Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса " Тайны слова"
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса " Тайны слова"
ЦЕЛИ КУРСА:"Тайны слова"
- формирование у учащихся компетентности в предметных областях «филология»,
- формирование у обучающихся интереса к звучащему слову
- закрепление навыков сопоставления звукового и графического образов слов
- совершенствование произносительных навыков у школьников
- развитие устной и письменной речи обучающихся
1.Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности , настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний
2. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка
3. Расширение запаса знаний учащихся в области словообразования, лексики , стилистики русского языка .
4. Работа по формированию культуры устной и письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса " Тайны слова" »
Администрация Шпаковского муниципального района
Ставропольского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №13»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом МКОУ» СОШ №13»
От «_____» ______________ г.
Элективный курс
« Тайны слова»
для учащихся 9 классов
Класс- 9А,9В
Учитель –Фабрикантов а О.И.
Всего 35ч.
В неделю-1ч.
ЦЕЛИ КУРСА:
- формирование у учащихся компетентности в предметных областях «филология»,
- формирование у обучающихся интереса к звучащему слову
- закрепление навыков сопоставления звукового и графического образов слов
- совершенствование произносительных навыков у школьников
- развитие устной и письменной речи обучающихся
1.Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности , настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний
2. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка
3. Расширение запаса знаний учащихся в области словообразования, лексики , стилистики русского языка .
4. Работа по формированию культуры устной и письменной речи.
Учебно-тематический план
№
Темы занятий
Примерное содержание, структура и виды занятий
Дата
9а
Дата
9в
1
Основные типы словарей
( энциклопедические , лингвистические)
Словарь русского литературного языка С.И. Ожегова или Д.Н. Ушакова. Исследование : «Каких слов больше однозначных или многозначных?» Словарные игры
Практическое занятие по нахождению средств выразительности речи .Различение метафоры и метонимии
15.03
04.03
25
Словесная живопись (синтаксические конструкции)
Занимательные задачи по пунктуации
22.03
11.03
26
Орфоэпические нормы русского литературного языка
Орфоэпия - раздел грамматики.
Орфоэпические словари. Игра-тест “Правильно ли мы произносим”.
05.04
18.03
27
Театр - хранитель правильной русской речи.
Конкурс ораторов «Как мы произносим и как пишем слова?»
12.04
01.04
28
« Заморские гости» Использование заимствованных слов в русском языке
Знакомство с признаками иноязычных слов в нашей речи .Игра-викторина “Из какого языка?”
19.04
08.04
29
О проблемах русского языка в сфере СМИ. СМИ и русский язык»
Игра «Корректор» Найди ошибку, объясни причину ошибки
26.04
15.04
30
Образцы нормативного русского языка
Нормы русского языка Игра « Фальшивинка» -нахождение неправильно употреблённых слов
24.04
22.04
31
Неологизмы в истории русского языка.
Беседа с учащимся на тему “Что вы знаете о неологизмах”. Сообщения членов спецкурса на темы: “Неологизмы в истории русского языка”,
30.04
29.04
32
Современные неологизмы, их лексическое значение и грамматические признаки.
Составление учащимися словаря современных слов
07.05
05.05
33
Из истории русской пунктуации
Рассказ учителя « История знаков препинания»
Сообщения учеников: «Знаки, пока не подчиняющиеся правилам»
14.05
12.05
34
Вклад замечательных людей России в развитие русского языка М.В.Ломоносов
Н.М.Карамзин, В.И.Даль,
Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин.
Творческие работы обучающихся
21.05
19.05
35
Будущее русского языка - будущее России
Подготовка публикаций, сочинений других творческих работ, посвященных теме занятия.
24.05
24.05
Рекомендуемая литература
Арапова Н.С. Ты когда выходной. Русский язык в школе, 2000 г., № 4.
Арапова Н.С. Из истории заимствованных слов. Русский язык в школе, 2000 г., № 6
Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я – деловой человек». Русский язык в школе, 1999 г., № 6.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Уч. пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, [2000].
Горшков А.И. Русская словесность, 10-11 классы. – М., Дрофа, 2000 г., с. 3 – 29, 39 – 51, 389 – 410.
Журавлев В.К. Русский язык и русский характер / Под ред. В.К. Журавлева и Т.А. Журавлевой. - Московский Патриархат; Отдел религиозного образования и катехизации; Лицей духовной культуры, 2002. - 255 с.
Изюмская С.С. Новые английские заимствования как средства языковой игры. Русский язык в школе, 2000 г., № 4.
Ильин АЛ. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. - Ярославль, 2000. - 98 с.
Ипатов А.Н. Православие и русская культура. - М.: Советская Россия, 1985. - 128 с.
Камкин А.В. Истоки: Слово и образ: Экспериментальное уч. пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1997. - 48 с. - (Социокультурные истоки
Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., Просвящение.,1996г.
Левчук Д.Г., Потаповская ОМ. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). (Серия "Духовно-нравственное воспитание: системный подход"). - М.: Планета, 2000, 2003. - с.63 .
Лисицкая Л.Г. Из опыта использования ТСО на занятиях по культуре речи учителя. Русский язык в школе, 2000 г., № 4.
Русский язык. 1550 текстов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. – М., Издательский дом «Дрофа», 2000 г., с. 374 – 569.
Русская муза: Собрание лучших, оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX в. - С-Пб.: Изд. журнала "Русское богатство", с. 1904. - 448 .
Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М., «Владос», 1999 г. с. 56 – 139
Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. Русский язык в школе, 2000 г., № 6.
Троицкий В.Ю. Словесность в школе. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г., с. 380 – 393.
Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка. - М., 1994.