kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фразеологические обороты» с элементами технологии развитии критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан в рамках технологии развития критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Фразеологические обороты» с элементами технологии развитии критического мышления»

Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологические обороты» с элементами технологии развитии критического мышления (на базе программы М. М. Разумовской)



Цели урока: вспомнить основные особенности фразеологизмов; отработка навыка умения понимать значения фразеологизмов

Этапы урока:

  • Стадия вызова

  • Стадия осмысления

  • Стадия рефлексии

Используемые приемы:

  • «Ассоциации»

  • «Верные и неверные утверждения»

  • «Письмо с дырками»

  • «Синквейн»



Стадия вызова

На стадии вызова учитель использует примем «Ассоциации». Учащиеся должны догадаться по представленной картинке, о чем будет сегодняшний урок (поскольку ранее данная тема уже изучалась, ребята должны достаточно быстро понять, что речь идет о фразеологизме «развесить уши»).

После того как ребята отгадали тему урока «Фразеологические обороты», следует реплика учителя: «Посмотрите на картинку. Как вы думаете, чьи уши, помимо человеческих, изображены на картинке? (возможные ответы: уши Шрека (справа), уши эльфов или инопланетян (в середине)). Я согласна с вами, мне тоже кажется, что они принадлежат каким-либо сказочным или неземным существам. Возможно, они даже могут принадлежать персонажам из сказки А. Волкова «Тайна заброшенного замка», отрывок из которой мы сейчас с вами прочтем.

Стадия осмысления

На стадии осмысления учащимся следует прочесть отрывок из сказки А. Волкова «Тайна заброшенного замка»

Только изумление помогло генералу снести эту неслыханную дерзость. Он так и сверкал глазами на ни в чем не повинного Жевуна:
Заруби себе на носу, – резко заметил он, – что с генералом так не подобает говорить.
Крайнее недоумение отразилось на лице беллиорца.
– Я готов отрубить себе нос, но не могу понять, при чём тут генерал и какая вам от этого польза? – пролепетал он.


Достойный сын Земли, отвечайте, – молвил Ильсор. – Кто правит в Изумрудном городе?
– Там правит Мудрый Страшила.
– Ильсор, он втирает тебе очки. Как могут правителя именовать таким именем?
Жевун, которому машина успела перевести слова генерала, недоуменно уставился на лицо Баан-Ну:
– Какие очки я должен натереть господину, если он не носит никаких очков?
– Что, опять рассуждать? – рассвирепел Баан-Ну. – Ты сейчас поймёшь меня, глупец. Мы говорили тебе слишком много слов, и твои куцые мозги не в состоянии их все переварить. Тебе проще понять язык команды.

Прием «Верные и неверные утверждения». Ученикам самостоятельно следует понять, верными или неверными являются представленные ниже утверждения

  1. Генерал просил Жевуна отрубить себе нос

  2. Ильсор носил очки

  3. Персонажи из данного отрывка не поняли друг друга, т.к. они говорили на разных языках

  4. Жевун не понимал реплики других персонажей, поскольку все слова ему помогала переводить машина, и переводила она их дословно (в прямом значении)

Во время обсуждения данных утверждений учитель актуализирует знания учащихся о фразеологических оборотах. Ребята вспоминают, что фразеологизмы – это устойчивые предложения, равные по значению, чаще всего, одному слову. Фразеологизмы в речи говорящего – это свидетельство богатства речевого запаса. Но иногда случается так, что наши оппоненты не понимают нас, наших выражений, как и Жевун, которому все слова других персонажей были переведены дословно. А фразеологизм – это цельная единица. Каждое слово в нем не толкуется по отдельности.



Прием «Письмо с дырками». Перед учащимися несколько предложений, в них есть пропуски (будет пропущено одно или несколько слово из фразеологического оборота). Следует восполнить пробелы, вспомнив фразеологизм по имеющимся словам и по значению предложения в целом. Во время проверки задания учащиеся читают предложение целиком, называют фразеологизм и его значение

  • Он всеми _________ и неправдами будет доказывать свою непричастность к данному происшествию.

  • «Ребята, мы можем прогулять этот урок, но _____ ли ______ свеч? Через неделю нам писать контрольную по этой теме», с сомнением проговорил Серёжка.

  • Мой ответ был ни к ____________ ни к _________.

  • Не будем _______ душой, нам не всегда удается оставаться честными.

  • У меня _______ ________ на душе после того обмана

  • Он мне такую _________ подложил. Мне пришлось объясняться перед начальством.

  • Этот отель был замечательный! Мы выбрали программу «Все включено», поэтому _______ как _______ в масле.

  • Это задание проще ________ репы! Мы решали подобное упражнение на прошлом уроке.

  • Таблицу умножения надо знать на _______, она пригодится в жизни еще не раз.

  • Очень долгое время ты ______ пыль в глаза, лгал.

А теперь задача усложняется, поскольку вам следует узнать фразеологический оборот по истории его происхождения

(информация взята из фразеологического словаря для детей под редакцией Розе Т. В. https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post366105045)

  • Фразеологизм ___________________ взят из басни И. А. Крылова «Ларчик». Некто заказал мастеру ларец, который вышел на загляденье всем прекрасным. И все любовались им, но пришёл «механики мудрец», который, желая показать себя перед присутствующими, вообразил, что в ларце есть секрет. Он принялся вертеть ларец со всех сторон, но не смог найти этого пресловутого секрета. (А ларчик просто открывался)

  • Фразеологизм __________ связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. В своем трактате «О небе» он писал, что небесный свод состоит из семи хрустальных сфер. На самой дальней от Земли седьмой сфере находится рай – небесное царство, где живут души праведников. Попасть туда стремились все (на седьмом небе от счастья)

  • Фразеологизм __________ связан с культурной традицией многих народов. В старину было принято падать ниц — вставать на колени и опускать голову — перед царём или господином, которые иногда ставили свою ногу на голову или шею подданного. Тем самым, они выказывали абсолютную власть над подданным, требуя беспрекословного подчинения своей воле. Ещё в глубокой древности сапог или башмак считался символическим знаком власти. (быть под сапогом)

Следующее задание – сопоставить фразеологизм с его значением. Упражнение выполняется в парах. При затруднении учащиеся могут воспользоваться фразеологическим словарём, но лишь в крайнем случае.

  1. Кульминационное событие; наивысшее проявление чего-либо

  2. Постоянно угрожающая кому-либо опасность, неприятность

  3. Человек, пытающийся казаться более важным, значительным

  4. Крайняя степень нищеты

  5. Оборот, употребляющийся в адрес высокого человека

  6. Написать что-нибудь нелицеприятное





  1. Бумага не краснеет

  2. Верста коломенская

  3. Ворона в павлиньих перьях

  4. Горе лыком подпоясано

  5. Дамоклов меч

  6. Девятый вал











Стадия рефлексии

На данном этапе учитель реализует прием «Синквейн».

1-я строка – название стихотворения, тема (обычно су­ществительное);

2-я строка – описание темы (два прилагательных);

3-я строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме);

4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).



(Пример «Синквейна» по теме «Фразеологические обороты ученицы 6 класса)



Фразеологизм

Яркий, устойчивый

Подмечает, учит, сравнивает

Фразеологизмы позволяют высказываться красочнее

Высказывание

Д\з – «Дома вас ждет следующее задание: вам следует записать и выучить наизусть как можно больше фразеологизмов (и знать их значения!). На следующем уроке мы устроим фразеологический батл и узнаем, у кого самая хорошая память и самый широкий словарный запас. При подготовке вам следует обратиться к фразеологическому словарю: https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post366105045


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Фразеологические обороты» с элементами технологии развитии критического мышления

Автор: Ефремова Александра Владимировна

Дата: 30.08.2022

Номер свидетельства: 612351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему Фразеологизмы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy-1"
    ["file_id"] => string(6) "121704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414054002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов."
    ["seo_title"] => string(42) "frazieologhizmyznachieniiefrazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "292091"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства