Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), раздаточный материал. Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I. Самоопределение к учебной деятельности Задача: организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность. | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса. - Добрый день, ребята! Меня зовут Анжела Рустамовна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность: ручки, тетради, учебники. Садитесь. - Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение, для этого выберите карточку соответствующего цвета (карточки у каждого на парте). Синяя – плохое настроение, зеленая – не очень хорошее настроение, желтая – хорошее, солнечное настроение. - Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех хорошее настроение, но у некоторых детей не очень радостное, посмотрим, какое же настроение у вас будет после нашего урока, для этого постараемся хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно. | Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Регулятивные УУД: - активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм. Личностные УУД: - формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача: подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала. | - Откройте тетради и запишите число и «Классная работа». Проводит «минутку чистописания». Организует словарную работу. На доске запись: МОЯГОДАЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБ ЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО - Найдите слова в данных строчках и выпишите их. - Выделите орфограммы (коллективная проверка). - Прочитайте записанные на слайде слова: Бежит, трава, быстрый, спешит, зеленая, кресло, цветы, деревянное, ручей, живые, привез. - Запишите все слова в 2 столбика. В первый столбик – имена существительные, во второй – глаголы. - Обозначьте изученные орфограммы. - Оцените свою работу у доски. - Кто допустил ошибки? Исправьте. - Что обозначают слова первого столбика? - На какие вопросы они отвечают? - Что обозначают слова второго столбика? - На какие вопросы они отвечают? - Какие слова вы не записали ни в первый, ни во второй столбик? Почему? - Что они обозначают? - Эти слова – признаки предметов. - Как вы думаете, как называются такие слова? | Слушают учителя. Выполняют задания. - Я́года, ве́тер, лопа́та, ско́ро. (непроверяемые безударные гласные). Бежи́т, трава́, бы́стрый, спешит, зеле́ная, кресло, цветы́, деревя́нное, ручей, живы́е, привез. 2 ученика работают у доски, остальные у себя в тетрадях. - Имена существительные, которые обозначают предмет. - Отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» - Глаголы обозначают действие предмета. - Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? - Быстрый, зеленая, деревянное, живые. Ответы обучающихся. - Имя прилагательное. | Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение других. Предметные УУД: - умеют выделять изученные орфограммы. Регулятивные УУД: - осуществляют самоконтроль и самокоррекцию. - умеют осознавать и принимать учебную задачу. Коммуникативные УУД: - умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Предметные УУД: - умеют определять имена существительные и глаголы, задавать к ним вопросы. |
III. Действие целеполагания Задача: формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы. | - Ребята, попробуйте определить цель нашего урока. - Итак, тема сегодняшнего урока «Что такое имя прилагательное?». | - Узнать, что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает и зачем оно нужно в нашей речи. | Коммуникативные УУД: - умеют вступать в учебный диалог с учителем. Регулятивные УУД: - умеют ставить цель. |
IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий Задача: организовать ситуацию целенаправленного поиска. | Организует устную работу, работу в парах. - К каждому существительному подберите подходящие по смыслу слова из оставшихся слов. - На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки. - Проверим. (Ответы на слайде.) - На какой вопрос отвечают имена прилагательные? - Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном. - У вас на столах есть карточки (показать какие), сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном. - Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте. - Где мы можем проверить наш вывод? Откройте учебники на с.86. Прочитайте правило. - Посмотрите на экран. - Прочитайте текст. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. - О чем этот текст? - Нравится ли он вам? - А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать? - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения? - Распространите предложения. - А вот посмотрите, какой текст получился у меня и прочитайте его. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - Сравним два текста. - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных? - Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи? - А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег? - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге? - Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией. | Подбирают слова к существительным. - Какая? Какое? Какие? Работают в парах. Трава (__________?) зеленая. Кресло (_________?) деревянное. Ручей (_________?) быстрый. Цветы (__________?) живые. | - Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Формулируют правило. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ____________________________ и отвечает на вопросы _________, _________, _________.__________. Например: _________________ ___________________________. | - Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Открывают учебники, один ученик зачитывает правило. «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными. Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные». - О весне. - Добавить слов, распространить предложения. - Прилагательные. Составляют предложения. Читаю текст учителя. Сравнивают тексты. - Нет. - Наличие прилагательных. - Красивым, интересным. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. - Тает последний снег. - Прилагательное последний. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. Записывают предложения и подчеркивают имя прилагательное волнистой линией. | Познавательные УУД - умеют ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов. Предметные УУД: - умеют задавать вопросы от существительных к прилагательным. Коммуникативные УУД: - умеют оформлять свое мнение в устной форме. Познавательные УУД: - умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы; - умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником. Предметные УУД: - умеют составлять распространенные предложения. Познавательные УУД: - умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы. Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение друг друга. |
Физическая минутка Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей. | Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните. | Повторяют движения за учителем. | Личностные УУД: - учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений. |
V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия. | Организует работу по учебнику. - Посмотрите упр.151 на с.87 учебника. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно, задавая вопрос от существительного к прилагательному, подчеркните прилагательное (образец на доске). - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения. - Хорошо. Молодцы. | Работают по учебнику. Один ученик читает задание. Выполняют взаимопроверку. Подбирают синонимы к прилагательным и согласуют их с существительными. | Коммуникативные УУД: - умеют слушать и понимать речь учителя. Регулятивные УУД: - умеют выполнять действия по алгоритму; - умеют выполнять действия взаимоконтроля. Предметные УУД: - умеют определять прилагательные в словосочетаниях, задавать к ним вопросы; - умеют подбирать синонимы к словам. |
VI. Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу. | Организует самостоятельную работу по карточкам. - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как? Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________ день. Светит ________________ солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. | - Проверьте себя. (Ответы на слайде.) | Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка. Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. Светит яркое солнце. Небо сегодня голубое. Весело бежит быстрый ручей. | | Регулятивные УУД: - умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе; - осуществление самоконтроля. |
VII. Рефлексивно оценочные действия Задача: организовать ситуацию рефлексии. | - Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу. - Скажите, какая была тема сегодняшнего урока? - Что такое имя прилагательное? - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Что вам понравилось? - Что нового вы узнали? - Что вызвало у вас затруднения? - Ребята, покажите сейчас, какое у вас настроение. - Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы! | Отвечают на вопросы. Выполняют личностную рефлексию. | Личностные УУД: - умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе. |
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания. | Объясняет домашнее задание. - Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 – правило наизусть, с. 87 упр.150. - Всем спасибо за урок! | Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники. При необходимости задают вопросы. | Регулятивные УУД: - записывают домашнее задание |