Цель урока: повторение и обобщение знаний о тексте как единице речи.
Признаки текста, виды текста (описание, повествование, рассуждение)
Планируемые результаты(задачи):
Предметные: умение различать текст по его признакам ( целостность, единство)
и видам: (описание, повествование).
Личностные: развивать представление о красоте и важность бережного отношения к
природе.
Системно-деятельностные: развитие умения работать, умение строить доказательства.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудования: карточки с тесктами, картинки к уроку.
Ход урока
1-этап: Мотивация к деятельности
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока. Приветствие.
Проверка домашнего задания
Что такое текст? На какие типы речи делятся тексты?
Сообщение темы и цели урока.
2-этап: Учебно-познавательная деятельность.
Цель: усвоение содержания темы урока.
- Работа в парах: задаем вопрос-отвечаем!
- Исследование признаков текста. Анализ текста. Какие самые важные признаки текста? (связность, целостность, единство темы)
Текст- это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в тексте расположены в определенной последовательности.
Тема текста- это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Часто тема текста отражается в его заголовке. Тема текста может определяться при ключевых слов, которые тесно связаны с ней.
Предложения в тексте связаны не только общей темой, но и основной мыслью, идеей.
Основная мысль- это то, чему учит текст, к чему призывает, ради чего написан.
Основная мысль выражается в заглавии или в одном из предложении текста.
3-этап: Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, эвристических.
Упражнение № 72. Назовите средства грамматической связи в следующих отрывках.
- Летом мы со старшей сестрой поедем в деревню. Сестра учится в педагогическом институте. Мы поможем убрать урожай.
- Вокруг стоял сосновый лес. Лесная тишина нарушалась стуком дятла да однообразным поскрипыванием старой сосны.
- Лебеди стаей летели из холодной стороны в теплые края. Они летели через моря…Один молодой лебедь летел позади всех. Силы иго ослабли.
Упражнение № 74. Распространите данные предложения. Можно ли сказать что это текст? Докажите.
Осенний парк. Деревья-великаны сплели свои верхушки. Солнце с трудом пробивается сквозь их……….кроны. Медленно падают…….листья. Они везде: на дорожках……., на……., на …….. На клумбах кое-где еще остались…….цветы. На кустах тянутся…….нити паутины. Чист и …… воздух.
Слова для справок: длинные, густые, широких, летние, тротуарах, свеж, газонах, засохшие.
Упражнение № 75. Спишите текст, изменив порядок предложений. Озаглавьте его, перепишите. Найдите предложение соотвествующее схеме:
(обстоятельство, сказуемое, определение, подлежащее)
Наступило утро. Утренний ветерок пошел гулять по свету. На небе разливается алая заря. Высокие стебли ковыля колышутся на ветру. А птицы поют радостно и беззаботно. И сияет роса на траве серебром.
Упражнение №79. Учебная задача. Определите тему текста, озаглавьте его. Какое предложение выражает основную мысль текста?
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома.
Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и бросился вниз.
Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвиненок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.
Название текста: «Отважный пингвиненок».
4-этап: Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов. Подведение итогов урока.
Что мы повторили?
Что такое текст?
Как доказать, что перед нами текст?
Что такое тема и основная мысль текста?
Как можно определить основную мысль в тексте?
Результаты учебной деятельности:
Предметные: знает, что такое текст, различает виды текста;
Личностные: понимает ценность природы и животных, видит их красоту;
Системно-деятельностные: определяет тему и основную мысль текста, отвечает на вопросы по тексту, составляет текст-описание.
Рефлексия:
На уроке для меня было отурытием….
Работа над темой была интересной.
Домашнее задание: 1) Повторить тему урока. 2) Упр. №80, №82.
Оценки за урок.
На этом урок наш закончен.