kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Части речи. Местоимение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала в 5 классе по теме: Части речи. Местоимение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Части речи. Местоимение.»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Понятие о местоимении.

Ход урока.

1.Оргмомент. Тема.

Повернулись, улыбнулись друг другу.

Оглянулись, поприветствовали гостей.

Тихо сели. Проверили на партах свою готовность к работе на уроке.

Начинаем урок русского языка. У вас на партах лежат квадратики «настроения». Их по 3. Все разного цвета. Жёлтый - отличное, серый - не очень хорошее, чёрный – совсем никуда, на 0.

Задание: выберите тот квадратик, который соответствует вашему настроению сейчас. Положите его в КУВШИН ЭМОЦИЙ (нужен кувшин прозрачный).

Сегодня на уроке мы будем изучать одну из новых тем.

Ваша задача – это определить тему, развивать умение отличать то, о чём будем говорить, от того, что уже знаем и воспитывать в себе любовь к красоте родного русского языка.



2. Минута чистописания.



Открывайте тетради, посмотрите на показы в них.

Прочитайте записанные слова (в тетрадях и со слайда)

весна, солнце, ландыш – прописывают по образцу в тетрадях.



Какой темой они объединены? – одной части речи, имена существительные, относятся к теме природы.

Сегодня все слова и предложения, которые мы будем использовать, связаны с природой.



3. Подготовка к восприятию новой темы.

Записывают со слайда

Дата - Одиннадцатое марта.

Классная работа.



Я читаю стихотворение с местоимениями.



Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…



Вы поняли, о чём это стихотворение? Почему?

Вывод учителя: Действительно, в нём много непонятных слов. Эти слова являются новой темой нашего урока. А какой, подскажете вы сами.

( полоски со словами частей речи на магнитной доске):

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол (выбор детьми).

Запись темы в тетрадях:

Понятие о местоимении.

Почему же мы не можем понять текст, если встречаем местоимения?

4.Работа по теме урока.

Правило (на слайде)

Работа с текстом В. Луговского:


Я (В. Луговской) только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался … (лист клёна)

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже шёл быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл…

Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, кто-то его прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег маленького смешного друга.



– ( коллективная работа )

Задание: доказать, что местоимения указывают на предмет и могут употребляться только после существительных.

ЕСЛИ УБЕРЁМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОСТАВИМ ТОЛЬКО местоимения, СМОЖЕМ ЛИ МЫ ПОНЯТЬ ТЕКСТ?

Но и без местоимений в речи мы тоже не можем обойтись.

Для чего они нам нужны?

Давайте поработаем с текстом про ёжика (добавили местоимения, записали, проверили) -

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки, и колючки делались совсем мягкими. За это мы прозвали ёжика Пушком.

на слайде (письменно)

Похожее упражнение вам будет дано на дом (запись в дневник упр. 375, выучить правило).

А давайте вспомним, какие местоимения мы используем, называя себя, окружающих нас.



Сценка « Разговор по телефону».

Задание: Внимательно прослушать разговор и запомнить, какие местоимения будут использованы в нём.

- Алло. Здравствуйте, Анна Сергеевна! Это я, Оля.

Скажите, пожалуйста, Настя дома?

- Насти дома нет. Она ушла на занятие в танцевальном кружке.

А что ты хотела ей передать?

- Мы договаривались с ней сходить в библиотеку. Когда она вернётся домой, Вы попросите её перезвонить мне на домашний телефон. Я буду ждать её звонка.

-Хорошо, Оля. Я буду занята, но дома Настин брат. Он передаст твою просьбу ей.

-Спасибо. До свидания.

- Всего хорошего!

Учитель: Ребята, каким местоимением называет себя в начале разговора Оля?

А какое употребляют местоимение в ходе беседы про Настю? (она)

А как мы с вами называем своего собеседника? (ты или Вы (вы))? Каким местоимением Оля назвала маму Насти? (Вы). Правильно ли обратилась к Настиной маме Оля? Каким местоимением назван брат Оли? (он).

5.Физминутка.

А сейчас мы с вами отдохнём, но не просто так, а с пользой. Все встали.

Я хочу проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы хлопайте в ладоши, если услышите местоимения.


Цветы.


Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвёшь цветок,

Если ОН, и Я, и ТЫ -

Если МЫ сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только Я и ТЫ -

Если МЫ сорвём цветы.


(Т.Собакин)

Назвать услышанные местоимения. Затем записать в тетрадь.

6.Работа с иллюстрацией (цветы).-

( на слайде)

Текст: ( читает учитель со слайда)

Красота! Разве поднимется рука её уничтожить? Нужно беречь природу!

(Обратить внимание на то, что ежедневно исчезает с лица Земли несколько видов животных, растений. Природа в опасности! Красная книга –SOS! Необходимо срочно принимать меры для сохранения и приумножения природных богатств на Земле.)

Ученик прочитает стихотворение (Васькин Руслан)

Ася Горская

«Будет планета жить».

Люди богатство твоё вырубают,

Люди возводят свои витражи.

Наша планета, Земля голубая,

Больно, родная, тебе, скажи?

Деревья молчат об этом.

Об этом кричат грачи.

Болеет наша планета.

Давайте её лечить!

Реки, озёра всё мельче и мельче,

Можно ли жажду без них утолить?

Можно ли братьев доверчивых, меньших,

В Красную Книгу переселить?

Кто же простит нам всё это?

Пока не поздно, кричи:

Болеет наша планета,

Давайте её лечить!

Пусть каждый посеет по зёрнышку,

Ручей соберёт по капельке,

Пусть каждый взрастит по деревцу –

И будет планета жить!





7.Работа с учебником. Закрепление материала и упражнение в написании местоимений.

Откройте учебник. Найдите правило, прочитайте.

Перечислите местоимения, записанные в учебнике. Запишите в тетрадь все прочитанные местоимения.

Упражнение (работа в парах, по вариантам). У каждого небольшой текст, в котором пропущены местоимения – (распечатать по 5 пар по вариантам).

1 вариант.

- … нарисую ёлочку. А … , Лена, что будешь рисовать?

- … больше нравится рисовать цветы, … красивые и разные.

- А …, ребята, что любите рисовать*

- Солнечный денёк, от этого настроение становится лучше!

2 вариант.

- Завтра … пойду на речку. А …, Сережа, пойдешь со мной?

- А чем … там будем заниматься?

- Наблюдать за жизнью речных жителей, … такие забавные.

- Хорошо, обязательно пойду с … на речку.







Задание: вставить местоимения (взаимопроверка).

8. Самостоятельная работа.

Я тоже хочу вас оценить ваши знания и сделаю это таким образом:

( карточки «Четвёртый лишний») – у каждого.

Выборочно беру на проверку.

1.Я, она, и, ты

2.Оно, деревья, вы, они

3.мы, он, сажаешь, она

4. на, оно, я, мы ?

5.она, яркий, он, они - Задание: зачеркнуть лишнее.

9.Итог урока.

В заключении урока предлагаю вам отгадать загадку про местоимения.

Он, Она, Оно.

Моё стихотворение -

Про местоимения…

Утром -

Так заведено -

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар - птицей…

А стемнеет - ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл - плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Солнце, месяц и луна .



Какое предложение вы хотели бы продолжить, подводя итог работы на уроке? ( НА СЛАЙДЕ).

Сегодня я научился…

Мне было интересно…

Я бы себе поставил оценку:

10. Рефлексия.

( У каждого на столе квадратики – жёлтые, серые, чёрные.

Выбрать один для того, чтобы показать, какое настроение было в начале урока и какое стало в конце) - определить общее настроение класса.



11.Сюрпризный момент. Включить отрывок из песни «Родина моя» - « Я, ты, он, она -

Вместе целая страна…»( в исполнении С.Ротару и детского хора)

Всем гостям, присутствующим на уроке, раздать подарки – «сердечки» с девизом: Я +Я=МЫ)



.





-













.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Части речи. Местоимение.

Автор: Заварухина Надежда Ивановна

Дата: 12.01.2019

Номер свидетельства: 494910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация к уроку русского языка "Части речи. Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-chasti-riechi-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "102512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402510452"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок-спектакль по русскому языку на тему : "Части речи" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-spiektakl-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "108790"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403859748"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок-обобщение части речи"
    ["seo_title"] => string(33) "urok_obobshchieniie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "387101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486057540"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Местоимение, как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(33) "miestoimieniie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "127763"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415371587"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства