kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бессуффиксный способ образования существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний в 5 классе с применением технологий критического мышления, проблемно - диалогической, ИКТ. Учащиеся должны оценивать выразительные возожности морфемики и словообразования и  на этой основе развивать чувство языка. Урок соответствует новым стандартат образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бессуффиксный способ образования существительных»


Бессуффиксный способ образования существительных.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Добрый день! Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел снег, снежинки весело кружатся в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки, затем снежинки покрупнее.

Все снежинки оказались на земле. Они улыбнулись зимнему солнышку, у них веселое предновогоднее настроение. Я рада видеть ваши лица, ваши сияющие глазки, и , думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

А работать нам предстоит много. Обратите внимание на план урока.



II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.



Начнем урок мы с повторения.

  1. Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму. (интерактивная доска). Разговор, предложение, преграда, пригород, растение.

  2. Синтаксический разбор предложения. Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга.

  3. Вспомним, что такое имя существительное.

  4. Аудирование. Выписать имена существительные.


Первый снег преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.


Проверка. – синтаксический разбор.

- задания по орфографии, со словами каких частей речи мы работали? Как они образуются?


III. Постановка проблемного вопроса урока.



Работа с презентацией, см. prezent_rus_5kl_ur83.


Проблемная ситуация провоцирует «разброс мнений» и выход на основной вопрос урока: «Как правильно определить способ образования имени существительного?» Учитель может обратить внимание на лексическое значение слова побелка (действие) и конкретизировать вопрос: как образуются имена существительные, обозначающие действие?



IV. Открытие новых знаний.


1. Работа по вопросам после рубрики «Открываем новые знания».

Важно графически показать все изменения, которые происходят при образовании слова.

побелка

побелить


3. Чтение текста в рамке о нулевых суффиксах и бессуффиксном способе словообразования. (изучающее чтение)

– Что нового из текста вы узнали?

– Назовите ключевые слова урока. (Нулевой суффикс, бессуффиксный способ.)

– Как это понять: «бессуффиксный» способ образования имён существительных? (Суффикса не видно, он нулевой, но слово образовано от другого слова.)


4. Чтение обобщающего материала в рамке о способах образования имён существительных. ( при чтении делаем пометы карандашом, технология критического мышления)


Составление плана и устного связного рассказа о способах словообразования имён существительных. ( на доске способы образования существительных оформляем в виде елочки)


V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.



Упр. 351 – развивается умение находить в тексте слова, образованные бессуффиксным способом.

1) Нахожу имена существительные.

2) Определяю, есть ли значение действия у существительного. Если нет, то суффикс искать не надо.

3) Если есть значение действия, устанавливаю связь с глаголом, ищу суффикс. Если суффикса нет, значит, существительное образовано бессуффиксным способом.

Можно сразу предложить ученикам найти существительные со значением действия или признака (образованные от глаголов или прилагательных), а затем среди них определять, есть в слове суффикс или нет.

В результате такой выборки ученики могут выписать слова: война, ссора, надпись, разрешение, спор, любовь – и подчеркнуть слова, образованные бессуффиксным способом.


Упр. 352 – развивается умение определять слова по их толкованиям и устанавливать приставочный способ образования слов.


Работа в парах. Мы повторили основные способы образования существительных, а теперь попробуйте образовать как можно больше существительных с корнем -снег-

(Время ограничено)


Упр. 353 – развивается умение извлекать информацию из словообразовательных моделей и конструировать слова по моделям.

– Какие способы словообразования здесь представлены? Приведите свои примеры.



VI. Итог урока.



– Прочитайте ключевые слова урока.

Подберите по 1–2 примера на каждый способ словообразования.



VII. Домашнее задание.


Задание по выбору.

  1. Упр. 354.

  2. Выписать из художественного произведения имена существительные, образованные разными способами.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Бессуффиксный способ образования существительных

Автор: Евсеева Наталья Михайловна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока "Способы образования слов" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-sposoby-obrazovaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "205893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430052344"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства