Просмотр содержимого документа
«Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания.»
Тема урока: «Глагол.Спряжение. Ударные и безударные личные окончания».
Цель урока: познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т. е. спряжением
Задачи урока: Образовательная:
научить определять спряжение у глаголов по окончанию
Развивающая:
Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;
Воспитательная:
Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство
сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;
Я пришла на урок с хорошим настроением, т.к урок русского языка – мой любимый урок, и я стараюсь привить эту любовь вам. К нам пришло много гостей поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой. Поработаем с палитрой, покажите свое настроение на урок
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол!)
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
1.Работа со словарем.
Как вы можете дать лексическое значение слова «глагол»?
“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.
- Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…
- Рассказать нам об этом может «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке».
(с в е р к ать). Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь). Человек, который совершает поездку на каком-либо транспорте (пассажир). Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарником, или дорожка в саду, в парке (аллея).
-На какие 2 группы можно разделить слова?
-Как изменяются имена существительные?
-Как называется изменение имен существительных по падежам и числам?
-Как изменяются глаголы?
III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
1 Сообщение темы урока
Определите тему урока после прочтения шифровки
вологалгеинежярпсамет ( прочти наоборот)
Попробуйте обозначить цели урока... ( предложения учеников)Чем же мы будем заниматься на уроке…
IV Этап первичного понимания новой темыУпр.30стр.46.сЕрдитый – сердится (безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением);
огОрченье – горе (безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением);
бАндиты – банда (безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением);
пЕченье – печь (безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением);
в буДке – будочка (парный по звонкости/глухости согласный в середине слова);
крИвуля – криво (безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением);
вЕсёлый – весело (безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением).
Таким образом, семь из девяти орфограмм, проверенных коллективно, – это «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Другие орфограммы школьники определят самостоятельно во время письменного выполнения работы. В основном это безударные падежные окончания существительных и прилагательных.
Кроме повторения, упражнение преследует цель обратить внимание детей на глаголы. Школьники должны обнаружить их в тексте, различить глаголы настоящего и прошедшего времени и над первыми надписать подходящее по лицу и числу личное местоимение.
В упражнении один глагол в форме прошедшего времени – забрали и пять в форме настоящего времени:
он (она, оно) они они они она (он, оно)
растёт сидят пьют гуляют висит
Над глаголами растёт и висит мы указываем то личное местоимение, которым можно заменить указанное в тексте существительное: он (молочай), она (кривуля). Кроме того, можно выписать эти два глагола на доске отдельно и показать детям, что вне контекста у глагола в форме настоящего времени в 3-м лице нельзя определить и указать род личного местоимения: это может быть и он, и она, и оно.
4. Упражнение 31, стр.47 Одна из целей упражнения – повторить однородные члены предложения: обнаружить однородные сказуемые и однородные дополнения в обоих предложениях. Другая цель, связанная с изучением нового материала, – обратить внимание детей на то, что и у существительных, стоящих в предложении в одной и той же форме, и у глаголов, стоящих в одной и той же форме, могут быть разные окончания. Школьники должны убедиться в том, что существительные в каждом предложении стоят в одном и том же падеже, и объяснить, почему же у них разные окончания: они относятся к разным склонениям. После этого, сравнив глаголы в каждом предложении, школьники придут к выводу, что они тоже стоят в одной и той же форме, хотя окончания у них разные. Вывод, который напрашивается сам собой: глаголы, как и существительные, имеют разные окончания в одних и тех же формах, поскольку относятся к разным… нет-нет – не склонениям, но спряжениям.
2.Продолжи предложение:
Имя прилагательное - изменяется (по родам , падежам и числам)
Имя существительное - склоняются ( изменяются) по числам, падежам
А глагол - ? ( изменяется по ...)
YI.Этап первичной проверки понимания изученного
1. Самостоятельная работа.
Изменить глагол идти по лицам и числам, т.е. …, а у доски самостоятельно глагол кричать.
Проверь, оцени себя.
Что мы делали?
Что значит спрягать?
Что изменяется у глагола при спряжении?
2.Проблема: Зачем надо знать спряжение глаголов?
YII.Этап закрепления изученного материала.
Изменение глаголов по лицам и числам называется( спряжение)
Глаголы бывают(1 и 2 спр.) Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от( окончания)
У глаголов одного и того же спряжения ударные безударные окончания одинаковые, спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию.
А как определить окончание глагола в безударном положении мы узнаем на следующих уроках.
IX. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.