Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые... (г, р) Определите, как сочетанием звуков, их повторением передаёт поэт грохот грома? Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Такой приём в художественной литературе называют звукописью. Звукопись – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки издаваемые животными. Этот приём часто используют в поэзии. Сегодня у нас необычное занятие — урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. -Какой раздел науки о языке изучает звуки? | Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные:планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
II. Актуализация знаний по теме «Фонетика»
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, обсуждение результатов работы по заданиям | Лингвистическая задача 1группа Орфоэпическая разминка.Прочитайте слова. Поставьте знак ударения. Произнесите правильно. Досуг, сантиметр, портфель, свитер, теннис, шоссе, алфавит, музей, текст, тема. 2 группа Разделите слова на слоги километр, магазин, предмет, музей 3 группа Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно: [баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сй'эст] [сонцэ] [вышыфка] [скаска] 4 группа Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу: 1) звуков букв; 2) звуков
Пьеса, звёздный, объём, льдины, ёжик, каюта | Работа в группах. У доски запись коллективной работы (от группы по одному человеку)
| Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосно-вывают свою точку зрения Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
3. Выявление места и причины затруднения | Беседа, ответы на вопросы, обсуждение результатов предыдущего этапа. | Для чего нужно изучать фонетику? (Для правильного произношения в устной речи, для грамотного письма, так как многие орфографические правила основаны на знании фонетики) Что мы называем словом транскрипция? (Запись слова, как мы его слышим) Какие действия вы производили со словом? Или Назовите вид разбора над которым мы работали?
| Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | |
4.Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке. | | Сформулируйте тему урока. Что необходимо для выполнения любого разбора? (план, алгоритм) | Формулируют тему, цели урока. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема). |
| | . Что мы понимаем под словосочетанием «фонетический разбор»? (Определение признаков всех звуков, из которых состоит слово) Составьте план действий, которые мы сделали. порядок фонетического разбора слова. Написать слово Поставить знак ударения. Определить, сколько в слове слогов. Записать слово в транскрипции. Последовательно охарактеризовать все звуки: гласные – ударный, безударный;
согласные – звонкий, глухой; твёрдый, мягкий; сонорный. 6.Определить количество букв и звуков. | Коллективная работа, индивидуальная, работа в группах | |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Работа по учебнику 7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника | Отгадайте загадку, сделайте фонетический разбор слова Загадка. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. Загадка. Самостоятельная работа.
Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? Объяснительный диктант. Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром. Произвести фонетический разбор выделенных слов. | Ёжик ё-жик, 2 слога [й'ожык]
Ё [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный
[о] - гласный, ударный;
Ж [ж] - согласный, звонкий, твёрдый;
И [ы] - гласный, безударный;
К [к] - согласный, глухой, твёрдый.
____________
4 буквы, 5 звуков
Ель 1 слог [й'эл']
Е [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный
[э] - гласный, ударный;
Л [л'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный
Ь [–]
____________
3 буквы, 3 звука
| Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач |
8. Домашнее задание | | 1.Контрольные вопросы на стр. 2.По желанию. Найдите строки стихотворения, в которых используется приём звукописи. | | |
9.Рефлексия | | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку своей работе. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Технологическая карта урока русского языка учителя МКОУ СОШ № 25 с УИОП г. Россоши
Ивлевой Людмилы Евгеньевны.
предметные - расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; познакомить с порядком фонетического разбора слова; совершенствовать навык фонетического разбора;
личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
метапредметных: коммуникативных – планирование учебного сотрудничества, овладение различными видами речевой деятельности, формирование умения выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивных – целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция, поис путей решения проблемы;
познавательных – формирование устойчивой учебно – познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.