Жамбылская область Шуский район село Оразалы батыра
сш. им. «Ыбырая Алтынсарина»
Учитель русского языка и литературы в казахской школе:
Кудайгулова Салтанат Иманхановна.
9 класс
Литература
Тема :А.М. Горький «Песня о Соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.
Урок – анализ.
Цель:а) вспомнить известные биографические факты,познакомить учащихся с содержанием «Песни» и проанализировать ее, чтобы донести до учеников идейный смысл произведения, раскрыть его высокий пафос, воплощенный в контрастных образах Сокола и Ужа, объяснив при этом, что « Песня»- произведение романтическое.
Б) развивать внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию учащихся
В) воспитывать самостоятельность, волю, нравственные, эстетические установки.
Методы: слово – учителя, беседа, анализ, сравнение, вопрос – ответ, выразительное чтение
Наглядности: иллюстрации к произведению, писателя, выставка книг, таблица для сопоставительной работы, презентация
Задачи урока:
1. «Мозговой штурм»
2. Комментированное чтение и ее анализ по тексту
3. Полиглот
4. Составление кластера
5. Сравнительная характеристика Сокола и Ужа.
6. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие
- Класс разбиваем на 2 команды. Каждая команда выдвигает своего спикера (каждая команда выбирает себе название)
- Ученики выдвигают перед собой задачу урока
- Вопросы учителя
2. «Мозговой штурм»
1. команда (вопросы,задания представляются в виде слайда)
- Когда родился М.Горький (в 1868 г)
- Как назывался первый рассказ М. Горького («Макар Чудра»)
- Назовите автобиографическую трилогию М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»).
- На творчество какого казахского писателя повлияли рассказы М. Горького? (На творчество С. Сейфуллина)
-Что такое романтизм? (направление в искусстве, литературе)
2. команда
- Где родился М.Горький (В Нижнем Новгороде)
- Назовите настоящую фамилию М. Горького (А. Пешков)
- Кто привил Алеше Пешкову любовь к чтению(повар Смурый)
-Что сказал М. Горький о значении книг в своей жизни? («Всем лучшим во мне я обязан книгам»)
- К чему призывал М. Горький молодежь? (овладеть знаниями, ценить жизнь, работать так, чтобы принести как можно больше пользы своему народу)
3. Комментированное чтение «Песни…» и ее анализ
- выразительное чтение
- вопросы по тексту на стр. (учебник 9 класса)
1. команда
- Что случилось с Соколом?
- Почему он упал в ущелье?
- В чем видит Сокол Смысл жизни?
- Подберите в тексте выражение, которым М. Горький характеризует Сокола
- Кого автор подразумевает под образом Сокола?
2. команда
- За что Уж осуждал Сокола?
- В чем проявилась осторожность и трусость Ужа?
- В чем видел смысл жизни Уж?
- Подберите в тексте выражение,которым М.Горький характеризует Ужа.
- Кого автор подразумевает под образом Ужа?
4. этап «Полиглот»
Строки из текста докончить нужным словом и перевести на английский и казахский языки
1. команда
- Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в ….
- Подполз он ближе к разбитой птице,и прошипел он ей прямо в …
- Сквозь серый камень … сочилась
2. команда
- И дрогнул Сокол,и, гордо крикнул, пошел к обрыву, скользя когтями по ….
- И вот взглянул он в ту даль. что вечно ласкает очи мечтой о …
- Безумству храбрых поём мы …
5. Составление кластера «Две формы жизни»
Горение Гниение
6. «Сравнительная характеристика Сокола и Ужа»
Герои «Песни»
Место, где живут они
Речь и действия
Стремление героев
Сокол
Высокое светлое небо
Пал с неба…
Взлететь в небо.
Уж
Темное сырое ущелье
Вполз,лег
Спокойно ползать
7. Рефлексия
Вывод, заключение
1)
- О чем же эта песня – «Песня о Соколе»
- Тема и идея произведения
Идея – … (стремление к свободе, к счастью)
Тема - … (исключительный герой в обстоятельствах. Природа – действующее лицо)
* Что я знаю.
* Что я узнал ?
*Что хочу узнать.
2) итоговое слово учителя об авторе
8. Домашнее задание
- Выучить отрывок из песни
- Написать мини – сочинение на тему: Как я понимаю смысл афоризма «Безумство храбрых – вот мудрость жизни»
9. Оценивание (комментирование)
Спикеры команд оценивают своих участников по пятибалльной системе