Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные звуки и их обозначение на письме»
Конспект урокаво 2 классе Образовательная программа: «Перспектива» Предмет: русский язык УМК: учебник «Русский язык» 2 класс в 2-х частях, Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Программа «Перспектива» авт. Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова Издательство «Просвещение», Москва, 2012г. Тема: «Безударные гласные звуки и их обозначение на письме»
Методы урока: проблемно-поисковый, иллюстративный, словесно-наглядный. Средства обучения: мультимедиа Оборудование: ПК, медиа проектор. Основные цели: предметные- уметь выделять корень у родственных слов с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; - уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; - иметь представление о единообразном написании слова; - прививать интерес к русскому языку. метапредметные – понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности составлять алгоритм проверки; - развивать речь, путём - совершенствовать навыки составления текстов-доказательств при объяснении выбора проверочных слов; - развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок. личностные- вырабатывать потребность обращения к справочной лингвистической литературе ; - формировать умение работать в коллективе и согласовывать действия.
Задачи урока:
образовательные: научить детей сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, дать представление об особенностях проверочных слов, познакомить со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в слове (изменение формы слова);
развивающие: развивать самостоятельность, память, речь, внимание; расширение кругозора и развитие интереса к предмету; развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного решения поставленных задач.
воспитательные: воспитание положительной мотивации, правильной самооценки, культуры поведения и общения.
Формы работы: индивидуально-коллективная, групповая
Ход урока:
1.Этап самоопределения к деятельности
-Улыбнитесь друг другу. Всем удачи! Тихо сели.
- Покажите смайликом ваше настроение в начале урока.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
1.2.Мотивация к учебной деятельности
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания по русскому языку. Будем работать как всегда активно, старательно и дружно. - У каждого из вас есть солнышко, его лучики вы будете раскрашивать после выполнения каждого задания. Какими цветами: (оранжевым – справились безошибочно, зелёным – были небольшие затруднения, синим – надо ещё раз разобраться в этом задании)
2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности
2.1.Грамматическая разминка
- Начнем с небольшой разминки:
- в русском языке звуки бывают гласные и согласные,
-слова могут состоять из 1, 2 и более слогов.
-сколько в слове звуков , столько и слогов
- гласные звуки всегда ударные,
-ударными бывают согласные звуки
- ударный гласный произносится сильнее
- в русском языке ударение падает только на первый слог
- ударный слог в слове может быть только один
- в слове лучи безударный гласный в 1 слоге
2.2. Словарная работа
-Солнышко предлагает вам прочитать слова, написанные на лучиках:
К[а]пуста, ст[и]на, г[а]рох , п[и]тух,р[и]сунок.
-Что в них необычного?
- Какие звуки не обозначены буквами?
-Прочитайте еще раз слова. Какое слово лишнее?
- Читают слова фронтально
- Отдельные звуки не обозначены буквами
- Не обозначены буквами безударные гласные звуки.
- Лишнее слово стена, т.к. все остальные слова – словарные.
2.3.Наблюдение за несоответствием написания и произношения безударных звуков.
- Запишем словарные слова. Вспомним как мы работаем со словарными словами?
- Проверяем.
[а] / [а] / [и] / [и] /
капуста, горох, петух, рисунок
- Какие звуки не были обозначены буквами?
- Какими буквами обозначен звук а?
- Какими буквами обозначен звук и?
- Почему безударный гласный звук и буква совпадают не во всех словах?
- Назовите в словах гласные звуки, которые обозначены такой же буквой.
- . Как узнать какие безударные гласные писать в словарных словах?
- Назовите гласные звуки, которые обозначены такими же буквами. Почему у них произношение и написание совпадает?
- Ставим ударение и подчёркиваем безударную гласную.
Записывают слова капуста, горох, петух, рисунок.
Проверяют свои работы.
- Безударные гласные.
- Буквами о, а.
- Буквами е, и
- Одинаковые безударные гласные звуки могут быть обозначены разными буквами.
- Их правописание нужно запомнить или проверить по словарю.
- Это ударные гласные буквы.
2.4. Задание на пробное действие.
- А какое следующее задание я вам предложу?
- С какой целью вы будете работать с пробным заданием?
- Запишите «лишнее» слов.
-Кто смог правильно написать данное слово?
- Каким правилом вы воспользовались?
- Кто объяснит как проверял безударную гласную?
-Какой следующий шаг вы должны будете сделать?
- Задание на пробное действие.
- Для того, чтобы понять, что мы не знаем.
- Записывают моря
- Мы не можем сказать правильно ли записали данное слово.
- Надо изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение.
- Разобраться в наших затруднениях
3. Этап постановки учебной задачи
3.1.Выяснения причины затруднения.
-Какое задание вы должны были выполнить?
- Какой звук не обозначен буквой?
-В чем затруднение?
-Почему же возникло затруднение?
- Мы должны были записать слово, в которых не обозначен буквой звук.
- Безударный гласный звук.
- Не знаем правильно ли подобрали проверочное слово.
- Мы не знаем как обозначаются безударные гласные звуки на письме.
Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой само регуляции.
3.2.Постанов-ка цели урока
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время).-
- Узнать как обозначаются безударные гласные звуки на письме. Вывести алгоритм
3.3.Формули-ровка темы урока.
Сформулируйте тему урока
Запись темы на доске.
- Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Составление алгоритма проверки безударной гласной в слове
Пришла учиться в школу я.
Решила написать как зовут меня,
Но вот не знаю а иль о
Может из вас поможет кто? (Коза) (изображение козы)
На выручку пришла наша Мудрая… (изображение совы)
Когда одна, то я сова,
А встретятся подружки-
Попасть мы сможем в класс,
Тогда совы – назовут нас.
Поняла я как писать! (изображение козы)
Когда нас много-козы,
если одна, то я – коза!
- Я предлагаю вам исследовать пары слов совы-сова, козы-коза, объяснить как коза поняла какой буквой обозначить безударную гласную в слове и составить алгоритм проверки безударной гласной в слове.
-Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы?
(Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю).
Учитель организует представление результатов..
_ Сравните ваши алгоритмы с моим. Справились мы с заданием?
На доске появляется Алгоритм проверки безударной гласной в слове
1 Поставить в слове ударение.
2 Найти букву безударного гласного звука
.3 Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.
- В слове совы ударение падает на гласную О, а в слове сова ударение падает на гласную А, О– безударная гласная. Безударный гласный обозначен такой же буквой, как и под ударением.
- Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал под ударением. Какая буква стоит под ударением, такая пишется и в безударном слоге.
Вывод: Безударный гласный в словах обозначается той же буквой, что и под ударением).
Работа в группах.
Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости
4.2. Определение понятий «проверяе-мое» и «провероч-ное» слова
На доске вывешиваетсяпроверочное, проверяемое.
- Кто догадается какое слово является проверочным, а какое проверяемым?
совысова,
козыкоза
- Слово с безударной гласной называется проверяемым, т.к. это «опасное» место а слово с ударной гласной
– проверочное слово, потому что под ударением гласный звук произносится так как пишется, оно проверяет какую букву надо писать в опасном месте.
4.3.Проверка открытия
-Как проверить свое открытие?
-Откройте учебники на странице 93.Проверьте.
-Итак, сделайте вывод.
-Смогли вы преодолеть затруднения?
Если буква гласная
Вызвала сомнение –
Ты её немедленно
Ставь под ударение
ФИЗМИНУТКА
- Нужно посмотреть в учебнике.
-Учащиеся читают вывод Ивана Ивановича стр. 93.
- Мы все открыли правильно.
-Да
- Читают вслух правило
5.Этап первичного закрепления во внешней речи
5.1. Выполнение задания, вызвавшего затруднение.
-Какой следующий шаг на уроке?
- Вернёмся к нашему «лишнему» слову ст[и]на
- Каким правилом воспользовались?
- Научиться применять новое правило.
.- Один ученик у доски с комментированием. Ударение падает на второй слог на гласный звук а, проверочное слово стены, под ударением гласная буква е, значит в слове стена пишем безударную гласную е
стена- стены
Говорят вслух:
Если буква гласная
Вызвала сомнение –
Ты её немедленно
Ставь под ударение
5.2. Коллективное выполнение заданий.
Выполняем
Упр. 140 с.92
- Какое задание нам предстоит выполнить?
1-й абзац
- Прочитайте слова, которые записаны. Это проверяемые или проверочные слова?
- Почему?
- Как будем выполнять задание?
Далее подбираем проверочные слова устно
- Прочитайте проверяемые слова. Что у них общего? Сколько предметов они обозначают?
- Прочитайте проверочные слова. Что у них общего?
- Назовите способ подбора проверочных слов?
на доске много-один
- Устно фронтально подбираем проверочные слова:
хлеба, сады, стада,, озёра, шаги, тазы.
2-й абзац
- Прочитайте слова, которые записаны.. Это проверяемые лил проверочные слова?
- Почему?
- Как будем выполнять задание?
Далее подбираем проверочные слова устно
Прочитайте проверяемые и проверочные слова.
- Назовите способ подбора проверочных слов
на доске один- много
- Устно подбираем проверочные слова.
страна, вода, доска, нора,
- Каким правилом пользовались при подборе проверочных слов
- Дописать пары слов. Объяснить правописание безударных гласных
(отвечают по алгоритму)
- Это проверяемые слова, потому что есть опасное место- безударная гласная.
- Воспользуемся алгоритмом
1. Поставим в слове ударение.
2. Найдём безударную гласную.
3. Подберём проверочное слово.
4. Подчеркнём безударную гласную.
шкафы-шкаф- устно
носы-нос – у доски
кроты-крот – комментировано с место
поля – поле
моря-море
дворы-двор
- Они обозначают один предмет
- Если проверяемое слово обозначает много предметов, то проверочное слово обозначает один предмет
хлеб, сад, стадо, озеро, шаг, таз
- Это проверяемые слова, потому что есть опасное место- безударная гласная.
- Воспользуемся алгоритмом
коза-козы – устно
овца-овцы – у доски
гроза-грозы –
комментировано. с места
лиса-лисы
гора-горы
перо-перья
. один- много
страны, воды, доски, норы.
Говорят вслух:
Если буква гласная
Вызвала сомнение –
Ты её немедленно
Ставь под ударение
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
6.1. Вставляют слово.
Выполним задание по карточке.
- Как будем выполнять работу?
Получают карточки и добавляют слова с безударной гласной в предложения.
На голове у коровы ….
Курица снесла ….
Ласточка свила ….
Стаканы делают из …
7 Этап включения в систему знаний и повторения
Исправь текст._Как будем выполнять работу
Она жывёт в наре.
У неё рыжая шерст,
пушыстый хвост,
рыжая мордочька.
Выполняют самостоятельно взаимопроверка
8.Этап рефлексии деятельности
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с …учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
- Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы на нём узнали? Достигли ли мы цели нашего урока?
- Покажите солнышки, которые у вас получились на конец урока.
- Как бы вы себя оценили (оранжевый кружок) - Всё понял, могу объяснить товарищу
(зелёный кружок) - Многое понял, но мне ещё нужна помощь
(синий кружок)- Мне трудно было на уроке
Показывают раскрашенные солнышки
9.Этап подведение итогов
- Почему написание букв, обозначающих безударные гласные звуки надо проверять?
- Как надо проверять безударные гласные?
- Потому что один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами. 10. Домашнее задание
Подобрать и записать вместе с проверочными словами по 3 слова с безударными гласными а,о,е,и.
Краткое описание документа:
Конспект урока во 2 классе Образовательная программа: «Перспектива» Предмет: русский язык УМК: учебник «Русский язык» 2 класс в 2-х частях, Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Издательство «Просвещение», Москва, 2012г. Тема: «Безударные гласные звуки и их обозначение на письме» Тип урока: 1. по основной дидактической цели: изучение нового материала; 2. По способам проведения и этапам учебного процесса: комбинированный. Методы урока: проблемно-поисковый, иллюстративный, словесно-наглядный. Средства обучения: мультимедиа Оборудование: ПК, медиа проектор. Основные цели: предметные- уметь выделять корень у родственных слов с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; - уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; - иметь представление о единообразном написании слова; - прививать интерес к русскому языку. метапредметные – понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности, уметь самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритм проверки безударных гласных; - развивать речь, путём - совершенствовать навыки составления текстов-доказательств при объяснении выбора проверочных слов; - развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок. личностные- вырабатывать потребность обращения к справочной лингвистической литературе ; - формировать умение работать в коллективе и находить согласованные действия.
Задачи урока:
образовательные: научить детей сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, дать представление об особенностях проверочных слов, познакомить со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в слове (изменение формы слова);осознанно подбирать нужный способ проверки безударного гласного в корне слова; составить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова..
развивающие: развивать самостоятельность, память, речь, внимание; расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно-коммуникативные и проектные технологии; способность к рефлексии; умение анализировать; развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного решения поставленных задач с опорой на ранее изученный материал.
воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, культуры поведения и общения.
Формы работы: индивидуально-коллективная, групповая