Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 6 классе
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 6 классе
Представлен урок по формированию читательской грамотности на уроках русского языка в 6 классе. Материал урока можно использовать для подготовки детей к ВПР по русскому языку, тк часть заданий являются аналогичными заданиями ВПР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 6 классе»
Учитель русского языка и литературы: Демакова Анастасия Александровна
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
Цели:
- способствовать развитию читательской грамотности обучающихся, как одной из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.
- формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни.
Задачи:
- формирование орфографической грамотности;
- находить и извлекать информацию: определять место, где содержится искомая информация, определять наличие либо отсутствие искомой информации в тексте;
-осмысливать и оцениватьсодержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов;
-использовать информацию из текста: применять полученную информацию для решения практической, выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
1. Организационный момент.
2. Проверка дз.
- Запись числа и классной работы.
3Актуализация знаний.
- Посмотрите на слайд и вставьте по смыслу пропущенные слова так, чтобы получился текст.
Текст слайда:
……….-это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В ……. предложении связаны общей темой и ……. . По типу он делится на повествование, …….. и …….. . Его также можно отнести к различным стилям речи: разговорному, ……….. , публицистическому, ……….. и официально-деловому.
Проверка текста:
Текст-это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В тексте предложении связаны общей темой и идеей. По типу он делится на повествование, описание и рассуждение . Его также можно отнести к различным стилям речи: разговорному, художественному, публицистическому, научному и официально-деловому.
4. Определение темы урока, постановка цели урока
-Исходя из содержания данного текста, о чем пойдет речь на уроке? (о тексте, его анализе.) Что мы будем делать на уроке? (анализировать текст). Сформулируйте тему урока. Поставьте цель урока(после ответов детей учитель уточняет тему урока и цель).
Запись темы урока: Текст и его анализ
Цель урока - проанализировать текст, выполнив задания к нему.
-У вас на столах распечатки с текстом и заданиями к нему. Задания выполняете в тетрадях. Плюс ко всему у вас лежат оценочные листы, в которых вы напротив каждого задания будете выставлять для себя оценку: уровень сложный, средний или легкий.
5.Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Вдоль самой границы заповедника Мката в Африке, где я жил, строили шоссе. (2)Каждое утро сюда приезжали рабочие, скрипя, приползали бульдозеры и асфальтоукладчики, закипала работа. (3)Однажды около новой дороги я увидел толпу. (4)Отовсюду раздавались возмущённые крики рабочих: «С этим надо что-то делать, так нельзя работать, безобразие!» (5)Оказывается, рабочие, ругаясь, растаскивали ветки, очищая от зелёных завалов дорогу: рано утром сюда пришли слоны и закрыли ветками всё, что было сделано за предыдущий день.
(6)Инспектор заповедника объяснил, что так слоны протестуют против перемен там, где они живут. (7)Где-то они выдернули только что зарытые в землю телеграфные столбы, где-то разобрали по брёвнышку только что построенный мост. (8)Строители считали, что пользоваться им будут и люди, и звери. (9)А слоны рассудили по-своему: они хотят ходить через речку вброд. (10)Они знают: все перемены для них к худшему…
(11)На следующее утро я встал рано, чуть свет, и пошёл к строящейся дороге. (12)Там, где стояли брошенные на ночь дорожные машины, двигались серые горбатые тени. (13)Десять слонов расхаживали взад-вперёд. (14)Они то и дело сходили с дороги, отправлялись в соседнюю рощу и возвращались оттуда, неся в хоботах охапки свежесорванных веток. (15)Взойдя на шоссе, слоны аккуратно укладывали ветки и отправлялись за новыми. (16)Никакое это было не безобразие: просто слоны хотели жить своей, привычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.
(По С. Сахарнову)
Задания представлены так, что часть выполняется в форме беседы по тесту (вопрос учителя- ответ детей, но с записью ответа в тетрадь), часть заданий выполняется детьми у доски (разборы, схемы предложений).
Задания:
1.Озаглавьте текст ( умные слоны)
2.Определите тип текста (повествование)
3.Определите и запишите основную мысль текста (Слоны хотят жить своей привычной жизнью, поэтому «вредят» строителям.)
4.Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
(Примерный план.
1. Рабочие возмущены.
2. Слоны протестуют против перемен.
3. Слоны трудятся по-своему.)
5.Как, по мнению автора текста, на дороге образовались зелёные завалы?
( Зелёные завалы на дорогах создавали слоны, словно протестуя против вмешательства в их среду)
6.Выполните синтаксический разбор третьего предложения
7.Найдите предложение с прямой речью, запишите его номер и составьте его схему.
8.Определите и запишите лексическое значение слова «закипала» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(Закипала — начиналась.2) Самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении. Вариант ответа: Вода в чайнике уже закипала, когда, наконец, пришли гости.)
9.Определите стилистическую окраску слова «рассудили» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
( 1) Распознавание стилистической окраски слова: рассудили — разговорное, может использоваться в художественном тексте;2) рассудили — решили, пришли к выводу. )
10.Найдите в третьем абзаце фразеологизм, выпишите его (чуть свет)
11.Выполните морфемный и словообразовательный разбор прилагательного дорожные из 3-его абзаца
12 Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «+» в нужный столбец.
Является ли данное утверждение верным или неверным?
Верно
Неверно
там, где жил автор, строили дорогу
+
слоны хотели жить без перемен, поэтому притаскивали бревна
+
автор для дорожных машин использует описательный оборот- серые горбатые тени
+
Для слонов важна их жизнь, а не комфорт человека
+
6. ДЗ на следующий урок
7. Рефлексия.
Итак, посмотрите на свои оценочные листы. Что для вас было легких? Что было трудным? Вы потрудились сегодня хорошо, молодцы. Урок окончен.
Оценочный лист
Задание №/уровень
сложный
средний
легкий
1.Заголовок текста
2.Определение типа текста
3.определение основной мысли текста
4.Составление плана текста
5.Ответ на вопрос по тексту
6.Выполнениее синтаксического разбора
7.Найдите предложение с прямой речью, запишите его номер и составьте его схему.
8.Определение лексического значения слова и подбор его в другом значении
9.Определение е стилистической окраски слова и подбор к нему синонима
10.Нахождение фразеологизма
11.Выполнение морфемного и словообразовательного разбора
12 Определение верность утверждений из текста
Оценочный лист
Задание №/уровень
сложный
средний
легкий
1.Заголовок текста
2.Определение типа текста
3.определение основной мысли текста
4.Составление плана текста
5.Ответ на вопрос по тексту
6.Выполнениее синтаксического разбора
7.Найдите предложение с прямой речью, запишите его номер и составьте его схему.
8.Определение лексического значения слова и подбор его в другом значении
9.Определение е стилистической окраски слова и подбор к нему синонима
10.Нахождение фразеологизма
11.Выполнение морфемного и словообразовательного разбора
12 Определение верность утверждений из текста
Оценочный лист
Задание №/уровень
сложный
средний
легкий
1.Заголовок текста
2.Определение типа текста
3.определение основной мысли текста
4.Составление плана текста
5.Ответ на вопрос по тексту
6.Выполнениее синтаксического разбора
7.Найдите предложение с прямой речью, запишите его номер и составьте его схему.
8.Определение лексического значения слова и подбор его в другом значении
9.Определение е стилистической окраски слова и подбор к нему синонима
10.Нахождение фразеологизма
11.Выполнение морфемного и словообразовательного разбора
12 Определение верность утверждений из текста
Оценочный лист
Задание №/уровень
сложный
средний
легкий
1.Заголовок текста
2.Определение типа текста
3.определение основной мысли текста
4.Составление плана текста
5.Ответ на вопрос по тексту
6.Выполнениее синтаксического разбора
7.Найдите предложение с прямой речью, запишите его номер и составьте его схему.
8.Определение лексического значения слова и подбор его в другом значении
9.Определение е стилистической окраски слова и подбор к нему синонима
10.Нахождение фразеологизма
11.Выполнение морфемного и словообразовательного разбора
12 Определение верность утверждений из текста
Лист для учеников
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Вдоль самой границы заповедника Мката в Африке, где я жил, строили шоссе. (2)Каждое утро сюда приезжали рабочие, скрипя, приползали бульдозеры и асфальтоукладчики, закипала работа. (3)Однажды около новой дороги я увидел толпу. (4)Отовсюду раздавались возмущённые крики рабочих: «С этим надо что-то делать, так нельзя работать, безобразие!» (5)Оказывается, рабочие, ругаясь, растаскивали ветки, очищая от зелёных завалов дорогу: рано утром сюда пришли слоны и закрыли ветками всё, что было сделано за предыдущий день.
(6)Инспектор заповедника объяснил, что так слоны протестуют против перемен там, где они живут. (7)Где-то они выдернули только что зарытые в землю телеграфные столбы, где-то разобрали по брёвнышку только что построенный мост. (8)Строители считали, что пользоваться им будут и люди, и звери. (9)А слоны рассудили по-своему: они хотят ходить через речку вброд. (10)Они знают: все перемены для них к худшему…
(11)На следующее утро я встал рано, чуть свет, и пошёл к строящейся дороге. (12)Там, где стояли брошенные на ночь дорожные машины, двигались серые горбатые тени. (13)Десять слонов расхаживали взад-вперёд. (14)Они то и дело сходили с дороги, отправлялись в соседнюю рощу и возвращались оттуда, неся в хоботах охапки свежесорванных веток. (15)Взойдя на шоссе, слоны аккуратно укладывали ветки и отправлялись за новыми. (16)Никакое это было не безобразие: просто слоны хотели жить своей, привычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.
(По С. Сахарнову)
1.Озаглавьте текст
2.Определите тип текста
3.Определите и запишите основную мысль текста.
4.Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
5.Как, по мнению автора текста, на дороге образовались зелёные завалы?
6.Выполните синтаксический разбор третьего предложения
7.Найдите предложение с прямой речью, запишите его номер и составьте его схему.
8.Определите и запишите лексическое значение слова «закипала» из предложения. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
9.Определите стилистическую окраску слова «рассудили» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
10.Найдите в третьем абзаце фразеологизм, выпишите его
11.Выполните морфемный и словообразовательный разбор прилагательного дорожные из 3-его абзаца
12Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «+» в нужный столбец.
Является ли данное утверждение верным или неверным?
Верно
Неверно
1.Там, где жил автор, строили дорогу
2.Слоны хотели жить без перемен, поэтому притаскивали бревна
3.Автор для дорожных машин использует описательный оборот- серые горбатые тени
4.Для слонов важна их жизнь, а не комфорт человека