kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса " Тайны слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ КУРСА:"Тайны  слова" 

- формирование у учащихся компетентности в предметных областях «филология»,

-   формирование  у  обучающихся  интереса  к  звучащему  слову

- закрепление  навыков  сопоставления  звукового  и  графического   образов  слов

- совершенствование  произносительных  навыков  у  школьников

- развитие  устной  и  письменной  речи  обучающихся

1.Развитие  и  совершенствование  психологических  качеств    личности  школьника: любознательности,  инициативности  ,  настойчивости,  самостоятельности  в  приобретении  знаний

2.  Дальнейшее  углубление  и  развитие    интереса  учащихся  к  изучению  русского  языка

3. Расширение  запаса  знаний  учащихся  в  области  словообразования,  лексики ,  стилистики  русского  языка .

4. Работа  по  формированию  культуры  устной  и  письменной  речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса " Тайны слова" »




Администрация Шпаковского муниципального района

Ставропольского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №13»



УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МКОУ» СОШ №13»

От «_____» ______________ г.






Элективный курс




« Тайны слова»


для учащихся 9 классов










Класс- 9А,9В

Учитель –Фабрикантов а О.И.

Всего 35ч.

В неделю-1ч.










ЦЕЛИ КУРСА:

- формирование у учащихся компетентности в предметных областях «филология»,

- формирование у обучающихся интереса к звучащему слову

- закрепление навыков сопоставления звукового и графического образов слов

- совершенствование произносительных навыков у школьников

- развитие устной и письменной речи обучающихся

1.Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности , настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний

2. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка

3. Расширение запаса знаний учащихся в области словообразования, лексики , стилистики русского языка .

4. Работа по формированию культуры устной и письменной речи.


Учебно-тематический план

Темы занятий

Примерное содержание, структура и виды занятий

Дата

Дата

1

Основные типы словарей

( энциклопедические , лингвистические)

Словарь русского литературного языка С.И. Ожегова или Д.Н. Ушакова. Исследование : «Каких слов больше однозначных или многозначных?» Словарные игры

«Научись правильно определять смысл слов» занимательный кроссворд

07.09

03.09

2

Паронимия и парономазия

Игра «Кто больше образует однокоренных слов» Занятие : « назови паронимы»

14.09

10.09

3

Как рождаются и живут слова?

Слово учителя «Как узнаётся и возникает слово?» Выступления учащихся :1.«Когда возникает слово?»

2. «Как изучают историю слов?»

21.09

17.09

4

Из истории русских имён и фамилий

Работа «справочного бюро» о происхождении имён и фамилий. ( Интернет ресурсы)

28.09

24.09

5

Когда при собственных именах появились отчества?

Исследование учащихся « Значение отчества

В истории русского языка»

05.10

01.10

6

Специальная лексика

Составление обучающимися словарей терминологической лексики по выбору профессии

12.10

08.10

7

Диалектизмы в художественной литературе

Сообщения учащихся о происхождении слов и выражений диалектной лексики Выступление затейников РК. Диалектная лексика нашего села и края

19.10

15.10

8

Разговорная и просторечная лексика

Составление дружеского послания с использованием разговорной лексики

26.10

22.10

9

Слова книжной лексики

Анализ текстов научных книг( учебников истории ,химии,физики и т.д.)

09.11

05.11

10

Этимологический анализ слов

Работа с этимологическим словарём . Сообщения учеников об этимологическом происхождении слов

16.11

12.11

11

Топонимика как раздел лексикологии

Метапредметная деятельность учащихся по определению возникновения географических названий

Занимательная викторина

23.11

19.11

12

Фразеологизмы и «крылатые слова»

Игра « Продолжи фразеологизм», игра «Кто больше знает фразеологизмов»

30.11

26.11

13

Логическое ударение и порядок слов

Задания по определению инверсии в предложении и определении смыслового значения

07.12

03.12

14

Связь между словами в предложении

Практическая работа «Укажи главное слово» ГИА В2

14.12

10.12

15

Игра « Определи подлежащее»

Практическая работа по определению подлежащего в предложениях

21.12

17.12

16

Согласование сказуемого с подлежащим

Составь предложение « практическая работа по согласованию подлежащего и сказуемого

28.12

24.12

17

Это интересно. Почему мы так говорим?

Сообщения учащихся по занимательной лингвистике

11.01

14.01

18

Куда «ушёл» звательный падеж?

«Звательный» падеж в произведениях А.С. Пушкина

Обращения, используемые в других языках

18.01

21.01

19

Как произошли некоторые вводные слова

Сообщение о происхождении вводных слов «главное»,

«конечно», , « словом» и т.д.

25.01

28.01

20

«Ура»- знаменитое междометие. О происхождении междометий в речи

Мини -исследования обучающихся « Из жизни слов »

01.02

04.02

21

Лаконизм – краткость и ясность речи

Работа с «речетворческими» картами

08.02

11.02

22

Язык - друг и враг мой (точность речи)

Соревнования команд « Словообразовательный марафон»

22.02

18.02

23

Долой однообразие (как использовать синонимы)

Работа со словарём. Построение синонимичных цепочек

01.03

25.02

24

Словесная живопись (средства выразительности речи)

Практическое занятие по нахождению средств выразительности речи .Различение метафоры и метонимии

15.03

04.03

25

Словесная живопись (синтаксические конструкции)

Занимательные задачи по пунктуации


22.03

11.03

26

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Орфоэпия - раздел грамматики.

Орфоэпические словари. Игра-тест “Правильно ли мы произносим”.

05.04

18.03

27

Театр - хранитель правильной русской речи.

Конкурс ораторов «Как мы произносим и как пишем слова?»

12.04

01.04

28

« Заморские гости» Использование заимствованных слов в русском языке

Знакомство с признаками иноязычных слов в нашей речи .Игра-викторина “Из какого языка?”


19.04

08.04

29

О проблемах русского языка в сфере СМИ. СМИ и русский язык»

Игра «Корректор» Найди ошибку, объясни причину ошибки

26.04

15.04

30

Образцы нормативного русского языка

Нормы русского языка Игра « Фальшивинка» -нахождение неправильно употреблённых слов

24.04

22.04

31

Неологизмы в истории русского языка.


Беседа с учащимся на тему “Что вы знаете о неологизмах”. Сообщения членов спецкурса на темы: “Неологизмы в истории русского языка”,

30.04

29.04

32

Современные неологизмы, их лексическое значение и грамматические признаки.

Составление учащимися словаря современных слов

07.05

05.05

33

Из истории русской пунктуации

Рассказ учителя « История знаков препинания»

Сообщения учеников: «Знаки, пока не подчиняющиеся правилам»

14.05

12.05

34

Вклад замечательных людей России в развитие русского языка М.В.Ломоносов

Н.М.Карамзин, В.И.Даль,

Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин.

Творческие работы обучающихся

21.05

19.05

35

Будущее русского языка - будущее России


Подготовка публикаций, сочинений других творческих работ, посвященных теме занятия.

24.05

24.05




Рекомендуемая литература

Арапова Н.С. Ты когда выходной. Русский язык в школе, 2000 г., № 4.

Арапова Н.С. Из истории заимствованных слов. Русский язык в школе, 2000 г., № 6

Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я – деловой человек». Русский язык в школе, 1999 г., № 6.

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Уч. пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, [2000].

Горшков А.И. Русская словесность, 10-11 классы. – М., Дрофа, 2000 г., с. 3 – 29, 39 – 51, 389 – 410.

Журавлев В.К. Русский язык и русский характер / Под ред. В.К. Журавлева и Т.А. Журавлевой. - Московский Патриархат; Отдел религиозного образования и катехизации; Лицей духовной культуры, 2002. - 255 с.

Изюмская С.С. Новые английские заимствования как средства языковой игры. Русский язык в школе, 2000 г., № 4.

Ильин АЛ. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. - Ярославль, 2000. - 98 с.

Ипатов А.Н. Православие и русская культура. - М.: Советская Россия, 1985. - 128 с.

Камкин А.В. Истоки: Слово и образ: Экспериментальное уч. пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1997. - 48 с. - (Социокультурные истоки

Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., Просвящение.,1996г.

Левчук Д.Г., Потаповская ОМ. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). (Серия "Духовно-нравственное воспитание: системный подход"). - М.: Планета, 2000, 2003. - с.63 .

Лисицкая Л.Г. Из опыта использования ТСО на занятиях по культуре речи учителя. Русский язык в школе, 2000 г., № 4.

Русский язык. 1550 текстов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. – М., Издательский дом «Дрофа», 2000 г., с. 374 – 569.

Русская муза: Собрание лучших, оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX в. - С-Пб.: Изд. журнала "Русское богатство", с. 1904. - 448 .

Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М., «Владос», 1999 г. с. 56 – 139

Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. Русский язык в школе, 2000 г., № 6.

Троицкий В.Ю. Словесность в школе. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г., с. 380 – 393.

Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка. - М., 1994.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса " Тайны слова"

Автор: Фабрикантова Ольга Ивановна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа "К тайнам мысли и слова""
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghrammaktainammysliislova"
    ["file_id"] => string(6) "340281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471854291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа "Многоаспектный анализ к тайнам мысли и слова""
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaiaproghrammamnoghoaspiektnyianalizktainammysliislova"
    ["file_id"] => string(6) "340280"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471854041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Планирование занятий элективного курса по русскому языку. " Русское правописание" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(93) "planirovaniie-zaniatii-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-russkoie-pravopisaniie-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411757654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства