УМК «Перспектива».
Учебник «Русский язык» 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.
Обучающая: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с правилом обозначения безударного гласного звука буквой, формировать умения определять безударные гласные в слове, находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова; Воспитывающая: воспитывать культуру общения на основе взаимоуважения, прививать интерес к предмету, любовь к природе; Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, речь, мыслительные операции у учащихся, умение оценивать результаты своей деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Создает условия для организации учебной деятельности Организационный этап. - Здравствуйте. Каково ваше настроение? -Все такого мнения? Покажите смайлики. Эти смайлики нам помогут и в конце урока. - А теперь поприветствуем друг друга! Партнеры по плечу дайте пять друг другу и улыбнитесь. -Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. - Итак, начинаем урок. | Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. Отвечают на вопросы. Следят за ответами одноклассников. Показывают смайлики.
| Коммуникативная: Используют общие приёмы решения задач, контролируют и оценивают результат действий, формируют собственное мнение, слушают и учитывают мнение товарищей. Регулятивная: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Создает условия для актуализации и мотивации к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Включает обучающихся в проблемный диалог. Минутка чистописания. - Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. На доске буквы: аоуыэ яёюие - Ребята, обратите внимание на доску и подумайте, что вы можете сказать об этих буквах? - А теперь достаньте свои часы и посмотрите, с кем вы встречаетесь, с кем назначили встречу в 9 часов. Встали, задвинули стулья и найдите пару, дайте пять своему партнёру. - Все нашли себе пару? Кто остался без пары? (Учитель помогает образовать тройку, если 1 остался без пары). Вопрос вы помните? А сейчас в течение 30 секунд ( у каждого будет по 15 секунд) отвечаем на этот вопрос. Начинает тот, у кого длиннее волосы. Определились? Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Теперь говорит другой партнёр. Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Давайте выслушаем некоторых. Азалия, что сказал твой партнёр об этих буквах? А что ты, Игорь, можешь сказать об этих буквах? Спасибо, ребята. - А теперь, поблагодарите друг друга и займите свои места. -Давайте сделаем вывод. - Что общего между буквами? - А чем они отличаются?
- По какому принципу они разбиты на 2 группы?
- Посмотрите, нет ли среди них лишней буквы?
- Запишите эти буквы. - Ребята, обратите внимание на доску и подумайте, какое слово здесь лишнее? [жыраф], [дуп], [лук]. - Всегда ли совпадает написание и звучание слов? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? - Какая орфограмма есть в первом слове? А какое правило знаем чтобы правильно написать слово. - Какая орфограмма есть во втором слове? Найдите проверочное слово? - Что было задано на дом? - А ещё какие правила мы с вами знаем? - Вот мы с вами проверили и домашнее задание. - Запишите слова, подчеркните орфограммы. - Какое время года сейчас? – А сейчас мы с вами будем рисовать, но не красками, а чем мы рисуем на уроках русского языка? – Мы с вами составим синквейн к слову «Зима». - Какая погода на улице? - Снег, дождь, град - скажите одним словом (На доске запись) Сн…г - сн…га, сн…говик. - Ребята, обратите внимание на доску. Буквы потерялись. - Можем ли мы сразу вписать нужные буквы? - Почему? - Какое правило из тех, что мы уже знаем и сегодня применяли подойдет для выполнения этого задания? | Отвечают на вопросы. Следят за ответами одноклассников.
КЛОК БАДДИС - «друзья по часам»
ТАЙМД ПЭА ШЭА( обучающая структура, в которой 2 участника делятся развернутыми ответами в течение определённого количества времени).
Ученики объясняют.
Садятся на свои места. Отвечают на вопросы. Следят за ответами одноклассников. - Все гласные, строчные. - Гласные обозначающие мягкость согласных и гласные обозначающие твёрдость согласных. - Можно их разбить на две группы. - аоуыэ – обозначающие твёрдость согласных звуков. - яёюие - обозначающие мягкость согласных звуков. - Я, ё, е, ю - обозначают 2 звука. - Буква ё. Она всегда находится под ударением. Если есть в словах буква ё То ударение её. Выполняют запись.
- [лук]. Орфограммы нет, написание и звучание слова совпадают. - Нет, не всегда. - Применить правило.
- Жи пиши с буквой и. (Правило) - Парная согласная на конце слова. Орфограмма буква Д. Дуб - дубы. - Повторить правила. Ученики говорят правила. Выполняют запись.
- Зима. Первый день зимы. Словами. Придумывают синквейн.
