kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое речевой этикет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое речевой этикет.»

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой

Раздел программы: Раздел «Речь».

Тема урока: Урок № 7. «Что такое речевой этикет»

Тип урока: урок открытие нового знания.

Оборудование: медиапроектор

Время реализации занятия: 45 минут

Цели урока: создать условия для формирования культуры поведения учащихся с другими людьми.

Задачи:

предметные - освоение базовых понятий лингвистики: речь и речевое общение; овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике; осознание эстетических функций родного языка.

метапредметные- коммуникативные - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета.

познавательные - умение формулировать проблему, строить логическую цепь суждения, извлекать информацию из различных источников.

регулятивные - ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку.

личностные - осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, способствовать формированию потребности сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры, стремление к речевому совершенству

Воспитывать потребность быть вежливым в общении с людьми.

Методы работы:

проблемно-эвристические; частично-поисковые;

Приемы работы: анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Этапы урока и цель каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

Целеполагание

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Учитель начинает урок:

-Здравствуйте, ребята! Записываем в тетради

число, классная работа.

- Какова цель нашего урока?



Слушают, настраиваются на урок.

Определяют цель урока.


Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению



2. Опрос (повторение)


Индивидуальный опрос у доски;

1) конъюнктивит, объект, премьера, пьеса, объективный, субъект, курьер, предъюбилейный, соловьи, разъехаться, разъёмный, оладьи, медвежьи, сверхъяркий.

2) «Лишнее слово»

А) бр..сать, т..птать, см..треть, перрон;

Б) м.лчать, к..рзина, к..ртина, п..ртфель;

В) ан..нас, м..лодой, б..реговой, посв..щение.

3) Наши поэты и художники прославляют красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. (4)

Инд. раб. по карточкам.

Класс: орфографическая разминка (непроизносимая согл.) Грустная мелодия; горячее сердце; местная газета; участник фестиваля; устный счет; весеннее солнце; шестнадцать лет; гибкий тростник; доблестный рыцарь; гигантский шар; радостная улыбка; счастливый день, звездное небо; прекрасная ночь; чудесный вид; прелестная девочка; властный голос; честный человек; лестный отзыв; древний известняк.

Вывод.

Проверка инд. работы.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение, обобщение

3. Актуализация знаний.

- А теперь послушайте стихотворений В. Солоухина.

Чтение стихотворения В. Солоухина.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы

Ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- О чём это стихотворение?

- Как оно связано с темой урока?



Отвечают.

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)


4. Изучение нового материала.

1. Проблемный вопрос:

-Что же такое речевой этикет? (Правила речевого поведения) (Этикет – это установленный принятый порядок поведения)

2. Приём ИНСЕРТ. ( п. 6 стр. 28, 29)

«!»- я это знал.

„ + " - новое для меня.

„ - " - вызывает у меня сомнение.

„ ? " - вопрос.

- Какой вывод можно сделать, исходя из прочитанной информации?

Рассуждают.




Делают пометки

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Физминутка




5. Первичное закрепление.

1. Упр. 34

Вывод.

2. Игра “Умеем ли мы здороваться?”

1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)

2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер

3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!)

4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”

Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. А какие формы прощания вы знаете?

3. Работа в группах.

1 группа. Речевая ситуация: просьба.

1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.

2 группа Речевая ситуация: отказ.

Слова и выражения для вежливого отказа:

Остался бы, да не могу,

Извините, но я это сделать не в силах

С радостью бы пришел, но не могу..

1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

3 группа. Речевая ситуация: утешение.

Представь себе, что ты успокаиваешь друга.

Пословицы для выбора:

Горе не беда – с кем не была.

Нет худа без добра.

Одна беда – не беда.

Эта беда – не беда, только бы больше не была.

Проверка.

Вывод.

Записывают предложения, комментируют.

Отвечают.























Групповая работа.


Контроль (Р)

Классификация (П)


Игровой момент (К)

6. Домашняя работа

П. 6 упр.37; повт.


Оценка процессов и результатов

деятельности. (П)

Волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. (Р)

оценивание качества своей и общей

учебной деятельности. (К)

7. Рефлексия.

- Продолжите.

- Сегодня я узнал …

- Я научился…

- У меня получилось ….

- Поставьте знак вопроса рядом с теми заданиями, которые показались для вас наиболее трудными.


Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов

деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что

ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое речевой этикет.

Автор: Беркимбаева Жанна Абдрашевна

Дата: 23.06.2017

Номер свидетельства: 422962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему *Речевой этикет и общение* "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-riechievoi-etikiet-i-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "156822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421494097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Презентация "Речевой этикет" "
    ["seo_title"] => string(34) "priezientatsiia-riechievoi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "103326"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402579693"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока ОРКиСЭ "Этика и этикет". Модуль "Светская этика". "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-orkise-etika-i-etikiet-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "119952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413559260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок родного языка на тему "Речевой этикет""
    ["seo_title"] => string(43) "urok_rodnogo_iazyka_na_temu_rechevoi_etiket"
    ["file_id"] => string(6) "597196"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641805319"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: «Речевой этикет. Слова благодарности, извинения, просьбы»."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt_uroka_na_tiemu_riechievoi_etikiet_slova_blaghodarnosti_izvinieniia_pros_by"
    ["file_id"] => string(6) "346761"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475178638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства