Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи. Урок в 6 классе. »
Урок в 6 классе.
Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Цели урока:
дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;
формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы;
на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
а) Слово учителя.
Сегодня 2 марта, 2013 года. Через 2 месяца и 29 дней наступит долгожданное лето. Оно пролетит как один день.
- Как вы думаете, о чем идет речь?
- Об имени числительном.
- А что же в нем такого интересного? Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.
- Как, по-вашему, образовалось слово числительное? От какого слова?
- От слова число. Счет возник в древности. Большую роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.
- Какие числительные, касающиеся вас, вы можете назвать? (Дети перечисляют:6 класс, 19 человек, 12 лет).
Что же такое имя числительное?( это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? и какой?). Дети читают правило в учебнике на стр. 263, записывают определение имени числительного в тетрадь для правил.
- Что обозначает?
- Как можно записать числительные? (цифрами и словами).
- Запишите слова пятак, пятерня, пятерка.
- Можно записать их и цифрами, и буквами? А почему?
- А вот на Руси цифры обозначались буквами и для этого ставили специальный знак ~ титло.
Единицы - А – 1, В – 2 Г - 3 и т.д.
Десятки - I - 10, К - 20, Л - 30 и т.д.
Сотни - Р - 100, С - 200, Т - 300.
- Числительные делятся на количественные, которые отвечают на вопрос – сколько? И порядковые, которые отвечают на вопрос – какой?
-Перед вами список слов
Назовите сначала числительные, а потом слова других частей речи с указанием их. (Эти слова можно вывести на интерактивную доску, так как они есть на диске, который прилагается к учебнику 6 класса( под ред. М.М. Разумовской, 2011г.)
б) Работа с учебником. А теперь прочитаем материал, данный в учебнике.
- Что же такое имя числительное?
- На какие вопросы отвечает?
- На какие разряды делится?
Закрепление изученного.
Упр.576 (распределите числительные на две группы: количественные и порядковые (письменно).
а) Числительные часто употребляются. Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.
Все как один, в один голос, за один присест, как свои пять пальцев, как две капли воды, в два счета, на все четыре стороны.
- Запишите их.
- А в каких жанрах устного народного творчества используются числа? (загадки, пословицы, поговорки, считалки)
б) Игра «Кто больше?» проводится по рядам.
- Вспомнить и записать пословицы, поговорки и загадки, в составе которых есть числительные.
Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.
- На какие вопросы отвечают эти числительные? Образуйте от них, если возможно, числительные, которые отвечают на вопрос какой? (второй, седьмой, сотый, восемьдесят восьмой).
- Какие числительные у нас получились? (порядковые)
- В чем их отличие от количественных?
в) Определение синтаксической роли числительных.
- Давайте посмотрим, какую роль в предложении могут выполнять числительные.
Два и два – четыре. Байкал лежит на высоте 456 метров. Мы живем в одной квартире. Семеро ребят отправились в поход.