Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема урока: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «деепричастный оборот»
-формировать умение находить деепричастные обороты в тексте;
формировать навык выделения знаками препинания и графического обозначения деепричастных оборотов.
-закрепить умение отличать деепричастия от личных форм глагола и причастий, правильно употреблять их в речи;
-развивать внимание, память, воспитывать толерантность, умение принимать другую точку зрения;
-способствовать развитию навыков самостоятельной работы
Оборудование урока: -презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.(задания проверочной работы)
Ход урока:
Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний. Побуждение интереса к получению новой информации. (Слайд 3)
Обратите внимание на доску.
«Четвёртый лишний».
Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди четырёх предложенных и объясните свой выбор.
1. Зависевший,умывая, подействовав, играя;
Вывод: (Беседа) (Слайд 4)
1). Ребята, какое из них лишнее и почему?
2). На какой вопрос отвечает причастие?
3). На какие вопросы отвечает деепричастие? Что обозначает деепричастие?
4).Что общего между деепричастием и причастием, чем различаются?
Перейдём к теме урока.
2. Сообщение темы и цели урока.(Слайд 2)
-Сегодня мы познакомимся с понятием «деепричастный оборот», будем формировать умение находить деепричастные обороты в тексте;
формировать навык выделения знаками препинания и графического обозначения деепричастных оборотов.
-закрепим умение отличать деепричастия от личных форм глагола и причастий.
3. Работа над новым материалом.
На доске предложение без знаков препинания. (Слайд 5)
«Мудрец провожал повелителя и сказал: «Человек должен оставаться человеком, даже если он выбился в люди»
-Расставьте знаки препинания.
-Составьте схему предложения.
-Как вы понимаете смысл сказанного?
-В первом предложении найдите сказуемые; замените первое сказуемое, выраженное глаголом, деепричастием.
Что изменилось? Запись предложения. (Слайд 6)
«Мудрец, провожая повелителя, сказал: «Человек должен оставаться человеком, даже если он выбился в люди».
-Найдите деепричастие с зависимым словом, от какого слова к нему задаётся вопрос? Какой вопрос задаётся? К какому слову относится деепричастие?
-Вспомните определение причастного оборота; какой вывод можно сделать, говоря о деепричастии с зависимыми словами?
-Как на письме выделяется деепричастный оборот?
4. Проверка домашнего задания. (Слайд 7)
-Готовясь к уроку вы должны были записать предложения, и выделить границы деепричастного оборота. ( с объяснением)
Собрав яблоки, бабушка сварила варенье.
Я пила чай, любуясь рассветом.
Катя, приготовив завтрак, накрыла на стол.
Мальчик слушал развесив уши.( фразеологизм)
Мужчина ехал в автобусе, слушая музыку, и вспоминал вчерашний разговор.
Проверка. (Слайд 8)
4.Первичное закрепление.
Задание 1. Составьте синквейн к слову «деепричастие» (Слайд 9)
Задание 2. Упр. 162 выборочно с комментированием у доски.-Составьте схему шестого предложения.
5. Физминутка.(Слайд 10)
Что особенного в этих пословицах? Дайте толкование этих русской пословиц.(Слайд 7)
Не зная броду, не суйся в воду. Говори подумавши, садись осмотревшись. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Задание 3. Упр. 164 самостоятельно по вариантам: первый вариант –предложения 1,2.второй –3,4.6.
6. Работа с текстом. (Слайд 11)
-Деепричастия, деепричастия... Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад». (Слайд 9)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.
-Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
-Какую же роль играют деепричастия в этом стихотворении?
7. Проверочная работа.
Каждому ребёнку даётся карточка с заданиями.
I. Найдите словосочетание с деепричастием.
1. Закутанный в тулуп
2. Проложенный геологами
3. Укрепил болт
4. Запер на замок
5. Вырастив урожай
II. Найти предложения, в которых есть деепричастие.