kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие во 2 классе по русскому языку проводится с целью систематизировать знания учащихся о звуках и буквах русского языка. Дети научатся различать звуки и буквы, будут определять их количество в слове. Материал урока представлен в игровой и занимательной форме, что позволит учителю развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "Занимательная грамматика" во 2 классе»


План-конспект факультативного занятия

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: Меня зовут фонема

Цель: дать сведения о гласных и согласных звуках

Задачи:

Предметные:

  • Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка; понимать различия между звуками и буквами;

  • Находить и объяснять расхождение в количестве звуков и букв в слове;

  • Понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

  • Хорошо знать алфавит, правильно называть буквы алфавита.

Метапредметные:

  • Развивать связную речь при составлении рассказов и сказок о звуках и буквах, при работе с текстом;

  • Уметь классифицировать языковые единицы по различным признакам;

  • Уметь пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц.

Личностные:

  • Понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей;

  • Понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых высказываний;

  • Формировать потребность в использовании словарей и справочников.

Методические приемы: беседа по вопросам , тренировочные упражнения, устный и письменный контроль.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: таблица, схемы; карточки, рабочая тетрадь, маски.


Ход урока:


І. Организационный момент. Психологический настрой.

Сценка. Выходят ученики в масках.

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.


Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередование их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.


Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.


А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.


Целеполагание. - Из стихотворения вы поняли, что сегодня на уроке мы будем го­ворить о звуках, какими они бывают, как произносятся и чем от­личаются. Тема урока: «Меня зовут Фонема»

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков:

а) Устный опрос:

- Что такое алфавит?

- Какие алфавиты знаете? Приведите примеры.

- Как расположены буквы в алфавите?

- Прочитайте имена членов своей семьи в алфавитном порядке.

б) Каллиграфическая минутка. Мы переходим к минутке чистописания, а чтобы узнать какую букву мы будем писать посмотрите на доску и определите какой буквой объединены все эти картинки? ( Арбуз, азбука, аллея) Аллея- это дорога с рядами деревьев по бокам.

Кто отгадал, какую букву мы сегодня будем прописывать?(А)

Правильно это буква А.

Характеристика буквы

Какой звук обозначает буква «А»?(Гласный)

Его можно пропеть?

Переходим к прописи буквы «а»

Дети отвечают на вопрос.

Прописывание буквы

Прописываем букву «а» в тетради.

(показываю на доске).

Найдите в строке самую красивую букву «а» и подчеркните её.

Что мы сейчас делали?

Прописывают букву «а» в тетради.

Ответ: повторили правописание буквы «а».


ІІІ. Объяснение нового материала:

а) изложение теоретического материала. Отгадайте загадки.

Его не видно

В руки не взять.

Но зато слышно. (Звук)


Черные, кривые,

От рождения немые.

Встанут в ряд –

Враз заговорят. (Буквы)

Беседа:

- Что такое буква? Что такое звук? Какие бывают звуки?

ПРАВИЛО

  • Звуки мы слышим и произносим.

  • Буквы мы видим, пишем, читаем.

  • Звуки бывают гласные и согласные


Чтение рифмовок о звуках. – Здравствуйте, мы фонемы.

1 ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.


2 ученик:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.


-Как произносятся согласные звуки?

- Что ты можешь сказать про согласный звук?

(он состоит из голоса и шума или только из шума)

- Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ)

- На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

- Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком)

- Я вам приведу для сравнения такие слова — лук-люк, мел-мель. Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажите?

- А теперь мы с вами переключимся на парные согласные.

Назовите мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с — твердые и такие же мягкие)

- Остальные согласные у нас остались без пары.

- Назовите буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)

- Что можете сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)

- Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )

- Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)

- И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)

- Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)

Молодцы!


Физминутка. Пальчиковая гимнастика

- А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради:

 - заведем мотор машины (вращение кулаков)

-покажите как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук)

 -поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз  (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

 -раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

 и  сразу: все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

 -вдруг проснулись ,потянулись.

Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

Дети выполняют разминку


IV. Закрепление материала:

а) Тренировочные упражнения. - А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.

Задание 1. Найдите слова, отличающееся одним звуком друг от друга.

  • КИТ

  • ДЫМ

  • КОСА

  • МАСКА

  • КРЫША

  • УДОЧКА

  • МАК

  • КРЫСА

  • КАСКА

  • КОТ

  • УТОЧКА

  • ДОМ

  • РАК

  • КОЗА

  • Задание 2. На доске расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.

  • Разделите эти буквы на 2 группы .

  • - По какому признаку вы разделили буквы?(гласные и согласные)

  • Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.(г, д) ; (у, ы)

  • Подберите слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.

  • в) самостоятельное выполнение упражнений учащимися с последующей проверкой.

  • Задание 1. На доске записано: БЕЛХ.

  • -   Слово рассыпалось. Помогите найти его и запишите в тетрадь.

  • -   Произнесите отчетливо каждый звук в этом слове. Выделите толь­ко согласные звуки.

  • Задание 2. Запишите пары

  • Кит – кот, [и] - [о].

  • Дым – дом, [ы] - [о].

  • Коса – коза, [с] - [з].

  • Маска – каска, [м] - [к].

  • Крыша – крыса, [ш] - [с].

  • Удочка – уточка, [д] - [т].

  • Мак – рак, [м] - [р].

  • V. Подведение итогов. Ответьте на вопросы:

  • Звуки мы…

  • Буквы мы…

  • Звуки бывают…

  • Закончите следующие фразы.

  • —   Звуки бывают ... (гласные и согласные).

  • —   Гласные звуки произносятся ... (свободно, не встречая преград).

  • —   Согласные звуки произносятся ...(с шумом, так как воздух на пу встречает преграду).

  • -   Может ли согласный звук сам по себе образовать слог? (Нет, только вместе с гласным звуком.)

  • Рефлексия: - Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное, равнодушное; синий – грустное.)

  • б) выставление оценок.

  • VІ. Домашнее задание: написать имена челнов семьи в алфавитном порядке

  • - Спасибо за урок! Всем доброго дня! 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Факультативное занятие "Занимательная грамматика" во 2 классе

Автор: Лопатина Наталья Владимировна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Занимательная грамматика" (внеурочная деятельность 1 класс) "
    ["seo_title"] => string(64) "zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413097230"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Рабочая программа факультативного предмета по русскому языку для 6 класса «Занимательная грамматика» "
    ["seo_title"] => string(109) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-priedmieta-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-zanimatiel-naia-ghrammatika"
    ["file_id"] => string(6) "165308"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422796261"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Занимательная грамматика" "
    ["seo_title"] => string(93) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika"
    ["file_id"] => string(6) "149220"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420025393"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства