Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Грамматические признаки. »
Урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Имя существительное. Грамматические признаки.
Цель:
Воспроизвести и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного;
Проверить умение учащихся;
Находить имена существительные среди других частях речи;
Определять род, число, склонение существительных;
Развивать логическое мышление, память, письменную речь учащихся;
Воспитывать ответственное отношение к учению, умение работать в группе.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учится думать, рассуждать, запоминать. Желаю вам творческих удач!
Учитель: У нас есть четыре ряда слов. Посмотрите, что общего во всех этих словах?
Дети: Все они относятся к самостоятельным частям речи.
Учитель: Докажите.
Дети: К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, они имеют грамматические признаки. А в предложении они являются членами предложения.
Учитель: Уберите из каждого ряда слов лишнее, и докажите, что оно является лишним.
Посмотрите на лишние слова и скажите, какая орфограмма их объединяет?
Дети: Мягкий знак.
Учитель: Какую роль играет мягкий знак в этих словах?
Дети: Смягчает предыдущий согласный.
Учитель: На минутке чистописания мы пропишем соединение букв ЛЬ
Альбом, пальто, учитель, апрель.
Скажите, что объединяет эти слова?
Дети: Они словарные.
Учитель: Почему?
Дети: У них есть непроверяемая гласная в корне слова.
Учитель: И как продолжение словарной работы, хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Сказка наших дней». Я вам называю предметы. А вы думаете, для чего их использовали сказочные персонажи и сравнить, что в современном мире используют так же.
Клубок с нитками – компас.
Яблочко на тарелочке – телевизор.
Печка Емели – автомобиль.
Перо Жар птицы – Электричество.
Поставь ударение в словах и подчеркни непроверяемую гласную в корне слова.
Учитель: Какой частью речи являются все эти слова?
Дети: Именем существительным.
Учитель: Составьте предложение с любым словарным словом. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
Какую роль играет существительное в данном предложении?
Составьте такое предложение, чтобы это существительное стало главным членом предложения.
Давайте сделаем вывод: какова синтаксическая роль существительного в предложении?
Работа по теме урока.
Учитель: Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: Имя существительное и его грамматические признаки.
Учитель: Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?
Дети перечисляют признаки.
Учитель: Какие из них относятся к постоянным?
Дети:
Существительные бывают собственными и нарицательными.
Существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
Существительные бывают трёх родов: мужского, среднего и женского.
Существительные бывают трёх склонений
Учитель: Давайте отгадаем загадки в учебнике на стр.42 упр. 120.
Какие существительные относятся к одушевлённым?
Разбейте на 4 группы и напишите всё, что вы знаете об имени существительном на примере этих слов.
1 группа – собака
2 группа –эхо
3 группа – белка
4 группа – подсолнух
Выступление детей.
Учитель: Хорошо. Вы отлично справились с заданием.
Я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Заполни комнату». Вы разделитесь на две команды. За две минуты вы должны написать, как можно больше слов женского рода, связанных со словом «комната». Чья команда напишет больше слов, та и выиграла.
Учитель: Какие не постоянные признаки имени существительного вы знаете?
Дети: Существительные изменяются по падежам и числам.
Учитель: Сколько падежей вы знаете? Назовите.
На доске вывешены названия падежей и разбросаны вопросы. Цель: правильно соединить падежи с вопросами.
Учитель: Давайте выполним упр.1341 на стр. 46. Прочитайте задание. (Работа у доски)
Ребята, подумайте, существительные зима, весна и осень относятся к женскому роду, а в родительном падеже множественного числа имеют разные окончания: зима и весна – нулевое, а осень – ей. Почему?
Дети: Эти слова относятся к разным склонениям.
Учитель: какие склонения вы знаете? Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?
Дети:
1 склонение
2 склонение
3 склонение
М. р. –а, -я
Ж.р. – а,- я
М.р. -
Ср.р. - -о, -е
Ж.р. - ь
Учитель: Давайте выполним упр. 134. Надо определить склонение существительных (самостоятельная работа)
Учитель: Мы с вами поговорили о всех признаках имени существительного, кроме одного. Какого?
Дети: О собственных и нарицательных.
Учитель: давайте поиграем в игру «Кто больше?». В течении двух минут девочки записывают имена собственные, а мальчики – нарицательные. Через 2 минуты вы начнёте поочерёдно называть слова, у кого их окажется больше, тот и выиграл.