Умение распознавать их в тексте. Обогатить словарный запас.
Ход урока: Оргмомент
Опрос д/з
Объяснение
-К какой части речи относится слово “Я”?
-Что вы знаете о местоимениях?
Без местоимений наша речь была бы длинной и нудной. Мы вынуждены были повторять одни и тежи существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевые удобства, экономят время. И хотя в них нет “перелива красок” как в прилагательных, нет точных эпитетов как в существительных, местоимения играют роль “запасных игроков”.
-Сегодня, у нассобрались два класса две команды.
-Объявляется название команд и их девиз.
ЗАГАДКА
Утром, так заведено - разомкнешь ресницы,
И к тебе идет Оно розовой жар-птицей…
А стемнеет - Он придет: тоненький, смущенный.
Он на ципочках войдет долькою лимонной…
Срок пришел - плывет Она в темене тумана,
Круглолица и грустна будто Несмеяна
О каких небесных светилах здесь говорилось? Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые из заменяли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Умение распознавать их в тексте. Обогатить словарный запас.
Ход урока: Оргмомент
Опрос д/з
Объяснение
-К какой части речи относится слово “Я”?
-Что вы знаете о местоимениях?
Без местоимений наша речь была бы длинной и нудной. Мы вынуждены были повторять одни и тежи существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевые удобства, экономят время. И хотя в них нет “перелива красок” как в прилагательных, нет точных эпитетов как в существительных, местоимения играют роль “запасных игроков”.
-Сегодня, у нассобрались два класса две команды.
-Объявляется название команд и их девиз.
ЗАГАДКА
Утром, так заведено - разомкнешь ресницы,
И к тебе идет Оно розовой жар-птицей…
А стемнеет - Он придет: тоненький, смущенный.
Он на ципочках войдет долькою лимонной…
Срок пришел - плывет Она в темене тумана,
Круглолица и грустна будто Несмеяна
О каких небесных светилах здесь говорилось? Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые из заменяли.
Игра на внимание “Четвертое лишнее”.
Посмотрите на эти слова и назовите “4 лишнее”:
Мы он вы но (союз)
Они вы я мы (я – 1 лицо)
Он ты оно они (ты – 2 лицо)
Он его ему яму (яму – сущ)
Определите количество местоимений и их падеж, каким членом предложения они являются?
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно… Дома рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету.
“Моя грамматика”
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ -
Это Я и только Я!
Мать склонялась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря.
Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ
Для кого, а для МЕНЯ.
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки-
ДАТЕЛЬНЫЙ -
Это значит только МНЕ!
НЕ смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
ВИНИТЕЛЬНЫЙ
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!...
Нет, дружок, падеж
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
Сотворён совсем не МНОЙ!
Ждёте, видимо,
ПРЕДЛОЖНОГО?
Новых данных ОБО МНЕ?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
(М.Раскатов)
Замените существительное местоимением и определить падеж.
От леса (от чего?) от него – Р.п.
За рекой (за чем? где?) за ней – Т.п.
Перед горами (перед чем?) перед ними – Т.п.
От деревьев (от чего?) от них – Р.п.
Хитрые вопросы.
Какое местоимение читается одинаково справа налево и слева направо? (оно) Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он) Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получились самые большие овощи? (ты – к – вы) Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы – мы – ты).
Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу.
Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела.
Поставьте местоимения в нужном падеже.
С (вы) - ……….
На (ты) - ……….
О (они) -……….
Составьте и напишите словосочетания, употребляя местоимения в скобках.
Спросил (ты) ………….
Спросил (вы) ………….
Спросил (мы) ………….
Напишите начальную форму. Определите падеж и лицо.
О них - ……….
К нему-……….
За нами - ……….
Найдите местоимения, определите падеж.
1) Я остановился в недоумении.
2) Они тоже бывают разные.
3) Поздравляем вас с праздником.
4) Дружно пели мы песню
5) Видел ли ты орла?
6) Друзья очень ценят тебя.
7) Вдруг она прыгнула в воду.
8) Закинул он невод в море.
9) Тут и выглянуло оно.
10) У него хороший голос.
Прочитайте предложения с пропущенными местоимениями ивосстановите их по форме глагола: Вечером … играем в прятки. (МЫ) Что … вырезает из бумаги? (ОН, ОНА) Какую задачу … решают? (ОНИ) Куда … идешь? (ТЫ) Завтра … пойду в лес. (Я)
Поставьте местоимения в правильной форме. Определите падеж, число.
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ними было озеро. В нем водились карпы. Они приехали рыбачить. Ани поймали много их.
Закрепление:
Сегодня на уроке мы повторили местоимения, находили их в тексте,исправляли. Определяли число и падеж местоимений. Выясняли какой частью речи в предложении являются местоимения.