Имя существительное – это часть речи? (Да!) Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!) Имена существительные отвечают на вопросы Кто?Что?(Да!) Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!) Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)
-На какие две группы можно разделить слова, которые мы записали?
Просмотр содержимого документа
«Двойные согласные»
) Дать учащимся представление о роде имён существительных. Научить определять род имён существительных. 2) Развивать фонематический слух, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. 3) Воспитывать активность на уроке. Оборудование: учебник, карточки, таблички Ход урока: 1. Организационный момент. - В некотором царстве, в некотором государстве, которое называется Русский язык есть город, в нем живет очень важный житель, угадайте кто. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. - Правильно, имя существительное. - Сегодня мы узнаем новые сведения об этой части речи. Но сначала нам нужно повторить, то, что мы уже знаем. Какие цели поставим перед собой? (повторить все об имени существительном и узнать что-то новое, научится применять новые знания на практике) 2. Актуализация знаний: А) «Мозговой штурм: - Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? На какой вопрос отвечают одушевленные имена собственные? Приведите примеры неодушевленных имен собственных. Как изменяются имена существительные? В каких числах употребляются имена собственные? Приведите примеры мн.ч., ед.ч. Б) Минутка чистописания: Яя Прочитайте пословицу, запишите ее, как вы понимаете смысл? В) Словарная работа: вставьте пропущенные буквы К*стрюля, к*рзина, ст*кан, тар*лка, меб*ль, б*лет, в*гон, *гурец, ур*жай. Физминутка 3. Работа по теме урока: а) на доске: Дом, земля, солдат, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб. - что общего в этих словах? Давайте разделим эти слова на три группы. В первую включим слова, к которым можно подставить он, мой. Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя. Какие слова можно подставить к оставшимся именам существительным. Распределив имена существительные оп трем группам, мы разделили их по родам. Род – грамматический признак имени существительного. В русском языке 3 рода: мужской, женский и средний. Б) Грамматическая сказка. - Сейчас я вам прочту сказку. Как у слов – существительных род появился Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён». А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стол и стул, дом, мир и т.д.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.) Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам ещё предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного. Женский род запомню я И скажу: «Она моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он мой». Средний род – оно, моё! Это правило – твоё! Помогите мне дополнить запись на доске. Имена существительные, к которым можно подставить запись он, мой какого рода? Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя? Определите род существительных к которым мы подставляем слова оно, моё. С каким грамматическим признаком мы сегодня познакомились? Что узнали нового? Чему должны научиться? В) Знакомство с правилом стр. 158 Физкультминутка - я буду называть существительные разного рода, а вы будете приседать если это Ж.Р., хлопать в ладоши – М.Р., Топать ногами – С.Р. 4. Закрепление А) упр. 450 стр.159 Б) Задание Королевы грамматики: - Определи род данных существительных и напиши их в три столбика Аист, белка, волк, рысь, гнездо, индюк, тюлень, поле. 5.Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? С какой темой познакомились на уроке русского языка? На следующем уроке мы продолжим учиться определять род имен существительных. Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу - моя: Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род-оно мое: Мое окно, село мое.