Элективный курс по русскому языку "Тайны русского языка"
Элективный курс по русскому языку "Тайны русского языка"
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку "Тайны русского языка"»
Программа внеурочного курса
«Тайны русского языка».
8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа
Рабочая программа внеурочного курса по русскому языку «Тайны русского языка» для обучающихся 8-х классов
составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами.
Данная программа актуальна, так как через внеклассные дополнительные занятия прививается любовь к языку, совершенствуется речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, уровень сформированности которых необходимо продемонстрировать выпускникам основной школы на итоговой государственной аттестации. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного курса
Основная цель:
- формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи: Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; - ыявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Описание учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на учащихся 8-х классов.
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-индивидуальная;
методы работы:
-частично-поисковые,
-исследовательские,
-тренинги.
Формы проведения занятий
беседы, лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов; с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
комплексная работа с текстом;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) со словарями разного типа;
поиск информации в интернете.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные:
- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);
- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);
интерес к изучению языка.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать свою деятельность;
- способность к объективной самооценке.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Содержание программы
Введение. Речь. 2ч.
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов).
Тема 2. Типы речи или типы в речи. 1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).
Орфография. 7ч.
Тема 3. Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).
Тема 4. Н+Н=НН 1ч. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).
Тема 6. Этимология- наука о происхождении слов.
Тема 7. Слитно, раздельно или через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 8. Не и Ни бывают в слове. 1ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи н Употребление дефиса на письме. Не и НИ в загадках.).
Тема 9. Различай и отличай. 1ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
Морфология. 5 ч.
Тема10. Морфологическая семейка.1ч. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).
Тема 11. Тайна в имени твоём. 1ч. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»).
Тема 12. Именная родня. 1ч. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
Тема 13. Братство глагольное.1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).
Тема 14. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная работа. 1ч. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)
Синтаксис и пунктуация. 17 ч.
Тема 15. Сочетание или словосочетание?1ч. (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)
Тема 16. Примыкай, управляй, согласуй…1ч..(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.)
Тема 17. Это непростое простое предложение. 1ч. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
Тема 18. Главнее главного. 1ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.)
Тема 19. Действую по-разному.1ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).
Тема 20. Определяй и дополняй. 1ч. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.)
Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч. (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).
Тема 22. Назывные именные. 1ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).
Тема 23. Личные отличные.1ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)
Тема 24. Тройное доказательство родства. 1ч. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема 25. Соединю родных и разделю.1ч. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).
Тема 26. Обратись ко мне красиво!1ч. (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)
Тема 27. Водные или вводные.1ч. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)
Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.1ч. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
Тема 29. Обособим мы тебя.1ч. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).
Тема 30. Квадратное обособление.1ч. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения.)
Тема 31. Распространённые одиночки. 1ч. ( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.)
Прямая и косвенная речь. 3 ч.
Тема 32. Скажи прямо, не молчи…1ч. ( Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)
Тема 33. Косвенно чужая речь. 1ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).
Тема 34. Итоговое занятие за год. Олимпиада по русскому языку. 1ч.
Тайны русского языка.
Календарно-тематическое планирование. 8 класс.
№
Тема
Кол-во час.
Дата
Примечание
по плану
факт.
1
Заговори, чтоб я тебя увидел.
1
07.09.
2
Типы речи или типы в речи.
1
14.09.
3
Необычные правила.
1
21.09.
4
Н+Н=НН. Одна н и нн в разных частях речи.
1
28.09
5
Путеводные звёзды орфографии.
1
05.10
6
Этимология- наука о происхождении слов.
1
12.10.
7
Слитно, раздельно или через дефис?
19.10.
8
Не и Ни бывают в слове.
1
26.10.
9
Различай и отличай.
1
09.11.
10
Морфологическая семейка.
1
16.11
11
Тайна в имени твоём.
1
23.11
12
Именная родня.
1
30.11
13
Братство глагольное.
1
07.12
14
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.