Эта игра поможет обучающимся показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "В гостях у русского языка"»
Интеллектуальная игра «В гостях у русского языка».
Учитель русского языка и литературы
Честных Валентина Юрьевна
г. Мичуринск
Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.
Задачи:
- привить интерес к изучению русского языка;
- создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку;
- научить обучающихся решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.
Оборудование:
- мультимедийная аппаратура.
Оформление:
- эпиграф, портрет И.С.Тургенева;
- выставка книг и словарей по русскому языку;
- высказывания русских и зарубежных писателей о русском языке.
Эпиграф.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык -
это клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием: в руках умелых оно в
состоянии совершать чудеса.
И.Тургенев, русский писатель
Ход игры.
Организационный момент.
Учитель приветствует гостей и участников игры: «Добро пожаловать на нашу игру
«В гостях у русского языка».
Объявление темы и целей игры.
Учитель:
- Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли слова И.С.Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Уважаемые ребята и коллеги, вы, конечно, помните, что 2007 год был объявлен у нас в стране годом русского языка. Но я думаю, каждый год с полным правом может так называться, потому что это - родной для нас язык. Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли свой язык? Вот это мы сегодня и выясним на нашей игре.
Проведение игры.
Учитель:
- Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе обучающиеся группы: 26. Приветствуем жюри.
В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Алфавит» и «Словосочетание»
Приветствуем команду «Алфавит»:
Что такое алфавит?
Всем ребятам он известен.
Буква в нём всегда стоит
На своём особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях всё то, что нужно.
Приветствуем команду «Словосочетание»:
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание!
В нём ходят порою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает,
А кто есть кто же без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову
И никогда – наоборот,
Запомни как основу.
Наша игра состоит из следующих конкурсов:
Разминка.
Игра с болельщиками.
Весёлые буквы.
Игра с болельщиками.
Устами младенца.
С русского на русский.
Игра с болельщиками.
Юные художники.
Игра с болельщиками.
Язык жестов.
Игра с болельщиками.
1 конкурс. Разминка.
Первое задание разминки: из предложенных слов составить
словосочетания. Чем больше словосочетаний, тем больше баллов.
За каждое словосочетание 1 балл.
Время для разминки – 3 минуты.
Слова для составления словосочетаний даны в разрезанном виде на бумаге, команды должны составить следующие словосочетания: русский язык, знать правила, синтаксический разбор, сложное предложение, изучать пунктограммы.
Игра с болельщиками.
Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (Швейную)
Когда руки бывают местоимениями? (Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)
Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге? (Я-МЫ)
С буквой Р она течёт,
С буквой П для вас печёт
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА)
Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)
Учитель:
- 1 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.
(Жюри объявляет баллы команд.)
2 конкурс. Весёлые буквы.
Внимание на экран. Вам даны непонятные слова. Для того чтобы получилось красивое слово, необходимо переставить буквы. За каждое правильное слово 1 балл.
Время для 2 конкурса – 3 минуты. Слова записать на листочке и передать жюри.
АЛКВИ – ВИЛКА
КАЧАШ – ЧАШКА
БЕЗАРЁ – БЕРЁЗА
ЛЬПЕРА – АПРЕЛЬ
ЛУТБОФ – ФУТБОЛ
ЛОРКЕС – КРЕСЛО
ОТЕРЕШ – РЕШЕТО
Игра с болельщиками.
Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
Какое имя числительное приказывает? (ТРИ)
В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)
Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)
Кто говорит на всех языках? (ЭХО)
Учитель:
- 2 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.
(Жюри объявляет баллы команд.)
3 конкурс. Устами младенца.
Вам необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся
команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять
цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое
правильное слово – 1 балл.
Время для обдумывания – 1 минута.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)
Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
Учитель:
- 3 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.
(Жюри объявляет баллы команд.)
4 конкурс. С русского на русский.
В русском языке есть слова, ограниченные по употреблению.
Они огрубляют нашу речь. Что это за слова? ЖАРГОНИЗМЫ. С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.
За дословный перевод – 3 балла. Время для перевода – 3 минуты.
Внимание на экран.
Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клёво оторваться на хате. – Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.
Учитель: «Перевод записать на листочке и передать жюри».
Игра с болельщиками.
Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
Название какого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-О-С-НА)
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (БЕЖАТЬ СО ВСЕХ НОГ)
Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (ЕСТЬ, КОГДА ИХ ДЕРЖАТ «ВВЕРХ НОГАМИ»)
С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (КОСА – КОЗА)
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. (ПАР – ТА)
Учитель:
- 4 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.
(Жюри объявляет баллы команд.)
5 конкурс. Юные художники.
Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь, и нарисовать его.
Время на выполнение задания – 5 минут.
За творческий подход – 5 баллов.
Игра с болельщиками.
Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (ЗНАТЬ КАК ДВАЖДЫ ДВА)
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА)
С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получить название дня и ночи? (С УТКИ – СУТКИ)
В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В ФЕВРАЛЕ)
Сколько раз числительное СТО повторяется в стихотворении?
У проСТОго СТОрожа –
НепроСТОрный дом:
Часто в нём СТОножка
Бродит под СТОлом.
Дорожит СТОножка
ЧиСТОтою ног
И СТОличной ваксой
Чистит СТО сапог. (9 раз)
Учитель:
- 5 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.
(Жюри объявляет баллы команд.)
6 конкурс. Язык жестов.
Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить и вынуждены общаться жестами. Командам необходимо при помощи жестов и мимики изобразить пословицу. Одна команда показывает, другая – угадывает.
За правильный ответ – 1балл. За артистичность – 5 баллов.
Время для подготовки – 5 минут.
Пословицы: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Любишь кататься – люби и саночки возить
Глаза страшатся, а руки делают
Сделал дело – гуляй смело
(Команды сами выбирают конверт с пословицей)
Игра с болельщиками.
Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.
Вопросы:
Почему КВАС пишется слитно, а К ВАМ – раздельно? (Слово «квас» - имя существительное, а – «к вам» - местоимение с предлогом.)
Какое существительное состоит из трёх О? (ТРИО)
Какое местоимение требует чистоты? (МОЙ)
Крик птицы – это первый слог.
Второй – известен всем предлог,
А третий – бурная волна.
Теперь шарада всем ясна? (КАР – НА – ВАЛ)
С Ы мы мчим вас что есть мочи.
С У – мы ноги вам промочим. (ЛЫЖИ – ЛУЖИ)
Учитель:
- 6 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог данного конкурса, а затем и всей игры в целом.
Пока жюри подводит итоги игры, я хочу задать вам ещё один вопрос. Кто написал стихотворение в прозе «Русский язык»? Правильно, И.С.Тургенев.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.
Учитель:
- Наша игра «В гостях у русского языка» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.
(Жюри подводит итог.)
Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить.