Сейчас мы с вами поиграем в игру (СЛАЙД 3) (учитель показывает рисунки с изображением птиц, дети отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь: воробей, сорока, ворона, синица)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали, а какие это слова (словарные)
— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки,
которые эти птицы издают. (СЛАЙД 7) Воробей свистит. Сорока каркает. Ворона стрекочет. Синица чирикает.
— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит) (СЛАЙД 8)
— Что вы записали? (Предложения)
— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)
III.Самоопределение к деятельности
— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)
— Что вы составили? (Рассказ)
— Каким словом можно заменить слово рассказ,вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы (звонкие – состоят из шума и голоса, глухие – только из шума).
ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
Итак, тема нашего урока — текст (СЛАЙД 9)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с.15.
— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?) Упр. 12 (с. 16) (СЛАЙД 10)
— Прочитайте (давайте разберем это упражнение по пунктам)
— Под каким пунктом записаны слова? (СЛАЙД 11) предложение? (СЛАЙД 12) текст? (СЛАЙД 13). Обоснуйте свое мнение. (7 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом}
— Прочитайте текст и назовите его тему (Как выглядят свиристели}. Озаглавьте текст. («Свиристели»)
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
~Откройте памятку на с. 132 (как научиться правильно списывать предложение). Спишите первое предложение текста.
(Проверка — обмен тетрадями.)
«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.
«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.
— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.) (СЛАЙД 14)
V. Физкультминутка
«Как живешь?»
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.) Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.) А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.) Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.) Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.) А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то) Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.) А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
А за партой как сидишь? – Вот так! (дети садятся на свои места)
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив следующее задание (СЛАЙД 15)
— Прочитайте.
— Что прочитали? (предложения)
— Докажите свое мнение.
__ А что нужно сделать, чтобы получился текст? (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}
— О ком говорится в тексте? Это тема текста.
— Придумайте заголовок к тексту.
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.) (СЛАЙД 16)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
VII. Рефлексия(СЛАЙД 17)
Я вспомнил…
Я узнал…
Я научился…
Было трудно…
Я могу похвалить себя за…
VIII. Подведение итогов урока (СЛАЙД 18)
Выполним тест «Верные и неверные высказывания».
У вас на столах лежат листочки. Возьмите карандаши. Листочек положите перед собой. Если вы согласны с моим высказыванием вы рисуете снежинку *,а если нет - пропускаете клетку и переходите к следующей цифре. Будьте внимательны!
1
2
3
4
5
6
7
8
9
*
*
*
*
*
*
*
м
о
с
л
о
д
а
ц
ы
1. Текст состоит из предложений.
Все предложения связаны по смыслу.
К тексту нельзя придумать заглавие.
Тема текста – это то, о чём или о ком говорится.
Части теста должны располагаться в такой последовательности: начало, основная часть, концовка.
Самое важное, о чём говорит нам текст – называется главной (основной) мыслью.
В тексте предложения не имеют определённой последовательности.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Заглавие к тексту должно быть точным, коротким и понятным (СЛАЙД 19)
IX. Домашнее задание: выполнить упражнение на учи .ру