Просмотр содержимого документа
««Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик, -щик»»
1. Класс: 6
2. Предмет, тема урока: Русский язык «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик, -щик»
3. Этап обучения по теме «Имя существительное»: основной
4. Тип урока: урок открытия нового знания
5. Цель урока: Создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов -чик, -щик в существительных.
Задачи: Образовательная: научить применять способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -
щик; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение;
Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.
Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Учатся применять новый способ действий и формируют умения применять его при решении
7
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Помогает в правильном построении речевого высказывания в устной и письменной форме
Усваивают новый способ действия при решении упражнения и проговаривают вслух выполненные шаги и дают обоснование
8
Физминутка
Организует игру
Укрепляют здоровье
9
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
и самопроверку своих решений по эталону
Самостоятельно выполняют типовое задание на новый способ действия и осуществляют самопроверку своих решений по эталону
10
Включение в систему знаний и повторение
Через разные виды работы ведет закрепление новой темы, направляя деятельность учащихся
Выполняют задания, проверяют, оценивают свою работу, создают новый продукт
11
Домашнее задание
Предлагает домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
12
Рефлексия
Задает вопросы
Проводят самооценку, рефлексию
ХОД УРОКА
Слайд 1
Организационный момент.
Слайд 2
Здравствуй, солнце, здравствуй, день!
Здравствуйте, ребята!
Друг на друга посмотрите,
Улыбнитесь и садитесь!
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Урок начнем со стихотворения (Кирилл читает наизусть)
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык.
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык.
(С. Абдулла, узбекский поэт)
Слайд 3
- Какова идея этого стихотворения?
Этим мы сейчас и займемся.
Ребята, а чему мы учимся на уроках русского языка?
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Сегодня на уроке мы поговорим о правописании значимой части слова. Какой? Догадайтесь сами, прослушав стихотворение – загадку:
После корня он стоит, перед окончанием.
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком, называю …. (суффиксом)
Как догадались, что это суффикс? Что такое суффикс? (наименьшая значимая часть слова). Как называется способ словообразования с помощью суффикса?
Сегодня будем работать на листах. Запишите число. Тему урока вы сформулируете сами, оставим строчку для нее.
Слайд 4
Даны слова:
Бетонщики
грузчик
стекольщик
летчиком
вальщику
Разберите их по составу. Дети разбирают самостоятельно, я записываю их на доску. Давайте проверим. Один у доски, другие проверяют. Выбегают цепочкой. Самопроверка. Дети озвучивают свои оценки.
С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
Почему в слове стекольщик и вальщик мы написали Ь? А в слове бетонщик его нет?
Что объединяет эти слова? (профессии, род деятельности)
На какие группы можно разделить эти слова?
Значит, какая тема нашего урока?
Формулирование темы урока: « Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК (–ЩИК)»
Слайд 5
Учитель: Совершенно верно. Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык.
Внимательно посмотрите на слова, а сможете вы сказать, когда надо писать чик, а когда щик
Сформулируйте цель урока: узнать, когда пишем чик, щик.
Слайд 6
Речь пойдёт о правописании букв ч и щ в суффиксах -чик (-щик).
3. Выявление места и причины затруднения.
Слайд 7
Пишем Грузчик, а произносим грущик транскрипция на доске. Почему грузчик?
Проверим: грузить. Хорошо, нашли корневую гласную.
Сначала за помощью к вам хочу обраться я. Мне надо правильно написать слово переписчик (На доске – перепис…ик). ВОЗЧИК, ГРУЗЧИК. Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажите? (Заслушиваются варианты ответов).
Так какую же выбрать букву: ч или щ. Какую орфографическую проблему вы обнаружили?
Произношение не соответствует написанию.
Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.
Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача - научиться грамотно писать.
Слайд 8
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель помогает выбрать способ построения нового знания (как?) метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового способа действий)
объездчик обойщик
прокатчик фонарщик
грузчик танцовщик
разносчик прицепщик
перебежчик съёмщик
- Когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда –щ?
5. Реализация построенного проекта.
Посмотрим на слова.
Какую закономерность можно увидеть?
Все эти слова перед суффиксом имеют буквы д, т, з, с или ж. Значит, часть правила мы можем сформулировать: после букв д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик.
Вернёмся к словам второго столбика.. В них мы видим суффикс -щик. Следовательно, вторая часть правила звучит так: после других букв – -щик.
Слайд 9
Сравним по эталону: откройте книги стр 153. Прочитайте правило. Соня вслух. Выучите.
Работа в парах. Рассказать друг другу. ВЗАИМООЦЕНКА
В этом правиле есть несколько особенностей. Например, слово пильщик. Перед суффиксом появился ь, так как это связано с правилом «Правописание ь в середине слова». Ь пишется после Л
Другая особенность заключается в типе суффикса. Давайте сравним слова стульчик и пильщик. Что обозначает каждое из них? В первом случае слово образовалось от слова стул с помощью суффикса -чик. … А что обозначает слово стульчик. Это маленький стул. А не профессия. Следовательно, перед нами омонимичные суффиксы -чик профессии и уменьшительно-ласкательные.
Вагончик, шкафчик, стаканчик, барабанчик.
Поэтому, работая с правилом, нужно обращать внимание на значение слова.
Слайд10
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Потренируемся в написании. Внимательно прочитаем образец рассуждения стр 153 учебника после правила.
Дети доказывают, какой суффикс нужен и дают лексическое значение слова.
Работа с карточками. Каждому ученику раздается карточка с суффиксами ЧИК – ЩИК.
Бакенщик, смазчик, укладчик, крановщик, приемщик, уборщик, летчик, извозчик, компьютерщик, гонщик, газетчик, автоматчик. КАК образованы ВСЕ СЛОВА? КАКИМ способом? (суффиксальный)
Подведем итоги. САМООЦЕНКА. Сколько раз ошиблись?
Слайд 25
Все слова на экране
Это профессии мужчин, а как будет звучать профессия женщины? Каким будет суффикс?
Бакенщица…
А теперь проверим вашу внимательность. Составьте предложения с любыми из этих слов.
Предложений составили много, но все они на разную тему. Представьте, что вы корреспондент и должны написать статью о строительстве нового дома. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами –чик, -щик вам в этом помогут?
Чтобы построить большой дом, надо проделать огромную работу.
2.БРИГАДА КАМЕНЩИКОВ ВЫКЛАДЫВАЕТ СТЕНЫ.
3.АРМАТУРЩИКИ УКРЕПЛЯЮТ БЕТОННЫЙ ФУНДАМЕНТ.
4.ВСЮ СМЕНУ СВАРЩИКИ СОЕДИНЯЮТ ТРУБЫ, КАРКАСЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.
5. КРОВЕЛЬЩИКИ КРОЮТ КРЫШУ МЕТАЛЛОМ.
6. РЕЗЧИКИ ПО СТЕКЛУ ИЗГОТАВЛИВАЮТ КРАСИВЫЕ СТЕКЛОПАКЕТЫ.
ХОРОШО БУДЕТ ЖИТЬ В НОВОМ ДОМЕ!
ТЕКСТ создали. Отнесли в типографию. Чтобы его напечатать, над ним должен потрудиться корректор.
Слайд 26
Корректорами будете вы. Для этого вы сейчас делитесь на 2 команды и получаете текст, в котором надо исправить ошибки.
ДАТЬ КАРТОЧКИ
Барабанчики яростно колотили в барабаны.
Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
В столовой буфетчик рассчитал меня.
На строительной площадке работали грузщики.
Рабочие передавали сменчикам станки.
Жестянчики работали на глазах всей улицы.
Проверка по слайду 27
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ КОМАНДЫ, ВСЕ ОШИБКИ НАШЛИ?
Домашнее задание (по выбору):
п. 52, правило №33 (ВЫУЧИТЬ) обязательно всем
или упр. 293
или написать сочинение про профессии (В магазине, на вокзале, СВО, в цирке, на заводе)
или составить кроссворд на ЧИК-ЩИК
Рефлексия
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… За урок я…… Итог урока.