Составьте и запишите предложения с этими словосочетаниями.
Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значение похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похожи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)
3. Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме — высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).
III. Закрепление изученного материала
Как и для чего можно использовать учебник?
Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, имеет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, способен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)
IV. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Учебник: упр. 2, 3.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Язык, речь, общение. Ситуация общения»»
Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения5. Работа по учебнику
Упр. 1 — чтение текста, обсуждение.
Чтение и запись словосочетаний в рамке (с. 4).
Составьте и запишите предложения с этими словосочетаниями.
Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значение похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похожи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)
3. Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме — высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).
III. Закрепление изученного материала
Как и для чего можно использовать учебник?
Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, имеет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, способен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)
IV. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Учебник: упр. 2, 3.
Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения
Цели: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.
Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.
Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений III. Самоопределение к деятельности
Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)
Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?
Какие формы речи вам известны?
Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)
Может ли человек жить без общения с другими людьми?
От чего зависит наше общение друг с другом?
Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.
Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.
— Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).
VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).
Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.