kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя числительное как часть речи. Урок в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан со всеми этапами. Ученики дают понятие, что такое имя числительное как часть речи.

Показывают морфологические признаки, общее значение и синтаксическую роль. На материале заданий воспитывается любовь к родному языку и культуре.

Ученикам нравится, как начинается урок (сегодняшнее число, время.....).

Учащиеся узнают, откуда возникло слово числительное, на какие разряды делятся имена числительные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи. Урок в 6 классе. »

Урок в 6 классе.

Тема урока: Имя числительное как часть речи.


Цели урока:

  • дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных;

  • формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы;

  • на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.


Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Объяснение нового материала.


а) Слово учителя.

Сегодня 2 марта, 2013 года. Через 2 месяца и 29 дней наступит долгожданное лето. Оно пролетит как один день.

- Как вы думаете, о чем идет речь?

- Об имени числительном.

- А что же в нем такого интересного? Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.

- Как, по-вашему, образовалось слово числительное? От какого слова?

- От слова число. Счет возник в древности. Большую роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.

- Какие числительные, касающиеся вас, вы можете назвать? (Дети перечисляют:6 класс, 19 человек, 12 лет).

Что же такое имя числительное?( это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? и какой?). Дети читают правило в учебнике на стр. 263, записывают определение имени числительного в тетрадь для правил.

- Что обозначает?

- Как можно записать числительные? (цифрами и словами).

- Запишите слова пятак, пятерня, пятерка.

- Можно записать их и цифрами, и буквами? А почему?

- А вот на Руси цифры обозначались буквами и для этого ставили специальный знак ~ титло.

Единицы - А – 1, В – 2  Г - 3 и т.д.

Десятки - I - 10, К - 20, Л - 30 и т.д.

Сотни - Р - 100, С - 200, Т - 300.



- Числительные делятся на количественные, которые отвечают на вопрос – сколько? И порядковые, которые отвечают на вопрос – какой?


-Перед вами список слов

Назовите сначала числительные, а потом слова других частей речи с указанием их. (Эти слова можно вывести на интерактивную доску, так как они есть на диске, который прилагается к учебнику 6 класса( под ред. М.М. Разумовской, 2011г.)


Утроить, пятерка, двойня, семидневный, семидесятый, пятикратный, трехместный, пятьсот, раздваиваться, столетний, тысяча, дважды, двузначный, сотый, тройка, десятилетний, втроем, шестьдесят.


Числительные Другие части речи.

Пятьсот, Утроить - гл.,

тысяча пятерка – сущ.,

сотый, двойня – сущ.,

шестьдесят,

втроем. семидесятый – прил.,

пятикратный - прил.,

трехместный – прил.,

раздваиваться – гл.,

столетний – прил.,

дважды – наречие.,

семидневный – прил.,

трехместный – прил.,

двузначный – прил.,

тройка – сущ.,

десятилетний – прил.




б) Работа с учебником. А теперь прочитаем материал, данный в учебнике.

- Что же такое имя числительное?

- На какие вопросы отвечает?

- На какие разряды делится?


  1. Закрепление изученного.

  2. Упр.576 (распределите числительные на две группы: количественные и порядковые (письменно).


а) Числительные часто употребляются. Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Все как один, в один голос, за один присест, как свои пять пальцев, как две капли воды, в два счета, на все четыре стороны.

- Запишите их.

- А в каких жанрах устного народного творчества используются числа? (загадки, пословицы, поговорки, считалки)

б) Игра «Кто больше?» проводится по рядам.

- Вспомнить и записать пословицы, поговорки и загадки, в составе которых есть числительные.

Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

- На какие вопросы отвечают эти числительные? Образуйте от них, если возможно, числительные, которые отвечают на вопрос какой? (второй, седьмой, сотый, восемьдесят восьмой).

- Какие числительные у нас получились? (порядковые)

- В чем их отличие от количественных?

в) Определение синтаксической роли числительных.

- Давайте посмотрим, какую роль в предложении могут выполнять числительные.

Два и двачетыре. Байкал лежит на высоте 456 метров. Мы живем в одной квартире. Семеро ребят отправились в поход.

г) Грамматические задачи.

Смор1а, по2л, 100л, элек3к, 100рона, па3от, о5, 100янка, 40а, 100н, 7я, ви3на.

д) Задание на развитие внимания.

- Какие числительные входят в эти слова?

Семилетка, восьмерка, двойной, полуостров, одинаковый, девяностолетие, удесятерить, троекратный, четверг, миллионер, пятиэтажный, двуколка, одноклассник, сороконожка, четвероногий, пятерня, двадцатилетие, воссоединять, троекратно.

- А какой части речи представленные слова? Можно записать их цифрами? Почему?


4. Обобщение изученного.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?

- На какие вопросы отвечает имя числительное?

На какие разряды делятся?

- Что обозначает?

- Какую синтаксическую роль выполняет?


5. Выставление оценок за урок.


6. Домашнее задание. П.49, упр.577.

Подобрать фразеологизмы, в составе которых есть числительное три.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Имя числительное как часть речи. Урок в 6 классе.

Автор: Пахорукова Инна Сергеевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Имя числительное как часть речи."
    ["seo_title"] => string(37) "tiemaimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "267754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450453151"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения"
    ["seo_title"] => string(84) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368549"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456337088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства