Интеллектуальная игра – конкурс для 9 класса «Знатоки русского языка»
Интеллектуальная игра – конкурс для 9 класса «Знатоки русского языка»
Цель: прививать интерес к языку как средству общения, как к учебному предмету.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: повышение познавательного интереса к предмету «Русский язык» через различные занимательно – познавательные задания;
2. Коррекционно-развивающая: развивать умение анализировать, обобщать; работать над развитием произвольного внимания; способствовать развитию связной устной речи учащихся;
3. Коррекционно-воспитывающая: воспитывать терпимость друг к другу, умение выслушивать товарищей, работать в коллективе, принимать коллективные решения; воспитывать положительную мотивацию к учению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра – конкурс для 9 класса «Знатоки русского языка»»
Интеллектуальная игра – конкурс
для 9 класса
«Знатоки русского языка»
Волгушева О. М.
учитель русского языка ГКОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»
Цель: прививать интерес к языку как средству общения, как к учебному предмету.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: повышение познавательного интереса к предмету «Русский язык» через различные занимательно – познавательные задания;
2. Коррекционно-развивающая: развивать умение анализировать, обобщать; работать над развитием произвольного внимания; способствовать развитию связной устной речи учащихся;
3. Коррекционно-воспитывающая: воспитывать терпимость друг к другу, умение выслушивать товарищей, работать в коллективе, принимать коллективные решения; воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: Карточки с заданиями, конверты с заданиями, «сердцевинки» и «лепестки» цветов, листочки - для работы детей. Презентация.
Эпиграф:
"Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом".
Сабир Абдулла.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент.
Вступительная часть. СЛАЙД №1
- Ребята, чем этот день в нашей школе отличается от других дней?
- Наш урок не простой, а весёлый, и поэтому вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные задания. Ведь это всё наш родной язык – удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем нескучный. Могуч и прекрасен русский язык. Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложный предмет, который требует большого труда, чтобы его изучить. Мне хочется, чтобы, играя, вы поняли, что изучение русского языка это не только трудно, но и увлекательно.
- Главный гость сегодня на нашем мероприятии – его величество русский язык. СЛАЙД №2
Чтение стихов учащимися.
Щедрое народное наследство- Я люблю красивый наш язык, Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою, на русском выражая, Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова, В речь и душу каждого народа, На правах духовного родства.
Наш язык - язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык!
СЛАЙД №3
- Наш родной язык - русский. Александр Сергеевич Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присуще "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского. Знать свой язык обязан каждый человек!»
Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете. Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его.
- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
- Я рада приветствовать вас на конкурсе знатоков русского языка.
И сегодня мы посмотрим, кто из вас самый знающий, находчивый и остроумный любитель русского языка. Разрешается думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами. Запрещается грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.
3. Конкурсная часть
1 Разминка «Отгадай предмет» СЛАЙД №4
Назовите предмет, о котором идёт речь. ( по очереди)
1. Зелёный, продолговатый, сочный… СЛАЙД №5
2. Маленькая, серая, пугливая…
3. Белое, пушистое, лёгкое…
4. Ветвистая, зелёная, колючая…
5. Вкусный, сочный, алый…
6. Новая, интересная, библиотечная…
7. Красное, спелое, сладкое…
8. Жёлтые, красные, осенние…
2 Конкурс «Помогите» СЛАЙД №6
- У двери нашего класса я нашла пакет, а в нем записка:
К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.
-. Засиделись? Подвигаемся немножко, поработаем по очереди у доски. Надо собрать два цветка: части слова, части речи (необходимое выбрать из содержимого пакета)
Части слова - окончание, приставка, корень, суффикс.
Части речи - прилагательное, предлог, глагол, существительное.
3Конкурс "Собери слово" СЛАЙД №7
- Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- Соедините части слов правого и левого столбиков так, чтобы получились слова (это словарные слова).
Карточка (Приложение 2)СЛАЙД №8
-Проверяем СЛАЙД №9
Физминутка для глаз. СЛАЙД №10
4 Конкурс «Назови одним словом» СЛАЙД №11
- Я называю вам, поочерёдно каждой команде, словосочетание, а вы должны заменить его одним словом – существительным.
Храбрый человек – храбрец. Болтливый человек – болтун. Ленивый человек – лентяй. Мудрый человек – мудрец. Сильный человек – силач. Умный человек - умник. Богатый человек - богач. Смелый человек - смельчак. Грубый человек – грубиян. Весёлый человек – весельчак.
5Конкурс «Какого я рода?» СЛАЙД №12
- Этот конкурс ещё раз проверит, насколько хорошо вы ориентируйтесь в именах существительных. Каждый получит карточку со словами. Ваша задача: определить род имён существительных, записанных на карточке.
Мебель (ж. р.), кофе (м. р.), тюль (м. р.), мозоль (ж. р.), лебедь (м.р.), картофель ( м. р.), шампунь (м. р.), такси (с. р.),
6 Конкурс «Шифровальшики»
-Прочитайте слово, убрав из него лишний слог.(можно у доски зачеркивать лишний слог маркером)
(сахар, соловей, беседа, весна, птица, снег, музыка, кольцо, язык, хор)
7 Конкурс Как правильно сказать?
СЛАЙД №13
8 Конкурс "Родственники"
СЛАЙД №14
- Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Послушайте шуточный рассказ "Родственники"
- Вы кто такие?
- Я - гусь, это - гусыня, а это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тетя - гусеница.
- Слова гусь, гусята, гусыня, гусеница- родственные?
(Нет.)
- Интересно, что слово гусеница раньше произносили "усеница", происходило оно от "ус", так как гусеница была волосатой. Теперь корень - гусениц.Наш язык меняется, развивается. А эти слова родственные?
Назовите слова во множественномчисле (например, река – реки):
чудо – (чудеса)
небо – (небеса)
ребёнок – (дети)
человек – (люди)
курица – (куры)
лист (бумаги) – (листы)
ведро – (вёдра)
житель – (жители)
учитель – (учителя)
козлёнок – (козлята)
пальто - ?
10 Конкурс “Пословицы в картинках”СЛАЙД №17
- Догадайтесь по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
СЛАЙД №18
Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
- Как вы ихпонимаете?
11 Конкурс “Подбери антонимы”СЛАЙД №19
- Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу, то есть антонимами: веселый — грустный.
- В этом конкурсе вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать со словами, противоположными по значению. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другой команде. (Конкурс проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд)
Большой (маленький), высокий (низкий), длинный (короткий), широкий (узкий), толстый (тонкий), глубокий (мелкий), прямой (кривой), первый (последний), верхний (нижний), тяжёлый (лёгкий), острый (тупой), горячий (холодный), светлый (тёмный), белый (чёрный), мокрый (сухой), громкий (тихий), сладкий (горький), хороший (плохой), смелый (трусливый), умный (глупый), чистый (грязный), больной (здоровый).
- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
12 Конкурс "Весёлые картинки" СЛАЙД №20
Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
Что они обозначают?
Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)
СЛАЙД №21
Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)
СЛАЙД №22
Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)
СЛАЙД №23
Заметать следы (ловко скрывать то, что может служить уликой)
Итог конкурса
-Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Насколько вам понравилось сегодня на уроке, вы ответите, продолжив следующие предложения.
Рефлексия. СЛАЙД №24
Мне на уроке было…….
Особенно мне понравилось……
Мне было трудно (легко)…
Мне хотелось бы повторить....
- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! Мне очень понравилось то, какими активными вы были на уроке. А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Я думаю, что все заслуживают хорошей оценки своей работы.
- Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.
Научившись легко преодолевать трудности в его изучении, вы будете получать удовольствие там, где раньше испытывали муки и страдания. Ведь русский язык удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем не скучный.