kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Грамотная речь - это показатель культуры человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по культуре речи. Рассчитан на 2 урока. Предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«"Грамотная речь - это показатель культуры человека"»

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь - это показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий 
Вид урока: практикум 
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Цели урока
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление. 
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, развитие творческих способностей учащихся; 
Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. 
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ. 
Оборудование
Презентация, видеозаписи, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал. 


Ход урока:
-Здравствуйте, ребята. Я рада поприветствовать вас на уроке. Улыбнитесь и вы друг другу и своей улыбкой пожелайте хорошего настроения. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости –учителя русского языка. Поприветствуем гостей своими улыбками и покажем то, как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке. Садитесь.

- Давайте начнем нашу работу Тема нашего занятия – «Говорить надо по-русски». Вы, уважаемые старшеклассники, будете сегодня в роли экспертов.


Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе
с жизнию народа...

Это слова Виссариона Григорьевича Белинского, русского писателя, выдающегося литературного критика и публициста. Как вы понимаете их?

А как развивается язык? Можем ли мы участвовать в этом процессе? Можете ли вы привести примеры? ( Беседа с обучающимися)


Проблема № 1 « Неоправданные заимствования»

Подберите к этим словам синонимы

Имидж
Тинейджер
Презент
Геймер
Суперстар
Уикенд


Образ
Подросток
Подарок
Игрок
Суперзвезда
Выходные



Многие писатели говорили в защиту русской лексики.


( Небольшие сообщения обучающихся о писателях и их очерках)

1. К.И. Чуковский, 2. Нора Галь (Элеонора Гальперина 1912-1991), 3.М.Кронгауз,

4. С.М. Казначеев, Казначеев Сергей Михайлович (род.1958) - прозаик, критик, поэт, публицист. ( Работа с текстом)

1) Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». 2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». 3) Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». 4) Придешь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение «Кур$ валют». 5) Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». 6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. 8) Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. 9) Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

10) Английскими словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. 11) Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. 12) Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

Человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А. Н. Толстого ( русский и советский писатель, 1882-1945): «Там, где можно найти коренное русское слово, - нужно его находить»


Проблема № 2 « Лексика социальных сетей»

Вот он, богатый, русский язык?!

Как говорит в своем стихотворении Татьяна Бек « До свидания, русский алфавит…» (Беседа по слайдам)


Проблема №3 Третья проблема, на которой мы остановимся, вы определите, когда посмотрите вот этот ролик «Ералаш» («Говорить надо по-русски»)

Это «засорение» русского языка жаргонизмами.

Жаргон (арго, сленг) – разговорные слова, употребляемые людьми, определённой социальной или возрастной группы. Различают разные виды жаргона. Один из них – это молодёжный жаргон. В молодёжном жаргоне середины 70-х годов появилось немало новых слов.

Как вам молодежный язык 70-х годов? Всё понятно? (обсуждение). Что ж, это и есть молодёжный жаргон. К сожалению, он нашу речь не украшает, наоборот, делает её бедной. Почему мы так говорим? (беседа по фильму)

А вот Николай Васильевич Гоголь призывает нас обращать со словом честно, те использовать его правильно. «Со словом надо обращаться честно».

Проблема №4. Ненормативная лексика

Хочу представить вашему вниманию отрывок из стихотворения нашего современника поэта Эдуарда Асадова.

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!


Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?



Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!


Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:


Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей


Каковы причины употребления матерной лексики?


Прислушайтесь к словам великих людей. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что…


Вспомним, как считал Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Паустовский

«Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе.»
Л.И. Скворцов

Сократ

Д.С Лихачев Здесь Д.С.Лихачев подходит к очень важной и животрепещущей теме — он говорит о чистоте нашего разговорного языка: Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

«Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

«Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».

ОДНАКО!!!

Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать.”

Ф.М.Достоевский



2-й урок

Слайд 34.

- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Продолжим работу. 

-Ребята, сейчас мы посадим дерево нашего успеха. А вот какие оно даст плоды, будет зависеть оттого, как вы будете отвечать. Уважаемое жюри за правильный ответ клеит красные кружочки, а за неправильный ответ- зеленый. Выберите ,пожалуйста, капитанов команд. Представьтесь.

- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку.

По очереди каждый класс произносит по одному слову, правильно или нет, проверяем вместе.

Уважаемые эксперты, мы тоже подготовили для вас небольшой сюрприз. Наш видеоролик в защиту орфоэпии Песня о русском языке. «Фурсенко»

Песня, прослушанная нами, появилась как ответ на документ о новых нормах русского языка. Что это за документ? Речь идёт о приказе бывшего министра образования Фурсенко, в котором нам предлагался список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. В своей жизни вы не раз обращались к словарям. Какие словари русского языка вы знаете? {…}А вот господин Фурсенко предлагает нам всего 4 словаря. Почему? Вопрос риторический. Мы же с вами должны помнить, что нормы литературного языка остались прежними, а в случае затруднения нам на помощь приходят авторитетные, проверенные годами словари.

Игра для капитанов команд. Произнесите правильно слова и прокомментируйте данный пример

4. Редактирование текстов
Время не стоит на месте, оно неумолимо бежит вперёд. Вы растёте, стоите на пороге взрослой жизни. Каждый из вас хочет добиться успеха. Чтобы быть успешным, нужно не только получить востребованную профессию, но и быть грамотным. А грамотной, в первую очередь, должна быть речь. Перейдём ко второй проблеме нашего занятия и попробуем найти речевые ошибки в средствах массовой информации.

Работа с презентацией «Ошибки в СМИ»

Учитель: Что ж, ребята, вы хорошо увидели ошибки в речи известных людей. А умеете ли вы находить ошибки, допущенные вашими сверстниками. Скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ, и мы предлагаем вам потренироваться.


Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа. 

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3. Мы часто бываем и рассказываем о музее.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Пожалуйста, не ложи шапку на стол!

6. Картину « Девочку с персиками» художник писал в течение года.

7. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

8.Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

9. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

10. Те, кто с детства стремятся к мечте, реализуют жизненные планы.

11. По приезду в Петербург мы разместились в гостинице.

12. У меня нет восемьсот пятьдесят четырех рублей.



1. Употребление лишнего слова.

2. Употребление рядом однокоренных слов.

3. Ошибочное построение предложений с однородными членами.

4. Неправильное употребление деепричастного оборота.

5.Неправильное употребление глагольных форм.

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7. Неправильное употребление форм степеней сравнения имен прилагательных

8.Неправильное употребление причастного оборота.

9. Употребление слова в несвойственном ему значении.

10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

11. Неправильное употребление падежной формы имени существительного

12. Неправильное употребление количественных числительных.



Итак, подведем итоги. Какие плоды выросли на нашем дереве? Спелые ли они?


А теперь, дорогие друзья, главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?»


Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.

И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?

Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.


Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его. Вот еще несколько цитат, которые, я думаю, помогут вам аргументировать свое мнение и написать хорошее сочинение.

Слайд 57. Вывод. Подведение итогов урока и самооценка: Какую цель мы поставили перед собой? Достигли ли мы поставленной цели? Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно похвалить? Каковы ваши ощущения после урока? За время нашей работы выросло удивительное дерево.

Так и нынешнее наше занятие посвящено не русскому языку вообще, а тому, как мы им пользуемся. Прочитав такие высокие слова Д.С.Лихачева о русском языке, задумаемся о нашей речи, о наших словах. Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения. От избытка того, что хранится в сердце, говорят уста человека.

7. Домашнее задание:  сочинение по тексту 34 и 9 вар

Приложение1

(Раздаточный материал)

Проверка для жюри


1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3. Мы часто бываем и рассказываем о музее.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Пожалуйста, не ложи шапку на стол!

6. Картину « Девочку с персиками» художник писал в течение года.

7. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

8.Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

9. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

10. Те, кто с детства стремятся к мечте, реализуют жизненные планы.

11. По приезду в Петербург мы разместились в гостинице.

12. У меня нет восемьсот пятьдесят четырех рублей.



1. Употребление лишнего слова.

2. Употребление рядом однокоренных слов.

3. Ошибочное построение предложений с однородными членами.

4. Неправильное употребление деепричастного оборота.

5.Неправильное употребление глагольных форм.

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7. Неправильное употребление форм степеней сравнения имен прилагательных

8.Неправильное употребление причастного оборота.

9. Употребление слова в несвойственном ему значении.

10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

11. Неправильное употребление падежной формы имени существительного

12. Неправильное употребление количественных числительных.




















Определите вид ошибки.


Предложение

ошибки

Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.


На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.


По приезду в Петербург мы разместились в гостинице.


У меня нет восемьсот пятьдесят четырех рублей.


Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.


Картину « Девочку с персиками» художник писал в течение года.


Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе


Те, кто с детства стремятся к мечте, реализуют жизненные планы.


Мы часто бываем и рассказываем о музее.


Провожая меня, лицо его выражало сожаление.


Пожалуйста, не ложи шапку на стол!


Впереди лидирует команда наших спортсменов




1. Употребление лишнего слова.

2. Употребление рядом однокоренных слов.

3. Ошибочное построение предложений с однородными членами.

4. Неправильное употребление деепричастного оборота.

5.Неправильное употребление глагольных форм.

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7. Неправильное употребление форм степеней сравнения имен прилагательных

8.Неправильное употребление причастного оборота.

9. Употребление слова в несвойственном ему значении.

10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

11. Неправильное употребление падежной формы имени существительного

12. Неправильное употребление количественных числительных.













Приложение 2

(Отрывки очерков)

(1) Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.


(2) Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.


(3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта... (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».


(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет... (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».


(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (И)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».


(13) С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.


(14) Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.


— (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.


(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мопщыми усилиями воли подчинить его коллективному разуму?


(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?


(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.


(24) Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер...


(25) Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.


(26) Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!


(ЗО)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (ЗЗ)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.


(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.


(По К. И. Чуковскому*)


Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении - с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат - лексикой в первую очередь.


Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков - в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.

Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта! Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов.

Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту. 

                                                                                                                     (По Д.С.Лихачеву)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Грамотная речь - это показатель культуры человека"

Автор: Сибагатуллина Нарима Миндагалеевна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа. Русский язык."
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaiaproghrammarusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "302894"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341268"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Cеминар - практикум «Развиваем речь детей и взрослых» "
    ["seo_title"] => string(55) "cieminar-praktikum-razvivaiem-riech-dietiei-i-vzroslykh"
    ["file_id"] => string(6) "229367"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441719158"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  обучения учащихся физической культуре  в 9-х  классах по учебно-методическому комплекту под редакцией А. П. Матвеева"
    ["seo_title"] => string(138) "rabochaiaprogrammaobuchieniiauchashchikhsiafizichieskoikulturiev9khklassakhpouchiebnomietodichieskomukompliektupodriedaktsiieiapmatvieieva"
    ["file_id"] => string(6) "291995"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455206983"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Статья: "Урок физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(34) "stat-ia-urok-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "199433"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428578408"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства