II. Актуализа-ция изученного. | Звучат строки из стихотворения А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. Работа с классом: I.О чём эти стихи? Обратим внимание на иллюстрации, расположенные на доске. Что объединяет эти иллюстрации? Задание. Внимательно читаем. Шла по лесу осень. На тропинке она прошуршала листом. На речке и озере распушила туманы. Добрался с озера густой туман и к лесу. Сел туман на листья осинки, березки, ели. Появилась прозрачная паутинка на тополе, клене, ольхе. Ночью деревья тронул легкий мороз. Он посеребрил молоденькие ёлочки. Вот к узкой норке пробежала шустренькая мышка. С ветки на ветку прыгнула пушистая белочка. Она торопится запасти грибы и орехи на зиму. От речки потянул легкий ветерок. Хрупкий лед затянул лужи. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев и хруст льдинок. Это стадо оленей остановилось на опушке. - Что перед нами? - Почему вы решили, что это текст? - Докажите. - Какие ещё признаки текста увидели? - Чего не хватает? Задание. Озаглавьте текст. Как же можно рассказать об осени? Давайте обобщим, что мы узнали. | Предполагаемые ответы. | Об осени, о красоте осенней природы. Они все изображают осеннюю пору. Текст. (Дается определение). Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу и грамматически. Начало и конец. Связность. Членение на абзацы… Названия. - Средствами поэзии. - Средствами живописи. - С помощью фотографий. -Средствами художественной литературы. Делаем вывод. | | Познавательные УУД: 1.Представлять информацию в разных формах (доска, иллюстрации, дидактический материал). 2.Владеть разными видами чтения. Коммуникативные УУД: 1.Владеть приемами рациональ-ного слушания. Личностные результаты: 1.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. |
III.Введение в тему урока. | Что можем ещё определить из того, что нам известно? Почему это художественный стиль? Каковы его признаки? Какие изобразительные средства вы здесь увидели? Скажите, а каких средств выразительности нет? А почему автор использует так много олицетворений? Какую роль играют выразительные средства? Давайте обобщим, что смогли понять на этом этапе урока. | Стиль текста. Повторяем стили речи. Наличие тропов. Эпитеты (прозрачная паутинка, легкий ветерок). - Олицетворение (шла осень, добрался туман). Сравнений, метафор. Одушевляет природу. Помогает лучше понять содержание текста, ярче увидеть картину осени. С помощью языковых средств автор создает яркую картину осеннего леса. | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений.. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуж-дения. Коммуникативные УУД: 1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2.Строить связно монологиче-ское высказывание. Личностные результаты: Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. Регулятивные УУД: 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешнос-ти работы. |
IV.Открытие новых знаний. | Ребята, а с помощью чего создается текст? В каком разделе науки о языке мы встречаемся с этими единицами речи? Повторяем теоретические сведения. Что является центром предложения. Обратимся к тексту. Подчеркните грамматические основы. Какие виды предложений по строению основы вы знаете? Обратимся к предложению № 3. Чем оно необычно? А можно его восстановить? Почему автор это делает? Учитель дополняет ответы ребят, сообщая, что подобные предложения называются неполными. Сравни те предложения № 1 и № 2. Постройте схемы предложения. Что в них необычного? Учитель подводит ребят к тому, что существует прямой порядок слов в предложении и обратный. А есть ли подобные предложения с обратным порядком слов? Выпишите их номера. Прочитайте ещё раз первые три предложения. Обратите внимание, какие глаголы употребляет автор. Какой звук повторяется? С какой целью? Такой приём называется аллитерация или звукопись. Давайте обобщим, что узнали на этом этапе урока. | Слово, словосочетание, предложение. В синтаксисе. Повторяем теоретические сведения. Синтаксис – это … . Основная единица синтаксиса – предложение. Предложение – это … . Грамматическая основа. I вариант – в 1 абзаце II вариант – в 2 абзаце III вариант – в 3 абзаце Проверяем выполненную работу. Односоставные. Двусоставные. На речке и озере распушила туманы. Нет подлежащего. Осень, она. Чтобы не было повторений. № 1 = - № 2 - = Подлежащее и сказуемое стоят на разных местах. Обратный порядок слов называется инверсией. I абзац – 1,4,5,6 II абзац – 7,9,10 III абзац – 12,14 Шла, прошуршала, распушила. Шипящий звук [ш] передает шелест осенней листвы. Порядок слов, неполное предложение, звукопись. | Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2.Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую ( текст в схему). |
V.Первичное применение знаний. 6.Итоги урока. | . Ребята, обратите внимание, а какие предложения встретились в тексте? Почему? Какой это тип речи? А какие виды предложений ещё знаете? А можно продолжить текст? Какие предложения можно ввести? Попробуйте это сделать. Подводим итоги. Какую задачу ставили? Чего достигли? Что можем сделать? Переведите предложения повествовательные в побудительные. Домашнее задание. | Повествовательные. Автор рассказывает об осени. Повествование с элементами описания. Вопросительные, побудительные. Да. Вопросительные. Ребята пишут продолжение текста и зачитывают получившиеся предложения. Ребята делают выводы на каждом этапе урока. Составить памятку того, что делали. Определяли тему. Ставили задачу. Читали текст. Определяли тему. Давали название. Определяли стиль речи. Искали выразительные средства. Определяли виды предложений. Подчеркивали грамматические основы. Узнавали новые понятия. 1.Определите тему теста и т.д. Обозначьте в данном тексте графически все изученные к этому времени орфограммы. | Познавательные УУД: 1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД: 1.Создавать собственный текст соответствующего типа речи. 2.Выступать перед аудиторией сверстников со своими мини-текстами. |