- Осадки.
- Нет. – Мы не можем ответить на вопрос, не знаем правило. - Такого правила нет. Высказывают предположение. Выполняют пробное действие, сталкиваются с затруднением, фиксируют затруднение словами: «Мы не можем ответить на вопрос, не знаем правило». | Коммуникативная: Анализируют, обобщают Регулятивная: Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Личностные: Фиксируют индивидуальные затруднения в пробном учебном действии. |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Организует выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения на основе наводящих вопросов.
- Как определить гласная или согласная буква пропущена? - А что мы знаем о гласных звуках и буквах? - Как определить ударный и безударный слог? - Что такое ударение? - Чем отличается ударный слог от безударного? - Где ставится знак ударения? | Определяют причину затруднения - те конкретные знания, которых не достает для решения исходной задачи. Отвечают на вопросы. Следят за ответами одноклассников. - Надо слово произнести. Слышим гласный звук, значит пропущена гласная буква. - Гласные звуки в слоге могут быть ударными или безударными. -Надо обозначить в слове ударение. -Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. - Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. - Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. | Коммуникативная: Постановка и формирование проблемы. Регулятивная: Аргументация своего мнения и позиции. Личностные: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
4. Построение проекты выхода из затруднения. |
Организует постановку познавательной цели и темы урока, построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели в процессе коллективного обсуждения. - Что же нужно сделать, чтобы узнать какую букву нужно написать вместо точек?
- Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? - Впишите в слово букву, обозначающую ударный гласный звук. - Произнесите слово с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук? - Каким способом проверить написание буквы в безударном слоге? - А это слово у нас написано на доске? Как они будут называться, если этими словами мы проверяли написание буквы в безударном слоге? - А как назовем слова, которые проверяли? - Какие выводы мы можем сделать, выполнив это задание?
- Что нам далось труднее всего?
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? - Кто догадался, какова тема урока? Давайте составим Алгоритм проверки безударной гласной в слове.
Слайды 3-7 и на на доске. | Выдвигают свои гипотезы, версии, сравнивают, анализируют, ищут выход из затруднения, приходят к выводу.
- Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные. Обучающиеся обозначают ударения в словах, подчеркивают безударные гласные. Отвечают на вопросы. - Легко. Слышится гласный звук [э], значит пишем букву е.
- Трудно. Написание буквы в безударном слоге требует проверки. - Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. - Проверочные. - Проверяемые. 1. Под ударением букву гласного звука можно написать по слуху; 2. В безударном положении написание буквы безударного гласного звука требует проверки; - Правильно написать гласную букву в безударном слоге.
Предлагают свои версии. - Узнать как обозначаются безударные гласные звуки на письме. - «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». Алгоритм проверки безударной гласной в слове. 1. Поставить в слове ударение. 2. Найти букву безударного гласного звука. 3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным. 4. Написать слово правильно. 5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. | Коммуникативная: Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивная: Определяют цели и согласовывают тему урока. Строят алгоритм достижения цели. Личностные: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Физминутка. Структура ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа учеников, поощрения или выражения благодарности. 1.Стряхнули с себя лень и усталость. 2. Потянулись к звездным далям. 3. Спрятались (присели) от бед и опасностей. 4. Улыбнулись друзьям и зимнему солнышку. 5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами 5. Реализация построенного проекта. |
Самостоятельная работа учащихся в парах по заданию, предложенному на карточке (Приложение Карточка 1) Слайд 8 Задание: Обозначьте в словах ударение. Вместо точек поставьте подходящие буквы. Подчеркните гласную букву, обозначающую безударный звук. Организует взаимопроверку выполнения работы. Слайд 9 - Аня тоже выполняла такое задание. Сравните свою и работу Ани. - Почему Аня ошиблась? - Исправьте, если у вас были ошибки. - Кто исправил ошибки? Организует самооценку учащихся уровня знаний и выбор индивидуального маршрута для достижения поставленных задач. Слайд 10 Проверка. | ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ( «одновременный рели тейбл»- в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу). Самостоятельно реализуют построенный проект. Выполняют взаимопроверку по образцу, при необходимости исправляют ошибки.
Анализируют причину ошибок.
- Возможно, Аня не знала, что безударные гласные в слове – это орфограмма. Слова с безударными гласными надо проверять: безударный гласный звук нужно сделать ударным. Высказывают предположение, обосновывают ответ. Проводят самооценку уровня знаний по теме урока, приводят доводы. | Коммуникативная: Строят логическую цепь рассуждений, доказывают Регулятивная: Формируют и аргументируют своё мнение и позиции в коммуникации Личностные: Проявляют познавательную инициативу |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Предлагает обсудить порядок выполнения действий по алгоритму, проговорить во внешней речи друг другу в паре. - Научите друг друга, как нужно действовать по алгоритму: 1 вариант – вы побудьте в роли учеников - будете рассказывать, 2 вариант – учителя. Учителя, вы внимательно слушаете, помогаете, свое несогласие высказывайте вежливо. |
Обсуждают порядок выполнения действий по алгоритму, проговаривают во внешней речи друг другу в паре. Игра: «Учитель-ученик» | Коммуникативная: Выполняют действия по алгоритму Регулятивная: Учитывают разные мнения, достигают договоренности и согласуют общее решение Личностные: Применяют установленные правила в планировании способа решения |
7. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону. |
Организует самостоятельную работу самопроверкой по эталону. - Открыли учебники. Упр. 139. Прочитайте слова. Что вы заметили? - Запишите слова. Поставьте в них ударение. Подчеркните буквы безударных гласных звуков.( На доске слова: Гора, врачи, лиса, леса.) Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха | После выполнения заданий к этому упражнению обучающиеся рассказывают о том, как они действовали. –Мы заметили, что одинаковые безударные гласные звуки могут быть обозначены разными буквами.
«У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!» | Коммуникативная: Выполняют действия по алгоритму. Регулятивная: Используют необходимые критерии для обоснования своего суждения. Личностные: Контролируют и корректируют свои действия. |
Физминутка. ТЭЙК-ОФ-ТАЧДАУН . «Встать – сесть» Учитель называет слово, если в нем есть безударный гласный звук [о] дети встают, если есть безударный гласный звук [а]– сидят. 1) Гроза, моря, ковёр, мосты. 2) Страна, трава, шары, сады. 8. Включение в систему знаний и повторение. |
Вы будете работать индивидуально по вариантам над упражнением 140 на стр. 92 учебника. — Чтобы правильно дописать слова с Аней и Ваней, обратите внимание на подсказку Ивана Ивановича на с. 93. — Как это сообщение поможет вам выполнить задание? Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Ставь под ударение! Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха Волк, конечно интересную игру придумал, но хитрить друзьями и обманывать их не хорошо. |
- Слова с безударными гласными надо проверять: безударный гласный звук нужно сделать ударным, т . е. подобрать такое проверочное слово, (подбираем или родственные слова или меняем форму этого слова) в котором этот гласный слышится отчетливо. Под ударением он произносится так, как пишется.
Взаимопроверка.
Смотрят видеоурок: «Шишкина школа». | Коммуникативная: Самостоятельно создают способы решения проблемы. Регулятивная: Учитывают разные мнения, следуют моральным нормам. Личностные: Контролируют, корректируют, оценивают свои действия. |
9. Рефлексия учебной деятельности |
- А теперь достаньте свои часы и посмотрите, с кем вы встречаетесь, с кем назначили встречу в 3 часа. Встали, задвинули стулья и найдите пару, дайте пять своему партнёру. - Все нашли себе пару? Кто остался без пары? (Учитель помогает образовать тройку, если 1 остался без пары). - А сейчас в течение 30 секунд ( у каждого будет по 15 секунд) отвечаем на вопрос. -Что вы узнали сегодня? Начинает тот, кто выше ростом. Определились? Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Теперь говорит другой партнёр. Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Давайте выслушаем некоторых. Софья, что сказал твой партнёр? А что ты, Альфина, можешь сказать? - Какое открытие мы сегодня сделали? - Для чего нам понадобились эти правила? - Какие виды работ на уроке вам понравились? - Какие задания вы выполняли с неохотой? Спасибо, ребята. Оцените свою работу на уроке. В классе вы видите в 3-х углах прикреплены смайлики. Если вы довольны собой – подойдите к 1 смайлику, если были трудности, вы сомневались на уроке – подойдите ко 2 смайлику, если ничего не поняли, вам было трудно – к 3 смайлику. Домашнее задание. Работа по разноуровневым карточкам. | КЛОК БАДДИС - «друзья по часам»
ТАЙМД ПЭА ШЭА ( обучающая структура, в которой 2 участника делятся развернутыми ответами в течение определённого количества времени).
Рассказывают правило. - Чтобы грамотно писать слова.
КОНЭРС «углы» | Регулятивные: Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: Контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности |