kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса"Ономастика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: историю, географию, литературу, психологию. При изучении некоторых тем привлекается литературная ономастика.    

Наша страна  многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее,  есть замечательные имена, названия населенных пунктов.Опрос, проведенный среди  обучающихся, свидетельствует о том, что данные обучающиеся  заинтересованы  в получении дополнительных знаний о происхождении татарских имен  и названий населенного пункта. В связи с этим возникает проблема отсутствия знаний обучающихся о происхождении  своих имен,  имен  родителей, предков, географических названий.  Это очень интересный, привлекающий внимание учащихся к тайне своего имени, к тайне географических названий  края пласт родного языка., который способен пробудить потухающий, к сожалению, в данный момент интерес к языку. Современная лингвистика  уделяет большое внимание их изучению,однако 

И так для устранения  данной проблемы разработан курс « Ономастика», целью которого является  сформировать представление об основных разделах ономастики как науки лингвистики и научить  анализировать особенности ономастики, собственных имен,  географических названий с позиции данной науки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса"Ономастика"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная

школа « Образовательный центр» с. Денискино

муниципального района Шенталинский Самарской области









Учебная программа элективного курса

по русскому языку для учащихся 10 класса

«Ономастика»



Автор: СунгатуллинаФ.Р.

учитель русского языка и литературы языка













Денискино 2015

Пояснительная записка

Данный курс реализуется в рамках учебного предмета «русский язык», опирается на межпредметные связи: историю, географию, литературу, психологию. При изучении некоторых тем привлекается литературная ономастика.

Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть замечательные имена, названия населенных пунктов.Опрос, проведенный среди обучающихся , свидетельствует о том, что данные обучающиеся заинтересованы в получении дополнительных знаний о происхождении татарских имен и названий населенного пункта. В связи с этим возникает проблема отсутствия знаний обучающихся о происхождении своих имен, имен родителей, предков, географических названий. Это очень интересный , привлекающий внимание учащихся к тайне своего имени, к тайне географических названий края пласт родного языка., который способен пробудить потухающий , к сожалению, в данный момент интерес к языку. Современная лингвистика уделяет большое внимание их изучению,однако в школьной программе материала об именах явно недостаточно.

И так для устранения данной проблемы разработан курс « Ономастика», целью которого является сформировать представление об основных разделах ономастики как науки лингвистики и научить анализировать особенности ономастики , собственных имен, географических названий с позиции данной науки.

Личное имя ( в древнерусском языке «рекло», «назвище», «прозвище», «название», «прозвание», «проименование» )- это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность обращаться к нему, а также говорить о нем с другими .Роль личного имени в жизни человека очень велика.Каждогочеловека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности, благодаря имени.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в последние годы активно возрастает интерес к изучению материалов регионального характера. И курс ориентирован на то, чтобы,углубляясь в ономастику, топонимику, учащиесябольше узнали об ономастике Самарской области и истории родного края.

Основнымиметодами обучения для данного курса являются методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся ( например, исследовательские работы: « Историческая обусловленность антропонимов у тюркоязычных народов ( на примере татарского языка), «Происхождение названия села Денискино», «Происхождение названия села Шентала», « Гипотезы о происхождении названия Самары» ( разделы «Антропонимика», «Топонимика»);

объяснительно-иллюстративный( разделы «Ономастика», « Литературная ономастика», « Словари и справочники»).

Формы организации познавательной деятельности:

-групповые;

-индивидуальные;

-коллективные.

Основными формами организации учебной деятельности являются лекция,тестирование, экскурсии, лабораторные работы, анализ и просмотр текстов, семинары, презентации, уроки защиты проектов.

Планируемые образовательные результаты данного курса:

по окончании курса обучающиесядолжны:

-демонстрировать понимание ономастики как лингвистической науки;

- знать основные термины ономастики;

- называть различные разделы ономастики;

- демонстрировать понимание влияния истории на именование ,

на происхождения исконно - русских, древнерусских, европейских, восточных, татарских имен, имен из Ветхого и Нового завета, имен из Корана;

-давать определения понятиям «топонимика»,« антропонимика»;

- характеризовать группы топонимов;

- анализировать причины возникновения заимствованных имен ;

- уметь систематизировать полученные знания о происхождении некоторых географических названий( происхождение название села Денискино, происхождение названия села Шентала, гипотезы о происхождении названия Самары);

-демонстрировать понимание определения «псевдоним», «характер», «психология»;

- приводить примеры « литературной ономастики»;

-характеризовать историю происхождения самых распространенных русских фамилий писателей и поэтов, псевдонимов;

- анализировать литературные произведения;

- цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с поставленной задачей;

- отвечать на вопросы проблемного характера;

- уметь работать со словарями и справочниками;

- кратко излагать свои представления о воздействии имени на психику человека;

- приводить примеры о значении имени в жизни человека;

- демонстрировать представления о происхождении своего имени, фамилии и отчества;

- выполнять элементарные исследовательские работы.

Планируемый компетентностный результат:

по окончании курса обучающийсяделает выводыо значении ономастики как лингвистической науки, о значении имен и фамилий, об исторических корнях, о происхождении географических названий родного края.

Также обучающийся будет совершенствовать навыки правильного употребления и написания имен собственных и анализировать особенности ономастики , собственных имен, географических названий с позиции данной науки.

Способы оценки планируемых результатов

Способами оценки достижения планируемых результатов являются лабораторные работы и письменное тестирование, контрольные вопросы, исследовательская работа (см.Приложение )

Цель лабораторных работ - развивать общеучебные умения анализировать, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы.

Каждая тема предполагает контроль освоения материала в форме письменного тестирования, проводимого по окончании теоретического занятия. Тестирование определяет уровень овладения теоретическим материалом и частично умение применять его на практике.

Формой итогового контроля является выполнение исследовательской работы.

Критерии оценки планируемых образовательных результатов

Основными критериями являются:

1. Прочность усвоения базовых понятий и терминов;

2. Умение соотнести теоретические знания с конкретными фактами;

3. Умение проводить анализ с позиций изучаемого материала.

Работа строится по модульно- рейтинговой системе , выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков самостоятельной деятельности.

Инструментом оценки является оценочный лист, составленный на основании перечисленных выше критериев. Отметка выставляется по бинарному принципу («зачтено»/ «не зачтено»). Зачет по теме выставляется, если количество баллов, полученных в листе оценивания, составляет от 9 до 3.

Основными критериями отбора содержания данного курса являются практическая необходимость и целесообразность. Теоретические сведения сообщаются в объеме, необходимом для сознательного овладения навыками анализа определенными лексическими явлениями обучающихся и формирования представления об ономастике как лингвистической науке.

Курс имеет большое практическое значение с точки зрения организации индивидуальной работы,повышающей информационную компетентность учеников, и может быть использован для успешного освоения программы того или иного профиля.






Характеристика ресурсов

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 10 классов (1 час в неделю). Продолжительность полного курса – 34 часа в год. Весь курс является практически ориентированным. Курс не требует технических ресурсов. Данный курс проводится с использованием с учебного пособия «Русская ономастика», автором которого является Бондалетов В.Д.. Данное пособие в доступной форме знакомит с основными теоретическими положениями русской ономастики и освещает современное видение проблем данной дисциплины.

Курс строится на принципах последовательного изложения материала, а также на принципе практической направленности, когда изучение теоретического материала в форме лекции подкрепляется практическими занятиями по формированию анализа лексического материала. Таким образом, курс реализуется на основе деятельностногоподхода и строится на дидактическом принципе перехода от общего к частному.





















Содержание курса (34 ч)

Введение ( 2ч.)

Знакомство с понятием «этимология».Имена людей, географические названия (топонимы) как часть истории народов (этнографии).

Ономастика (3ч.)

Знакомство с общей характеристикой понятия «ономастика». Области ономастики(антропонимика, топонимика…). Межпредметные связи ( с географией историей, краеведением).Роль вне языковых факторов в развитии ономастики.

Антропонимика ( 12 ч.)

Знакомство с русским, татарским и европейскимимятворчеством.

Имятворчество. Процесс появления имен на Руси и в других странах. Основные этапы появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Причины заимствования. Имена из Ветхого и Нового завета. Имена из Корана.. Европейские имена. Восточные имена.Татарские имена. Происхождение фамилий и отечеств. История происхождения самых распространенных русских фамилий. Влияние отечества на характер ( с точки зрения психологии и астрологии) .Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных. Понятие имен личных. Значение имени в жизни человека. Основные мо­менты воздействия имени на психику человека.





Топонимика ( 8ч.)

Знакомство с возникновением топонимики, видами топонимов.

Количество географических названий в мире. Происхождение некоторых географических названий. Городская и сельская топонимика. Местные географические термины.Топонимия Самары, Шенталы, Денискино.Название улиц, на которой я живу.

Словари и справочники – наши первые помощники ( 2ч.)

Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник».Знакомство с типами словарей и справочников.Отличие понятий «словарь» и «справочник». Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари.

« Литературная»ономастика(5 ч.)

Знакомство с литературной ономастикой.Псевдонимы. Антропонимы и топонимы в литературных произведениях

Подведение итогов Зачет (2 ч.)

















Характеристика ресурсов.

1) Дидактические материалы:

1. Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. М.,1989г.

2. Бондалетов В.Д. Русская ономастика.М.,1990 г.

3. Горбаневский М.В. Происхождение географических названий. М.,1983г.

4. Мурзаев Э. М. География в названиях.М.,!989г.

5. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов.Словарь.М.,1985 г.

6. Никонов В.А .География фамилий . М.,1988 г.

7. Никонов В.А. Имя и общество. М., 1975 г.

8. Никонов В.А. Словарь русских фамилий М., 1993г.

9. Суперменская А.В. Что такое топонимика? М., 1985 г.

2) Интернет- ресурсы.
















Учебно – тематический план


Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

Аудиторных

Внеаудитор.

В т.ч. на практическую деятельность


Введение.Имена людей, географические названия. Понятие об этнографии и этимологии.

2ч.




2




Самостоятельная работа «Этнография- это…»

Ономастика как наука. Цели и задачи ономастики

3ч.




3


1


Письменное тестирование


Лабораторная работа

«Ономастика как лингвистическая наука»,

« Области ономастики»


Антропонимика.

Русское, татарское и европейское имятворчество .

12ч.

12


5




Письменное тестирование

Лабораторная работа «Происхождение моего имени, фамилии,отчества». «Значение имени в жизни человека», Имена из Ветхого и Нового завета», « Имена из Корана»


Топонимика как область ономастики.

Возникновение топонимики.

Виды топонимов.

Топонимия Самары, Шенталы, Денискино.

7


1

4

Письменное

тестирование

Лабораторная работа

« Виды топонимов», «Происхождение села Денискино», « Происхождение села Шентала», « Гипотезы о происхождении названия Самары»

Экскурсия

Литературная ономастика Псевдонимы. Антропонимы и топонимы в литературных произведениях.


5ч.

5


4

Письменное тестирование

Лабораторная работа

«Говорящие фамилии» в комедии ГрибоедоваА.С. « Горе от ума», в поэме Гоголя Н.В. «Мертвые души»

.Словари и справочники- наши первые помощники. Типы словарей и справочников.


2ч.

2


1

Письменное тестирование

Лабораторная работа «Типы словарей и справочников»

Подведение итогов. Зачет.


2

2


1

Защита докладов, самостоятельных исследований, ответы на вопросы


Всего

34

33

1

16







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса"Ономастика"

Автор: Сунгатуллина Фания Рашитовна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства