краткое содержание.

При применении инновационных педагогических технологий учащиеся быстро и легко осваивают материал, самостоятельно работают над собой, проявляется находчивость, творчество, обогащается словарный запас.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Автор: Валеева Флида Фархадовна

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "171573"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423679733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(58) "uroki-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "236548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444110965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства