Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: историю, географию, литературу, психологию. При изучении некоторых тем привлекается литературная ономастика.
Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть замечательные имена, названия населенных пунктов.Опрос, проведенный среди обучающихся, свидетельствует о том, что данные обучающиеся заинтересованы в получении дополнительных знаний о происхождении татарских имен и названий населенного пункта. В связи с этим возникает проблема отсутствия знаний обучающихся о происхождении своих имен, имен родителей, предков, географических названий. Это очень интересный, привлекающий внимание учащихся к тайне своего имени, к тайне географических названий края пласт родного языка., который способен пробудить потухающий, к сожалению, в данный момент интерес к языку. Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению,однако
И так для устранения данной проблемы разработан курс « Ономастика», целью которого является сформировать представление об основных разделах ономастики как науки лингвистики и научить анализировать особенности ономастики, собственных имен, географических названий с позиции данной науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
муниципального района Шенталинский Самарской области
Учебная программа элективного курса
по русскому языку для учащихся 10 класса
«Ономастика»
Автор: СунгатуллинаФ.Р.
учитель русского языка и литературы языка
Денискино 2015
Пояснительная записка
Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: историю, географию, литературу, психологию. При изучении некоторых тем привлекается литературная ономастика.
Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть замечательные имена, названия населенных пунктов.Опрос, проведенный среди обучающихся , свидетельствует о том, что данные обучающиеся заинтересованы в получении дополнительных знаний о происхождении татарских имен и названий населенного пункта. В связи с этим возникает проблема отсутствия знаний обучающихся о происхождении своих имен, имен родителей, предков, географических названий. Это очень интересный , привлекающий внимание учащихся к тайне своего имени, к тайне географических названий края пласт родного языка., который способен пробудить потухающий , к сожалению, в данный момент интерес к языку. Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению,однако в школьной программе материала об именах явно недостаточно.
И так для устранения данной проблемы разработан курс « Ономастика», целью которого является сформировать представление об основных разделах ономастики как науки лингвистики и научить анализировать особенности ономастики , собственных имен, географических названий с позиции данной науки.
Личное имя ( в древнерусском языке «рекло», «назвище», «прозвище», «название», «прозвание», «проименование» )- это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность обращаться к нему, а также говорить о нем с другими .Роль личного имени в жизни человека очень велика.Каждогочеловека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности, благодаря имени.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что в последние годы активно возрастает интерес к изучению материалов регионального характера. И курс ориентирован на то, чтобы,углубляясь в ономастику, топонимику, учащиесябольше узнали об ономастике Самарской области и истории родного края.
Основнымиметодами обучения для данного курса являются методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся ( например, исследовательские работы: « Историческая обусловленность антропонимов у тюркоязычных народов ( на примере татарского языка), «Происхождение названия села Денискино», «Происхождение названия села Шентала», « Гипотезы о происхождении названия Самары» ( разделы «Антропонимика», «Топонимика»);
объяснительно-иллюстративный( разделы «Ономастика», « Литературная ономастика», « Словари и справочники»).
Формы организации познавательной деятельности:
-групповые;
-индивидуальные;
-коллективные.
Основными формами организации учебной деятельности являются лекция,тестирование, экскурсии, лабораторные работы, анализ и просмотр текстов, семинары, презентации, уроки защиты проектов.
Планируемые образовательные результаты данного курса:
по окончании курса обучающиесядолжны:
-демонстрировать понимание ономастики как лингвистической науки;
- знать основные термины ономастики;
- называть различные разделы ономастики;
- демонстрировать понимание влияния истории на именование ,
на происхождения исконно - русских, древнерусских, европейских, восточных, татарских имен, имен из Ветхого и Нового завета, имен из Корана;
-давать определения понятиям «топонимика»,« антропонимика»;
- характеризовать группы топонимов;
- анализировать причины возникновения заимствованных имен ;
- уметь систематизировать полученные знания о происхождении некоторых географических названий( происхождение название села Денискино, происхождение названия села Шентала, гипотезы о происхождении названия Самары);
-демонстрировать понимание определения «псевдоним», «характер», «психология»;
- приводить примеры « литературной ономастики»;
-характеризовать историю происхождения самых распространенных русских фамилий писателей и поэтов, псевдонимов;
- анализировать литературные произведения;
- цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с поставленной задачей;
- отвечать на вопросы проблемного характера;
- уметь работать со словарями и справочниками;
- кратко излагать свои представления о воздействии имени на психику человека;
- приводить примеры о значении имени в жизни человека;
- демонстрировать представления о происхождении своего имени, фамилии и отчества;
- выполнять элементарные исследовательские работы.
Планируемый компетентностный результат:
по окончании курса обучающийсяделает выводыо значении ономастики как лингвистической науки, о значении имен и фамилий, об исторических корнях, о происхождении географических названий родного края.
Также обучающийся будет совершенствовать навыки правильного употребления и написания имен собственных и анализировать особенности ономастики , собственных имен, географических названий с позиции данной науки.
Способы оценки планируемых результатов
Способами оценки достижения планируемых результатов являются лабораторные работы и письменное тестирование, контрольные вопросы, исследовательская работа (см.Приложение )
Цель лабораторных работ - развивать общеучебные умения анализировать, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы.
Каждая тема предполагает контроль освоения материала в форме письменного тестирования, проводимого по окончании теоретического занятия. Тестирование определяет уровень овладения теоретическим материалом и частично умение применять его на практике.
Формой итогового контроля является выполнение исследовательской работы.
Критерии оценки планируемых образовательных результатов
Основными критериями являются:
1. Прочность усвоения базовых понятий и терминов;
2. Умение соотнести теоретические знания с конкретными фактами;
3. Умение проводить анализ с позиций изучаемого материала.
Работа строится по модульно- рейтинговой системе , выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков самостоятельной деятельности.
Инструментом оценки является оценочный лист, составленный на основании перечисленных выше критериев. Отметка выставляется по бинарному принципу («зачтено»/ «не зачтено»). Зачет по теме выставляется, если количество баллов, полученных в листе оценивания, составляет от 9 до 3.
Основными критериями отбора содержания данного курса являются практическая необходимость и целесообразность. Теоретические сведения сообщаются в объеме, необходимом для сознательного овладения навыками анализа определенными лексическими явлениями обучающихся и формирования представления об ономастике как лингвистической науке.
Курс имеет большое практическое значение с точки зрения организации индивидуальной работы,повышающей информационную компетентность учеников, и может быть использован для успешного освоения программы того или иного профиля.
Характеристика ресурсов
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 10 классов (1 час в неделю). Продолжительность полного курса – 34 часа в год. Весь курс является практически ориентированным. Курс не требует технических ресурсов. Данный курс проводится с использованием с учебного пособия «Русская ономастика», автором которого является Бондалетов В.Д.. Данное пособие в доступной форме знакомит с основными теоретическими положениями русской ономастики и освещает современное видение проблем данной дисциплины.
Курс строится на принципах последовательного изложения материала, а также на принципе практической направленности, когда изучение теоретического материала в форме лекции подкрепляется практическими занятиями по формированию анализа лексического материала. Таким образом, курс реализуется на основе деятельностногоподхода и строится на дидактическом принципе перехода от общего к частному.
Содержание курса (34 ч)
Введение ( 2ч.)
Знакомство с понятием «этимология».Имена людей, географические названия (топонимы) как часть истории народов (этнографии).
Ономастика (3ч.)
Знакомство с общей характеристикой понятия «ономастика». Области ономастики(антропонимика, топонимика…). Межпредметные связи ( с географией историей, краеведением).Роль вне языковых факторов в развитии ономастики.
Антропонимика ( 12 ч.)
Знакомство с русским, татарским и европейскимимятворчеством.
Имятворчество. Процесс появления имен на Руси и в других странах. Основные этапы появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена из Корана.. Европейские имена. Восточные имена.Татарские имена. Происхождение фамилий и отечеств. История происхождения самых распространенных русских фамилий. Влияние отечества на характер ( с точки зрения психологии и астрологии) .Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных. Понятие имен личных. Значение имени в жизни человека. Основные моменты воздействия имени на психику человека.
Топонимика ( 8ч.)
Знакомство с возникновением топонимики, видами топонимов.
Количество географических названий в мире. Происхождение некоторых географических названий. Городская и сельская топонимика. Местные географические термины.Топонимия Самары, Шенталы, Денискино.Название улиц, на которой я живу.
Словари и справочники – наши первые помощники ( 2ч.)
Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник».Знакомство с типами словарей и справочников.Отличие понятий «словарь» и «справочник». Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари.
« Литературная»ономастика(5 ч.)
Знакомство с литературной ономастикой.Псевдонимы. Антропонимы и топонимы в литературных произведениях
Подведение итогов Зачет (2 ч.)
Характеристика ресурсов.
1) Дидактические материалы:
1. Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. М.,1989г.
2. Бондалетов В.Д. Русская ономастика.М.,1990 г.
3. Горбаневский М.В. Происхождение географических названий. М.,1983г.
4. Мурзаев Э. М. География в названиях.М.,!989г.
5. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов.Словарь.М.,1985 г.
6. Никонов В.А .География фамилий . М.,1988 г.
7. Никонов В.А. Имя и общество. М., 1975 г.
8. Никонов В.А. Словарь русских фамилий М., 1993г.
9. Суперменская А.В. Что такое топонимика? М., 1985 г.
2) Интернет- ресурсы.
Учебно – тематический план
Тема
Количество часов:
Формы контроля
Всего
Аудиторных
Внеаудитор.
В т.ч. на практическую деятельность
Введение.Имена людей, географические названия. Понятие об этнографии и этимологии.
2ч.
2
Самостоятельная работа «Этнография- это…»
Ономастика как наука. Цели и задачи ономастики
3ч.
3
1
Письменное тестирование
Лабораторная работа
«Ономастика как лингвистическая наука»,
« Области ономастики»
Антропонимика.
Русское, татарское и европейское имятворчество .
12ч.
12
5
Письменное тестирование
Лабораторная работа «Происхождение моего имени, фамилии,отчества». «Значение имени в жизни человека», Имена из Ветхого и Нового завета», « Имена из Корана»
Топонимика как область ономастики.
Возникновение топонимики.
Виды топонимов.
Топонимия Самары, Шенталы, Денискино.
8ч
7
1
4
Письменное
тестирование
Лабораторная работа
« Виды топонимов», «Происхождение села Денискино», « Происхождение села Шентала», « Гипотезы о происхождении названия Самары»
Экскурсия
Литературная ономастика Псевдонимы. Антропонимы и топонимы в литературных произведениях.
5ч.
5
4
Письменное тестирование
Лабораторная работа
«Говорящие фамилии» в комедии ГрибоедоваА.С. « Горе от ума», в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души»
.Словари и справочники- наши первые помощники. Типы словарей и справочников.
2ч.
2
1
Письменное тестирование
Лабораторная работа «Типы словарей и справочников»
Подведение итогов. Зачет.
2
2
1
Защита докладов, самостоятельных исследований, ответы на вопросы