умение взаимодействовать в группе; проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, строить речевое высказывание в устной форме
- дидактические средства: учебник, тетради на печатной основе, раздаточный материал (карточки)
Этап урока | Шаг | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Технология |
1.Этап самоопределения к деятельности | 1.1. Психологический настрой | - У нас сегодня необычный урок, добрые, милые гости пришли посмотреть на нашу плодотворную работу. Поздоровайтесь с ними. -Улыбнитесь друг другу и с таким настроением начнём наш урок. Всем удачи! Тихо сели. - Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. | (говорят хором) Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать
Дети показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока | КУУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. | Здоровьесберегающие технологии |
| 1.2.Мотива-ция к учебной деятельности | Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания по русскому языку. Будем работать как всегда активно, старательно и дружно. - У каждого из вас есть солнышко, его лучики вы будете раскрашивать после выполнения каждого задания. Какими цветами: (оранжевым – справились безошибочно, зелёным – были небольшие затруднения, синим – надо ещё раз разобраться в этом задании) | | Личностно-ориентированная технология |
2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | 2.1.Грамматическая разминка | - Начнем с небольшой разминки: - в русском языке звуки бывают гласные и согласные, -слова могут состоять из 1, 2 и более слогов. -сколько в слове звуков , столько и слогов - гласные звуки всегда ударные, -ударными бывают согласные звуки - ударный гласный произносится сильнее - в русском языке ударение падает только на первый слог - ударный слог в слове может быть только один - в слове лучи безударный гласный в 1 слоге | Если высказывание истинное – поднимают руки, ложное – скрещивают | ПУУД: Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определить круг своего не знаю на этом этапе урока. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности. | Здоровьесберегающая технология |
| 2.2. Словарная работа | -Солнышко предлагает вам прочитать слова, написанные на лучиках: К[а]пуста, ст[и]на, г[а]рох , п[и]тух,р[и]сунок. -Что в них необычного? - Какие звуки не обозначены буквами? -Прочитайте еще раз слова. Какое слово лишнее? | - Читают слова фронтально
- Отдельные звуки не обозначены буквами - Не обозначены буквами безударные гласные звуки. - Лишнее слово стена, т.к. все остальные слова – словарные. | Уровневая дифференциация |
| 2.3.Наблюде- ние за несоответствием написания и произно-шения безударных звуков. | - Запишем словарные слова. Вспомним как мы работаем со словарными словами? - Проверяем. [а] / [а] / [и] / [и] / капуста, горох, петух, рисунок - Какие звуки не были обозначены буквами? - Какими буквами обозначен звук а? - Какими буквами обозначен звук и? - Почему безударный гласный звук и буква совпадают не во всех словах? - Назовите в словах гласные звуки, которые обозначены такой же буквой. слайд - . Как узнать какие безударные гласные писать в словарных словах? - Назовите гласные звуки, которые обозначены такими же буквами. Почему у них произношение и написание совпадает? | - Ставим ударение и подчёркиваем безударную гласную. Записывают слова капуста, горох, петух, рисунок.
Проверяют свои работы. - Безударные гласные. - Буквами о, а. - Буквами е, и - Одинаковые безударные гласные звуки могут быть обозначены разными буквами. - Их правописание нужно запомнить или проверить по словарю. - Это ударные гласные буквы. | |
| 2.4. Задание на пробное действие. | - А какое следующее задание я вам предложу? - С какой целью вы будете работать с пробным заданием? - Запишите «лишнее» слов. -Кто смог правильно написать данное слово? - Каким правилом вы воспользовались? - Кто объяснит как проверял безударную гласную? -Какой следующий шаг вы должны будете сделать? . | - Задание на пробное действие. - Для того, чтобы понять, что мы не знаем. - Записывают моря - Мы не можем сказать правильно ли записали данное слово. - Надо изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. - Разобраться в наших затруднениях | РУУД:Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи. | Технология уровневой дифференциации |
3. Этап постановки учебной задачи | 3.1.Выяснения причины затруднения. | -Какое задание вы должны были выполнить? - Какой звук не обозначен буквой? -В чем затруднение? -Почему же возникло затруднение? | - Мы должны были записать слово, в которых не обозначен буквой звук. - Безударный гласный звук. - Не знаем правильно ли подобрали проверочное слово. - Мы не знаем как обозначаются безударные гласные звуки на письме. | ПУУД: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи РУУД: определить план выполнения заданий. Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой само регуляции. | Проблемное обучение |
| 3.2.Постанов-ка цели урока | -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время).- | - Узнать как обозначаются безударные гласные звуки на письме. Вывести алгоритм | Педагогика сотрудничества |
| 3.3.Формули-ровка темы урока. | Сформулируйте тему урока Запись темы на доске. | - Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | 4.1. Составление алгоритма проверки безударной гласной в слове . | -Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю прослушать одну историю: Пришла учиться в школу я. Решила написать как зовут меня, Но вот не знаю а иль о Может из вас поможет кто? На выручку пришла наша Мудрая… (изображение совы) Когда одна, то я сова, А встретятся подружки- Попасть мы сможем в класс, Тогда совы – назовут нас. Поняла я как писать! (изображение козы) Когда нас много-козы, если одна, то я – коза! - Я предлагаю вам исследовать пары слов совы-сова, козы-коза, объяснить как коза поняла какой буквой обозначить безударную гласную в слове и составить алгоритм проверки безударной гласной в слове. -Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю). Учитель организует представление результатов.. _ Сравните ваши алгоритмы с моим. Справились мы с заданием? На доске появляется Алгоритм проверки безударной гласной в слове 1 Поставить в слове ударение. 2 Найти букву безударного гласного звука .3 Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным. 4. Написать слово правильно. 5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. Эталон выделения орфограммы: / _____________ - - В слове совы ударение падает на гласную О, а в слове сова ударение падает на гласную А, О – безударная гласная. Безударный гласный обозначен такой же буквой, как и под ударением. - Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал под ударением. Какая буква стоит под ударением, такая пишется и в безударном слоге. Вывод: Безударный гласный в словах обозначается той же буквой, что и под ударением). | Работа в группах. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости | РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль. ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации | Технология перспективного опережающего обучения с использованием опорных схем |
| 4.2. Определение понятий «проверяе-мое» и «провероч-ное» слова | На доске вывешивается проверочное, проверяемое. - Кто догадается какое слово является проверочным, а какое проверяемым? совы сова, козы коза | - Слово с безударной гласной называется проверяемым, т.к. это «опасное» место а слово с ударной гласной – проверочное слово, потому что под ударением гласный звук произносится так как пишется, оно проверяет какую букву надо писать в опасном месте. | | |
| 4.3.Проверка открытия | -Как проверить свое открытие? -Откройте учебники на странице 93.Проверьте. -Итак, сделайте вывод. -Смогли вы преодолеть затруднения? Если буква гласная Вызвала сомнение – Ты её немедленно Ставь под ударение ФИЗМИНУТКА | - Нужно посмотреть в учебнике. -Учащиеся читают вывод Ивана Ивановича стр. 93. - Мы все открыли правильно. -Да - Читают вслух правило | | |
5.Этап первичного закрепления во внешней речи | 5.1. Выполнение задания, вызвавшего затруднение. | -Какой следующий шаг на уроке? - Вернёмся к нашему «лишнему» слову ст[и]на
- Каким правилом воспользовались? | - Научиться применять новое правило. .- Один ученик у доски с комментированием. Ударение падает на второй слог на гласный звук а, проверочное слово стены, под ударением гласная буква е, значит в слове стена пишем безударную гласную е / / стена- стены Говорят вслух: Если буква гласная Вызвала сомнение – Ты её немедленно Ставь под ударение | РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс, анализировать. ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества. ПУУД: классифицировать объекты: объединять в группы по существенному признаку. Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. КУУД: анализировать и исправлять деформированный текст. Владение монологической и диалогической формами речи. | Личностно-ориентированная технология |
| 5.2.Коллективное выполнение заданий. | Выполняем Упр. 140 с.92 - Какое задание нам предстоит выполнить? 1-й абзац - Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова? - Почему? - Как будем выполнять задание? Далее подбираем проверочные слова устно - Прочитайте проверяемые слова. Что у них общего? Сколько предметов они обозначают? - Прочитайте проверочные слова. Что у них общего? - Назовите способ подбора проверочных слов? на доске много-один - Устно фронтально подбираем проверочные слова: хлеба,сады, стада,, озёра, шаги, тазы. 2-й абзац - Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова? - Почему? - Как будем выполнять задание? Далее подбираем проверочные слова устно Прочитайте проверяемые и проверочные слова. - Назовите способ подбора проверочных слов на доске один- много - Устно подбираем проверочные слова. страна, вода, доска, нора, - Каким правилом пользовались при подборе проверочных слов | Читают задание вслух. - Дописать пары слов. Объяснить правописание безударных гласных (отвечают по алгоритму) - Это проверяемые слова, потому что есть опасное место- безударная гласная. - Воспользуемся алгоритмом 1. Поставим в слове ударение. 2. Найдём безударную гласную. 3. Подберём проверочное слово. 4. Подчеркнём безударную гласную. шкафы-шкаф- устно носы-нос – у доски кроты-крот – комментировано с место поля – поле моря-море дворы-двор
много - Они обозначают один предмет - Если проверяемое слово обозначает много предметов, то проверочное слово обозначает один предмет
хлеб, сад, стадо, озеро, шаг, таз
- Это проверяемые слова, потому что есть опасное место- безударная гласная. - Воспользуемся алгоритмом коза-козы – устно овца-овцы – у доски гроза-грозы – комментировано. с места лиса-лисы гора-горы перо-перья . один- много
страны, воды, доски, норы. Говорят вслух: Если буква гласная Вызвала сомнение – Ты её немедленно Ставь под ударение | КТД |
| 5.2. Выполнение задания в паре. | - Следующее задание выполняем в парах - Как будете выполнять задание?. - Что поможет правильно вставить букву? - Проверяем. Проверка - Оцениваем себя. | Каждая пара получает карточки с заданием. - Вставим букву и соединим слово с соответствующей буквой. - Алгоритм проверки безударной гласной в слове Повторяют шаги алгоритма. | | КТД |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 6.1. Вставляют слово. | Выполним задание по карточке. - Как будем выполнять работу?
- Проверим | Получают карточки и добавляют слова с безударной гласной в предложения. - Прочитаем, вставим слово, выделим орфограмму. На голове у коровы …. Курица снесла …. Ласточка свила …. Стаканы делают из … | РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс, анализировать. ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества. ПУУД: классифицировать объекты: объединять в группы по существенному признаку. Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. КУУД: анализировать и исправлять деформированный текст. Владение монологической и диалогической формами речи. | Тренинговая технология |
7 Этап включения в систему знаний и повторения | | Исправь текст. _Как будем выполнять работу Она жывёт в наре. У неё рыжая шерст, пушыстый хвост, рыжая мордочька. проверка | Выполняют самостоятельно
взаимопроверка | |
8.Этап рефлексии деятельности | | – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? - Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы на нём узнали? Достигли ли мы цели нашего урока? - Покажите солнышки, которые у вас получились на конец урока. - Как бы вы себя оценили. (оранжевый кружок) - Всё понял, могу объяснить товарищу (зелёный кружок) - Многое понял, но мне ещё нужна помощь (синий кружок)- Мне трудно было на уроке Спасибо за урок! | Показывают раскрашенные солнышки | РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии. ЛУУД: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. | Личностно-ориентированная технология |