Данный урок направлен на ознакомление учащихся с дебатами как речевым жанром. Урок формирует и совершенствует у учащихся навыки ораторского мастерства в публичных выступлениях, развивает критическое мышление. В основе данного урока заложены серьёзные приёмы по развитию коммуникативной культуры учащихся, которые всесторонне содействуют становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически мыслящего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дебаты как речевой жанр»
Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить
А.Ф. Лосев
Тема: «Дебаты как речевой жанр»
Цели:
познакомить учащихся с дебатами как речевым жанром, его жанрообразующими признаками, с особенностями речевого поведения участников дебатов, создать основу для выработки у учащихся умений вести дебаты;
совершенствование навыков ораторского мастерства, умений формировать и отстаивать свою позицию в споре, вести диалог;
развивать критическое мышление (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей), исследовательские навыки (работа с источниками информации);
продолжить работу по развитию коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
содействовать становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически мыслящего.
Ход урока
1 часть. Вступительно-тренировочная
Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Даже если вы не знаете, что такое Диспут, Полемика, Дискуссия, Дебаты, вы участвуете в них ежедневно, убеждая учителей, классного руководителя, выступая на собраниях, споря с товарищами. Как только человек начал общаться, он начал внушать, убеждать и доказывать. (слайд о детях)
Актуализация темы
Беседа о жанре
Словарная работа
Задание: накануне этого урока вы получили домашнее задание: в словарях найти определения диспута, полемики, дискуссии, дебатов. С некоторыми из них вы уже знакомы. Воспроизведите определения этих речевых жанров и выполните следующие задания:
Определите ключевое слово всех этих жанров;
Можем ли мы утверждать, что слова диспут. полемика, дискуссия, дебаты – слова синонимами? Обоснуйте свои наблюдения.
Есть ли какие-то отличия в этих жанрах?
Какой из этих жанров вам наиболее импонирует и почему?
Справочный материал для учителя:
Дискуссия - (рассмотрение, исследование) – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Диспут – разновидность дискуссии, публичное обсуждение той или иной важной для присутствующих проблемы, которая, как правило, готовится заранее и связана с реальной жизнью, собственным опытом участников. Разворачивается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям из реальной жизни. В диспуте есть элементы монолога и диалога.
Полемика – спор, в большинстве случаев при выявлении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах. Наряду с этим понятием используются прения и дискуссия. Разновидность спора, отличающаяся тем, что основные условия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией, полемика является одной из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий.
Дебаты – четко структуированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов, направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получение определенного результата, сформировать у слушателей положительные впечатления от собственной позиции.
Предполагаемые ответы на задания:
- Дискуссия, полемика, диспут, дебаты – слова-синонимы. Механизм ведения спора очень похож. Различаются они по целям, организации, правилам поведения собеседников, средствами словесного противоборства.
- В диспуте – заранее готовятся;
- В полемике - усиление на утверждение только собственного мнения;
- Дискуссия отличается от полемики тем, что в полемике достаточно тезиса, а в дискуссии важны аргументы;
- Дебаты более демократичный жанр, т.к. и тезисы, и аргументы направлены на переубеждение третьей стороны, а не друг друга.
2. Презентация нового материала
А) «Мозговой штурм»
Зачем мы спорим? (учащиеся предлагают свои варианты ответов, учащиеся записывают их на доске, по системе «кластера», затем ранжируют, обобщают, делают выводы)
(Предполагаемые доводы учащихся: не согласны с чем-то…, хотим отстоять свою точку зрения…, пытаемся установить, что верно…, учимся доказывать свою правоту…, хотим иметь собственное мнение…)
После ранжирования:
- пытаемся установить, что верно;
- хотим отстоять свою точку зрения;
- учимся доказывать свою правоту;
- хотим иметь собственное мнение;
- не согласны с чем-то.
Объясните изречения «В споре рождается истина».
Учитель: Итак, мы выяснили, что, прежде всего, спор служит средством поиска истины. В споре мы проверяем какую- либо мысль, ищем ответы на какие-то вопросы, хотим убедить и убеждаем. Я расскажу Вам притчу- легенду об Эзопе.
Эзоп был рабом - у свободного гражданина, философа Ксанта, который ценил его за мудрость и ум, хотя отпускать не собирался. И вот однажды, во время очередного праздника, чтобы погордиться перед гостями своим умным рабом, философ Ксант послал того на рынок с напутствием:
- Эзоп, иди на рынок и принеси лучшее, что ты там найдешь!
Эзоп послушно потек на рынок, вернулся и приносит на блюде язык. Говяжий, готовый к употреблению. Гости слегка удивлены:
- Почему же это самое лучшее, Эзоп?
- Ну, как же, уважаемые! Языком мы декламируем стихи, языком мы говорим прекрасные слова, языком мы доказываем истину, языком мы общаемся с друзьями, языком мы признаемся в любви… Язык – это самое лучшее, что есть в мире людей!
Гости довольны. Но философ Ксант дает Эзопу следующее задание:
- Хорошо, Эзоп, а теперь иди на рынок и принеси самое худшее, что ты там найдешь!
Эзоп вновь отправился в путь, вернулся и приносит на блюде… вновь язык. Гости рассержены:
- Эзоп, ты издеваешься над нами!!!
- Ну, как же…! Языком мы говорим грязные слова, языком мы предаем друзей, языком мы клевещем, языком мы лжем, языком мы изрыгаем ругательства… Язык – худшее, что есть в мире людей!!!
Гости восхищены, а философ Ксант доволен больше всех.
Задание: определите основную мысль данной притчи и сформулируйте ее тезисно.
Учитель: Верно. Умение владеть своим языком, речью – основа ораторского искусства.
Б) Тренинг по риторике
Упражнения по риторике, подготавливающие учащихся к проведению дебатов
Упражнения, направленные на умения использовать невербальные средства ведения диалога (жесты)
- согласие с мнением собеседника (кивать головой)
- несогласие с мнением собеседника (качать головой из стороны в сторону)
- желание прервать собеседника, чтобы возразить ему или задать уточняющий вопрос (поднимать руку вверх)
- желание убедить собеседника в искренности своих слов (прижимать руку к груди)
- требование внимания (поднимать указательный палец)
- требование тишины (приложить палец к губам)
- одобрение, знак примирения (обмен рукопожатиями).
2. Упражнение на создание интонационного контура фразы
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие интонационные контуры получили следующие образные названия и почему :»Спуск», «Подъем», «Яма», «Волна», «Взрыв»
Задание: произнесите предложенную фразу, используя названные выше интонационные контуры: «Сегодня хорошая погода (фраза может видоизменяться в соответствии в ИК.
3.Упражнения. направленные на правильное формирование фразы говорящего
1)Задание: поддержите оценку, согласитесь с мнением говорящего. Для этого в ответной реплике используйте слова и выражения: безусловно, в самом деле, пожалуй, без сомнения
- Какая интересная теория!
- Какое содержательное выступление!
2)Задание: выразите при помощи интонации экспрессивное несогласие с собеседником.
- Какой это аргумент?
- Разве это доказательства?
4. Задания на использование реплики – стимула и реплики – реакции в структуре спора.
Работа в парах
Каждой паре учащихся предлагается текст:
Кто сказал, что школа – главный путь человека к знаниям? Учиться можно и в… кафе. Свободный обмен мнениями, встречи с интересными людьми, избавление от придирок учителей и леденящего страха перед экзаменами, и никаких обязательных программ
Задания:
определите тему текста;
прочитайте вступительные фразы, приглашающие к дискуссии, обсуждению, спору.
Определите позицию в диалоге (отрицание или утверждение;
Составьте диалог спора, в котором вы выскажите свое мнение по предложенной проблеме. При этом используйте предложенный вам набор реплик – реакций:
- Я поддерживаю идею…
- Позвольте с вами не согласиться…
- Вы сомневаетесь в том…
- Вы считаете, что…
- Я хотел бы возразить вам…
- Я тоже убежденный сторонник…
5. Упражнение «Три кита», основанное на умении учащихся формулировать тезис, аргументы и выводы в публичном споре.
Задание: учащимся предлагается дискуссионная тема:» Что определяет жизнь сегодняшней молодежи?»
Вариативная работа.
Выдвинуть основной тезис дискуссии
(Будучи особой социальной группой, молодежь имеет свою систему ценностей (отличную от системы ценностей взрослых), которая определяется во многом социальными условиями жизни.
Доказательства
А) ценности, которые наиболее важны для современной молодежи
(условия жизни. Предметы обихода, стороны деятельности)
Б) увлечения
(бизнес, музыка, модные философские и религиозные течения, политика)
В) уровень быта
(импортная одежда, машины, аппаратура)
Доза помощи:
Для выражения согласия и несогласия при высказывании своего мнения:
Действительно…
Я думаю, Вы правы…
Нет. Я не со всем могу согласиться…
Сложно сделать вывод…
Итак, можно сделать выводы… (краткий перечень ценностей современной молодежи)
Рефлексия:
- Укажите, какую, на ваш взгляд, важную информацию вы получили в 1 части урока?
- определите целесообразность введения в урок системы тренировочных упражнений по риторике. Что они вам дали? Какую учебную поддержку
Могут или не могут оказать в последующей работе на уроке по теме «Дебаты»?
2 часть. Проведение учебных дебатов по теме: «Современные молодежные субкультуры»
Вступительное слово учителя.
«Дебаты» - слово французского происхождения и означает: прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п. Еще в Древней Греции все спорные обстоятельства, суды, важные государственные и личные житейские вопросы решались по итогам выступлений оппонентов и всех спорящих сторон. И в результате, кто лучше умел доказывать свою точку зрения, независимо, прав он или нет, тот и становился победителем этого противостояния. Хороший оратор и в древнем мире и в наше время является почти синонимом успешного политика. Истина – это то, что нам нравится. А то что нам не нравится, мы отвергаем и опровергаем. И вполне можно доказать выгодность любого решения власти и парламента стране и народу. Если захотеть. А если захотеть доказать что-то другое, можно доказать и прямо противоположное.
Вопросы:
Приведите примеры известных вам дебатов
(Иллюстрация политических дебатов. Слайды)
Приходилось ли вам принимать участие в дебатах? Хотите попробовать свои силы?
В чем заключается суть дебатов? (достижение определенной степени согласия ее участников)
Ознакомление учащихся с существующими форматами дебатов. (слайды политических и ученических дебатов)
Выбор формата дебатов на уроке.
Учитель:
В современном мире существует несколько популярнейших дебатных форматов:
Дебаты Дагласа – один на один:
Политические дебаты – две команды по два человека
Парламентские дебаты
Дебаты Карла Поппера (на ценностные темы) – три против трех и др.
Задание: соотнесите тему сегодняшних предполагаемых дебатов с предложенной мною классификацией форматов и определите, какой из предложенных форматов, более всего соответствует ей. Аргументируйте свой выбор.
Учитель: итак формат дебатов выбран. В основе этого формата – интеллектуальная игра, которая ведется по определенным правилам. В игре участвуют 2 команды по 3 человека. Одна доказывает справедливость тезиса. Предложенного для обсуждения, другая опровергает этот тезис. Представители команд выступают по очереди; последовательность и время ( до 1 мин.) определяются заранее. Дебаты будут проходить в 3 раунда. Раунд перекрестных вопросов будет непосредственно введен в 3 основных.
Познакомимся с правилами проведения дебетов.
(Правила демонстрируются на слайдах)
Представление действующих лиц ролевой игры
- Команды, состоящие из игроков-скиперов (называются фамилии.ю участники занимают свои места)
- Судьи. Решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, где оценивают слабые и сильные стороны игроков (называются фамилии);
- Таймкипер следит за соблюдением регламента и правил игры (называется фамилия)
- Тьютор. Тренер. Ведущий (учитель)
Все участники дебатов занимают свои места.
II. Дебаты
Тьютор
Тема, которую мы сегодня будем обсуждать в ходе дебатов посвящена молодежным субкультурам. Почему она так интересна для наших дебатов? Потому, что вы молоды, и каждый из вас чувствует себя индивидуальностью, стремящейся к самовыражению. А ведь именно на этой основе и возникли молодежные субкультуры. Но вначале о предмете разговора.
Презентация молодежных субкультур. Слайды
Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д.
Отношение к субкультурам разных слоев общества самое разнообразное: от признания их новым способом самовыражения молодежи с далеко идущей перспективой до крайне негативного: проявление упадничества, крайней враждебности и нигилизма существующего порядка общепринятых положений.
Послушайте несколько из них, выбранных мною из СМИ:
Тьютор (к участникам дебатов) Мне хотелось бы, прежде чем перейти к дебатам, услышать мнения присутствующих (в том числе и учителей)
Тьютор Ну, что ж, сколько людей . столько и мнений. Позвольте перейти непосредственно к дебатам. (слайд с ящерицами)
Комментарии к дебатам
Выступают поочередно защитники и противники тезиса, выдвинутого в каждом раунде. Первый выступающий выдвигает тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает оратор от оппозиции и формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Далее вторые участники приводят свои аргументы и доказательства и выводы в последующих раундах.
I раунд дебатов «По одежке встречают»
Участники раунда ведут дебаты по поводу внешнего имиджа современных молодежных субкультур
По ходу выступления демонстрируются слайды, подчеркивающие положительное в имидже данных субкультур.
Выступление оппонента начинается со слов: «уважаемые участники дебатов, Я…..хочу начать свое выступление с визуального восприятия представителей данных субкультур (демонстрирующие противоположное, негативное) Желательно. Чтобы оппонент в ходе своего выступления как можно чаще обращался к зрителям, присутствующим на дебатах ( приемы поддержки)
II раунд дебатов «Поговорим о словообразовании: место составляющей «Культура» в слове «субкультура»
Участники раунда ведут дебаты по поводу «культурного пласта» современных молодежных субкультур
Перед началом выступления «оппозиционеры» могут предложить послушать музыкальный фрагмент тяжелого рока и в противовес отрывок какого-нибудь классического произведения. Обратиться к зрителям на предмет их первичного восприятия музыкального произведения. И только после этого перейти к своему тезису и аргументировать его.
III раунд дебатов. Социальный «Жить в обществе и быть свободным от него?»
Участники раунда ведут дебаты по поводу социальной и политической роли современных молодежных субкультур.
Оппоненты демонстрируют слайды. Демонстрирующие нацистские настроения отдельных субкультур
По ходу проведения раундов тьютор обращается к зрителям, «журналистам» с просьбой задавать свои вопросы к участникам дебатов (раунд перекрестных вопросов)
Тьютор.
Прежде чем перейти к заключительному этапу дебатов и дать слово экспертам и судьям, я на правах тьютора объявляю тайм-аут и хочу предложить задание всем участникам дебатов, которое назвала «Что нужно учитывать участникам дебатов». Просмотрите предложенные вам иллюстрации дебатов и, пользуясь предложенным вам правилам проведения дебатов, найдите им соответствия.
4. Голосование в пользу выбранной позиции.
5. Выступление экспертов и судей
Тьютор
Итак, дебаты подошли к концу. Были высказаны различные мнения по поводу молодежных субкультур. С одними мы соглашались, другие пытались опровергнуть. Но вернемся к сути дебатов, которую мы пытались определить в начале урока. Просмотрите фрагмент из известного вам сериала «Сваты». Сможет ли он нам помочь прийти к пониманию сути дебатов?
Демонстрируется фрагмент из фильма.
3 часть. Рефлексия. Подведение итоговов урока
Рефлективная беседа.
Состоялись ли, на ваш взгляд, дебаты? Аргументируйте свою точку зрения.
По вашему мнению, достаточно ли активны были участники дебатов?
Какой момент в дебатах вам особенно понравился или запомнился?
Какие замечания или пожелания вы могли бы высказать ведущему?
Метод PRESS «Чо дают дебаты нам, выпускникам школы»
Например:
При подготовке к дебатам мы много читаем, а значит, обогащаем свои знания:
Мы учимся анализировать различные идеи и события, делать выводы, выстраивать цепочку доказательств;
Мы учимся собирать различные материалы, оценивать различные мнения;
Учимся публичным выступлениям;
Учимся слышать и слушать собеседника;
Учимся терпимо относиться к различным точкам зрения;
Во время выступлений приобретаем уверенность в себе;
Во время дебатов учимся находить истину и т.д.
4 часть Домашнее задание
Дифференцированные:
Создать проект: «Школьные дебаты по теме: (тема на выбор учащихся) Задание свободного выбора.
Написать эссе: «Нужно ли проводить школьные дебаты?»