1.Организационный момент. Целеполагание Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Учитель начинает урок: -Здравствуйте, ребята! Записываем в тетради число, классная работа. - Какова цель нашего урока? | Слушают, настраиваются на урок. Определяют цель урока. | Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению |
2. Опрос (повторение) | Индивидуальный опрос у доски; 1) конъюнктивит, объект, премьера, пьеса, объективный, субъект, курьер, предъюбилейный, соловьи, разъехаться, разъёмный, оладьи, медвежьи, сверхъяркий. 2) «Лишнее слово» А) бр..сать, т..птать, см..треть, перрон; Б) м.лчать, к..рзина, к..ртина, п..ртфель; В) ан..нас, м..лодой, б..реговой, посв..щение. 3) Наши поэты и художники прославляют красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. (4) Инд. раб. по карточкам. Класс: орфографическая разминка (непроизносимая согл.) Грустная мелодия; горячее сердце; местная газета; участник фестиваля; устный счет; весеннее солнце; шестнадцать лет; гибкий тростник; доблестный рыцарь; гигантский шар; радостная улыбка; счастливый день, звездное небо; прекрасная ночь; чудесный вид; прелестная девочка; властный голос; честный человек; лестный отзыв; древний известняк. Вывод. Проверка инд. работы. | Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. | Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение |
3. Актуализация знаний. | - А теперь послушайте стихотворений В. Солоухина. Чтение стихотворения В. Солоухина. Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”, больше ведь мы Ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку мира прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? - О чём это стихотворение? - Как оно связано с темой урока? | Отвечают. | Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
4. Изучение нового материала. | 1. Проблемный вопрос: -Что же такое речевой этикет? (Правила речевого поведения) (Этикет – это установленный принятый порядок поведения) 2. Приём ИНСЕРТ. ( п. 6 стр. 28, 29) «!»- я это знал. „ + " - новое для меня. „ - " - вызывает у меня сомнение. „ ? " - вопрос. - Какой вывод можно сделать, исходя из прочитанной информации? | Рассуждают. Делают пометки | Извлечение необходимой информации из текста (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) |
5. Первичное закрепление. | 1. Упр. 34 Вывод. 2. Игра “Умеем ли мы здороваться?” 1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер) 2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер 3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!) 4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!” Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. А какие формы прощания вы знаете? 3. Работа в группах. 1 группа. Речевая ситуация: просьба. 1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой. 2 группа Речевая ситуация: отказ. Слова и выражения для вежливого отказа: Остался бы, да не могу, Извините, но я это сделать не в силах С радостью бы пришел, но не могу.. 1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда. 3 группа. Речевая ситуация: утешение. Представь себе, что ты успокаиваешь друга. Пословицы для выбора: Горе не беда – с кем не была. Нет худа без добра. Одна беда – не беда. Эта беда – не беда, только бы больше не была. Проверка. Вывод. | Записывают предложения, комментируют. Отвечают. Групповая работа. | Контроль (Р) Классификация (П) Игровой момент (К) |
7. Рефлексия. | - Продолжите. - Сегодня я узнал … - Я научился… - У меня получилось …. - Поставьте знак вопроса рядом с теми заданиями, которые показались для вас наиболее трудными. | | Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: - умение выражать свои мысли |