kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Я работаю по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план урока " Комплексный анализ текста. 5 класс."

Тема " Синтаксис" 

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Цели урока : - научить анализировать текст, чётко разграничивать

- теоретические сведения;

- грамматический строй предложения;

- изобразительно-выразительные средства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 класс по ФГОС»


Тема: Синтаксис. Комплексный анализ текста.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Класс 5.


Технологическая карта урока.

Тема

Синтаксис. Комплексный анализ текста.

Цели

Образовательные: научить анализировать текст, чётко разграничивать

- теоретические сведения;

- грамматический строй предложения;

- изобразительно-выразительные средства.

Предметные

умения

Формировать УУД:

Планируемый

результат

Находить грамматическую основу предложения

и графически выделять её; сформировать компетентность комплексного анализа текста.



- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Пользоваться разными видами чтения, перерабатывать и преобразовывать полученную информацию (вопросы, задания).

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения. Для этого владеть правильным типом читательской деятельности. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Основные

понятия

Синтаксис, предложение, грамматическая основа, инверсия; аллитерация, эпитет, олицетворение; алгоритм.

Межпредметные связи

Культура речи, литература, живопись.

Ресурсы

Учебник, иллюстрации на тему «Осенний пейзаж», раздаточный материал, справочники.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Оргмомент


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Актуализа-ция изученного.

Звучат строки из стихотворения А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Работа с классом:

I.О чём эти стихи?


Обратим внимание на иллюстрации, расположенные на доске.

Что объединяет эти иллюстрации?


Задание. Внимательно читаем.


Шла по лесу осень.

На тропинке она прошуршала листом. На речке и озере распушила туманы. Добрался с озера густой туман и к лесу. Сел туман на листья осинки, березки, ели. Появилась прозрачная паутинка на тополе, клене, ольхе.

Ночью деревья тронул легкий мороз. Он посеребрил молоденькие ёлочки. Вот к узкой норке пробежала шустренькая мышка. С ветки на ветку прыгнула пушистая белочка. Она торопится запасти грибы и орехи на зиму.

От речки потянул легкий ветерок. Хрупкий лед затянул лужи. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев и хруст льдинок. Это стадо оленей остановилось на опушке.


- Что перед нами?

- Почему вы решили, что это текст?


- Докажите.




- Какие ещё признаки текста увидели?

- Чего не хватает?

Задание. Озаглавьте текст.


Как же можно рассказать об осени?







Давайте обобщим, что мы узнали.








Предполагаемые ответы.

Об осени, о красоте осенней природы.


Они все изображают осеннюю пору.





















Текст.

(Дается определение).


Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу и грамматически.


Начало и конец. Связность. Членение на абзацы…

Названия.



- Средствами поэзии.

- Средствами живописи.

- С помощью фотографий.

-Средствами художественной

литературы.


Делаем вывод.



Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (доска, иллюстрации, дидактический материал).

2.Владеть разными видами чтения.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть приемами рациональ-ного слушания.

Личностные результаты:

1.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

III.Введение в тему урока.


Что можем ещё определить из того, что нам известно?

Почему это художественный стиль?

Каковы его признаки?


Какие изобразительные средства вы здесь увидели?



Скажите, а каких средств выразительности нет?


А почему автор использует так много олицетворений?


Какую роль играют выразительные средства?




Давайте обобщим, что смогли понять на этом этапе урока.




Стиль текста.

Повторяем стили речи.

Наличие тропов.



Эпитеты (прозрачная паутинка, легкий ветерок).

- Олицетворение (шла осень, добрался туман).

Сравнений, метафор.



Одушевляет природу.



Помогает лучше понять содержание текста, ярче увидеть картину осени.


С помощью языковых средств автор создает яркую картину осеннего леса.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений..

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуж-дения.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2.Строить связно монологиче-ское высказывание.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Регулятивные УУД:

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешнос-ти работы.

IV.Открытие новых знаний.

Ребята, а с помощью чего создается текст?


В каком разделе науки о языке мы встречаемся с этими единицами речи?


Повторяем теоретические сведения.







Что является центром предложения.

Обратимся к тексту.

Подчеркните грамматические основы.






Какие виды предложений по строению основы вы знаете?


Обратимся к предложению № 3.



Чем оно необычно?


А можно его восстановить?


Почему автор это делает?

Учитель дополняет ответы ребят, сообщая, что подобные предложения называются неполными.


Сравни те предложения № 1 и

№ 2.

Постройте схемы предложения.


Что в них необычного?



Учитель подводит ребят к тому, что существует прямой порядок слов в предложении и обратный.

А есть ли подобные предложения с обратным порядком слов?

Выпишите их номера.


Прочитайте ещё раз первые три предложения.

Обратите внимание, какие глаголы употребляет автор.



Какой звук повторяется? С какой целью?

Такой приём называется аллитерация или звукопись.


Давайте обобщим, что узнали на этом этапе урока.

Слово, словосочетание, предложение.



В синтаксисе.

Повторяем теоретические сведения.

Синтаксис – это … .

Основная единица синтаксиса – предложение.

Предложение – это … .


Грамматическая основа.


I вариант – в 1 абзаце

II вариант – в 2 абзаце

III вариант – в 3 абзаце

Проверяем выполненную работу.


Односоставные.

Двусоставные.


На речке и озере распушила туманы.


Нет подлежащего.

Осень, она.


Чтобы не было повторений.





№ 1 = -

№ 2 - =



Подлежащее и сказуемое стоят на разных местах.


Обратный порядок слов называется инверсией.


I абзац – 1,4,5,6

II абзац – 7,9,10

III абзац – 12,14


Шла, прошуршала, распушила.





Шипящий звук [ш] передает шелест осенней листвы.


Порядок слов, неполное предложение, звукопись.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2.Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую ( текст в схему).

V.Первичное применение знаний.















6.Итоги урока.

. Ребята, обратите внимание, а какие предложения встретились в тексте?

Почему?


Какой это тип речи?


А какие виды предложений ещё знаете?


А можно продолжить текст?


Какие предложения можно ввести?


Попробуйте это сделать.





Подводим итоги.


Какую задачу ставили?

Чего достигли?

Что можем сделать?

















Переведите предложения повествовательные в побудительные.



Домашнее задание.


Повествовательные.


Автор рассказывает об осени.


Повествование с элементами описания.

Вопросительные, побудительные.

Да.


Вопросительные.


Ребята пишут продолжение текста и зачитывают получившиеся предложения.



Ребята делают выводы на каждом этапе урока.



Составить памятку того, что делали.

  1. Определяли тему.

  2. Ставили задачу.

  3. Читали текст.

  4. Определяли тему.

  5. Давали название.

  6. Определяли стиль речи.

  7. Искали выразительные средства.

  8. Определяли виды предложений.

  9. Подчеркивали грамматические основы.

  10. Узнавали новые понятия.


1.Определите тему теста и т.д.


Обозначьте в данном тексте графически все изученные к этому времени орфограммы.



Познавательные УУД:


1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.


Коммуникативные УУД:


1.Создавать собственный текст соответствующего типа речи.


2.Выступать перед аудиторией сверстников со своими мини-текстами.



Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка (1)»


Пояснительная записка.


Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-продуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной. В связи с этим на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. И важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Мне эта технология близка, интересна, я считаю её продуктивной, поэтому урок разработала именно в ней.

Суть проблемного урока, по-моему, можно выразить одной фразой: «творческое усвоение знаний». В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Использование проблемно-поисковых методов обучения позволяет решать следующие задачи:

1. Формировать теоретические знания обучающихся;

2. Развивать:

- словесно-логическое мышление ;

- самостоятельность мышления детей;

- речь обучающихся;

- познавательный интерес;

- их эмоциональную сферу.

Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является

результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.

Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. Мне хочется закончить пояснительную записку словами коллег, уже освоивших технологию проблемного урока: «Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Я работаю по ФГОС

Автор: Морозова Алевтина Петровна

Дата: 03.07.2015

Номер свидетельства: 222157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "ФГОС второго поколения в моей практике"
    ["seo_title"] => string(43) "fgos-vtorogho-pokolieniia-v-moiei-praktikie"
    ["file_id"] => string(6) "319453"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460832264"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Анализ работы ФГОС (1-3классы) "
    ["seo_title"] => string(28) "analiz-raboty-fgos-1-3klassy"
    ["file_id"] => string(6) "119905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413550413"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Программа воспитательной работы (ФГОС) 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "235727"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443804848"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Отчет о ходе реализации ФГОС НОО МКОУ "Уянская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(58) "otchiet-o-khodie-riealizatsii-fgos-noo-mkou-uianskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "106610"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403045787"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства