Тема урока: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию главных, второстепенных членов, осложненности ).
Ход урока:
- Оргмомент.
- Сообщение темы и задач урока.
- Выборочная проверка домашнего задания.
- Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.
Не нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты; недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.
- Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.
Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе загорелись блестящие звездочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
При анализе предложений дается понятие об их грамматическом значении, которое связано с наклонением и временем глагола
Просмотр содержимого документа
«Покровкова Н.Н.ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
г. Гагарин Смоленской области
Конспект
урока русского языка в 8 классе
на тему:
«ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Автор работы:
заместитель директора по УВР
Наталья Николаевна Покровкова
Тема урока: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию главных, второстепенных членов, осложненности ).
План урока:
Оргмомент.
Сообщение темы и задач урока.
Выборочная проверка домашнего задания.
Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.
Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.
Заполнение таблицы.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание
Ход урока:
Оргмомент.
Сообщение темы и задач урока.
Выборочная проверка домашнего задания.
Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.
Не нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты; недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.
Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.
Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе загорелись блестящие звездочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
При анализе предложений дается понятие об их грамматическом значении, которое связано с наклонением и временем глагола. Внимание учащихся обращается на следующее: в 1-м предложении содержится сообщение о том, что происходит сейчас, в настоящем времени; во 2-м — произошло; в 3-м — о том, что произойдет, т. е. все сообщаемое в этих предложениях является реальным и отражает совершение действия в настоящем, прошедшем и будущем. В последнем предложении сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, поэтому предложение имеет значение побуждения, т. е. сообщаемое не является реальным.
(Ср.: Полюбовались бы вы!— сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; значение предложения — выражение желательности.)
Заполнение таблицы.
Учащиеся с помощью учителя составляют и заполняют таблицу.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
1. Роль в языке | Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях |
2. Строение и виды предложений по количеству главных членов | Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения) |
3. Виды предложений по количеству грамматических основ | Простые — одна грамматическая основа, сложные — две и более грамматических основ |
4. Виды предложений по цели высказывания | Повествовательные (содержат сообщение); вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат побуждение к действию, приказ или просьбу) |
5. Виды предложений по интонации | Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией) и невосклицательные |
6. Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов | Распространенные (есть второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют) |
7. Виды предложений по осложненности | Осложненные предложения (имеются обращения, или вводные слова, или однородные члены, или обособления) |
Итог урока. Рефлексия.
– Всё ли у вас получилось на уроке?
- Над чем ещё нужно поработать?
Домашнее задание: подготовить по таблице рассказ о предложении, подобрав для иллюстрации ответа свои примеры