kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Грамотная речь - это показатель культуры человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по культуре речи. Рассчитан на 2 урока. Предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«"Грамотная речь - это показатель культуры человека"»

Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе  с жизнию народа...    В.Г.Белинский

Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа...

В.Г.Белинский

Проблема №1   «Неоправданные заимствования» Имидж  Тинейджер  Презент  Геймер  Суперстар  Уикенд Образ  Подросток  Подарок  Игрок  Суперзвезда  Выходные

Проблема №1

«Неоправданные заимствования»

Имидж Тинейджер Презент Геймер Суперстар Уикенд

Образ Подросток Подарок Игрок Суперзвезда Выходные

В защиту русской лексики

В защиту русской лексики

(1882-1969)

(1882-1969)

Нора Галь « Слово живое и мертвое»

Нора Галь « Слово живое и мертвое»

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

"К умной трезвости духовной"

Казначеев Сергей Михайлович (род.1958) - прозаик, критик, поэт, публицист.

Сергей Казначеев, Литературная газета. 30.03.2007

1 ) Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: « Концерт Zемфиры » . 2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием « Шиzа » . 3) Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется « Бiблiотека » . 4) Придешь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение « Кур$ валют » . 5) Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы « Аllигатор » . 6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на « Ве4ер отдыха » и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. 8) Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. 9) Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

10) Английскими словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. 11) Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. 12) Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

Латинские «вторжения» в русские слова Че LOVE чек Кур $ валюты А LL игатор Глюк’ OZA

Латинские «вторжения» в русские слова

Че LOVE чек

Кур $ валюты

А LL игатор

Глюк’ OZA

Проблема № 2 «Лексика социальных сетей»

Проблема № 2

«Лексика социальных сетей»

Вот он, богатый, русский язык!

Вот он, богатый, русский язык!

  • Спс
  • Я тя лю
  • ОК
  • Ща
  • Споки ноки
  • Досвидос
  • Спасибо
  • Я тебя люблю
  • Согласен, хорошо
  • Сейчас
  • Спокойной ночи
  • До свидания
Скриншот «Общение в социальной сети «Вконтакте»

Скриншот «Общение в социальной сети «Вконтакте»

От наскальных рисунков к письменности

От наскальных рисунков к письменности

От письменности обратно к рисункам

От письменности обратно к рисункам

До свидания, русский алфавит…   Татьяна Бек

До свидания, русский алфавит… Татьяна Бек

Проблема №3   «Жаргонизмы в нашей речи» Жаргон (арго, сленг) – разговорные слова, употребляемые людьми, определённой социальной или возрастной группы. Различают разные виды жаргона. Один из них – это молодёжный жаргон.

Проблема №3

«Жаргонизмы в нашей речи»

Жаргон (арго, сленг) – разговорные слова, употребляемые людьми, определённой социальной или возрастной группы. Различают разные виды жаргона. Один из них – это молодёжный жаргон.

«Со словом надо обращаться честно». Николай Васильевич Гоголь.

«Со словом надо обращаться честно».

Николай Васильевич Гоголь.

Проблема №4   «Ненормативная лексика»  Неужто вправду за свою любовь,  За то, что родила нас и растила,  Мать лучшего уже не заслужила,  Чем этот шлейф из непристойных слов?!    Ну как позволить, чтобы год за годом  Так оскорблялось пламя их сердец?!  И сквернословам всяческого рода  Пора сказать сурово наконец:    Бранитесь или ссорьтесь как хотите,  Но не теряйте звания людей:  Не трогайте, не смейте, не грязните  Ни имени, ни чести матерей Стихотворение нашего современника поэта Эдуарда Асадова. О скверном и святом  Что в сердце нашем самое святое?  Навряд ли надо думать и гадать.  Есть в мире слово самое простое  И самое возвышенное - Мать!  Так почему ж большое слово это,  Пусть не сегодня, а давным-давно,  Но в первый раз ведь было кем-то, где-то  В кощунственную брань обращено?

Проблема №4

«Ненормативная лексика»

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

 

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

 

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей

Стихотворение нашего современника поэта Эдуарда Асадова.

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Каковы причины употребления матерной лексики?

Каковы причины употребления матерной лексики?

  • злость;
  • раздражение;
  • различные эмоции;
  • плохая привычка;
  • хочет казаться «крутым»;
  • невежество, невоспитанность;
  • не хватает словарного запаса.
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие , его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Д.С. Лихачёв. (1906-1999)

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие , его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Д.С. Лихачёв.

(1906-1999)

«Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе.»   Л.И. Скворцов

«Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе.» Л.И. Скворцов

“ Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать.” Ф.М.Достоевский

Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать.”

Ф.М.Достоевский

Академик Д.С.Лихачев

Академик Д.С.Лихачев

"Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек".

«Письма о добром и  прекрасном».  «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».  «Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».

«Письма о добром и прекрасном».

«Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

«Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».

Умен ты или глуп,  Велик ты или мал,  Не знаем мы,  Пока ты слова не сказал.  Саади  (Поэт, классик персидской литературы)

Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, Пока ты слова не сказал. Саади

(Поэт, классик персидской литературы)

Орфоэпическая разминка донельзя квартал свекла каталог включит красивее перезвоним согнутый сливовый пролила мозаичный занята мастерски торты избалованный сироты кровоточащий положил обеспечение прозорлива

Орфоэпическая разминка

донельзя

квартал

свекла

каталог

включит

красивее

перезвоним

согнутый

сливовый

пролила

мозаичный

занята

мастерски

торты

избалованный

сироты

кровоточащий

положил

обеспечение

прозорлива

А. А. Фурсенко – Министр образования и науки РФ 2004-2012 гг

А. А. Фурсенко – Министр образования и науки РФ

2004-2012 гг

Ошибки в речи политиков и СМИ

Ошибки в речи политиков и СМИ

Юрий ЛУЖКОВ,  бывший мэр Москвы “ Сейчас на этой площади зажгётся звезда Олега Газманова” Грамматическая ошибка НАДО: зажжётся “ ...В том темпе оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению...” (грамматическая ошибка) НАДО: оплачивать услуги

Юрий ЛУЖКОВ, бывший мэр Москвы

“ Сейчас на этой площади зажгётся звезда Олега Газманова”

Грамматическая ошибка

НАДО: зажжётся

“ ...В том темпе оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению...”

(грамматическая ошибка)

НАДО: оплачивать услуги

Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ “ Мы надеялись получить ответ на эти опасности” (не учтено значение слова) НАДО: на эти угрозы

Геннадий ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ

“ Мы надеялись получить ответ на эти опасности”

(не учтено значение слова)

НАДО: на эти угрозы

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ,  лидер ЛДПР “ Ваше коварство еще более хуже...” (грамматическая ошибка) НАДО: «Ваше коварство ещё хуже…»

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР

“ Ваше коварство еще более хуже...”

(грамматическая ошибка)

НАДО: «Ваше коварство ещё хуже…»

Павел ГУСЕВ, главный редактор газеты “Московский комсомолец” “ ...Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым мартом… (грамматическая ошибка) НАДО: с Восьмым марта

Павел ГУСЕВ, главный редактор газеты “Московский комсомолец”

“ ...Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым мартом…

(грамматическая ошибка)

НАДО: с Восьмым марта

Газета “Московский комсомолец”, 14 марта, заголовок (!) редакционной заметки (не авторской): “ Ирина Понаровская займется рекламой чулков” (грамматическая ошибка) НАДО: рекламой чулок

Газета “Московский комсомолец”, 14 марта, заголовок (!) редакционной заметки (не авторской):

“ Ирина Понаровская займется рекламой чулков”

(грамматическая ошибка)

НАДО: рекламой чулок

Максимов Андрей, журналист “ Итак, одевайте наушники...” Неправильный выбор однокоренных слов НАДО: надевайте

Максимов Андрей, журналист

  • “ Итак, одевайте наушники...”

Неправильный выбор однокоренных слов

НАДО: надевайте

НТВ, “СЕГОДНЯ”, редакторы программы : “ ...Президент сегодня обратился с радиообращением по случаю праздника...” (тавтология) НАДО: выступил с радиообращением

НТВ, “СЕГОДНЯ”, редакторы программы :

“ ...Президент сегодня обратился с радиообращением по случаю праздника...”

(тавтология)

НАДО: выступил с радиообращением

Произнесите правильно слова и прокомментируйте данный пример пуловер 10 кл дерматин  постричься депо 11 кл поскользнуться насмехаться

Произнесите правильно слова и прокомментируйте данный пример

пуловер

10 кл

дерматин

постричься

депо

11 кл

поскользнуться

насмехаться

1 . Впереди лидирует команда наших спортсменов .

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

1 . Употребление лишнего слова.

2. Употребление рядом однокоренных слов.

3. Мы часто бываем и рассказываем о музее.

3. Ошибочное построение предложений с однородными членами.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Пожалуйста, не ложи шапку на стол!

4. Неправильное употребление деепричастного оборота.

6. Картину « Девочку с персиками» художник писал в течение года.

5.Неправильное употребление глагольных форм.

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

7. Неправильное употребление форм степеней сравнения имен прилагательных

8.Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

9. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

8.Неправильное употребление причастного оборота.

10. Те, кто с детства стремятся к мечте, реализуют жизненные планы.

9. Употребление слова в несвойственном ему значении.

11. По приезду в Петербург мы разместились в гостинице.

10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

12. У меня нет восемьсот пятьдесят четырех рублей.

11. Неправильное употребление падежной формы имени существительного

12. Неправильное употребление количественных числительных.

Подведем итоги ! Наше дерево успеха дает плоды!

Подведем итоги !

Наше дерево успеха дает плоды!

«Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?» .

«Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?»

.

«Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?»

«Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?»

  • знать правила и нормы русского языка;
  • читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности;
  • читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
Секреты хорошей речи . Ясность   Точность   Краткость

Секреты хорошей речи .

  • Ясность

  • Точность

  • Краткость

  • Выразительность
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты – один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Так писал о нашем языке великий писатель Иван Сергеевич Тургенев. Мы – наследники этого великого богатства. Мы живем с этим языком, изучаем его, храним, чтобы передать другим поколениям.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты – один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Так писал о нашем языке великий писатель Иван Сергеевич Тургенев. Мы – наследники этого великого богатства. Мы живем с этим языком, изучаем его, храним, чтобы передать другим поколениям.

Анна Ахматова   И мы сохраним тебя , русская речь,  Великое русское слово.  Свободным и чистым тебя пронесём ,  И внукам дадим , и от плена спасём  Навеки!

Анна Ахматова

И мы сохраним тебя , русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём , И внукам дадим , и от плена спасём Навеки!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Грамотная речь - это показатель культуры человека"

Автор: Сибагатуллина Нарима Миндагалеевна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа. Русский язык."
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaiaproghrammarusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "302894"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341268"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Cеминар - практикум «Развиваем речь детей и взрослых» "
    ["seo_title"] => string(55) "cieminar-praktikum-razvivaiem-riech-dietiei-i-vzroslykh"
    ["file_id"] => string(6) "229367"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441719158"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  обучения учащихся физической культуре  в 9-х  классах по учебно-методическому комплекту под редакцией А. П. Матвеева"
    ["seo_title"] => string(138) "rabochaiaprogrammaobuchieniiauchashchikhsiafizichieskoikulturiev9khklassakhpouchiebnomietodichieskomukompliektupodriedaktsiieiapmatvieieva"
    ["file_id"] => string(6) "291995"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455206983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Статья: "Урок физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(34) "stat-ia-urok-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "199433"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428578408"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства