Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения
Уваровщинской средней общеобразовательной школы в с.Чутановка
Кирсановского района Тамбовской области
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе (с применением технологии развития критического мышления обучающихся)
«Правописание букв Е-И в корнях с чередованием»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Нина Александровна
с.Чутановка
2014
Цели урока
образовательные:
Повторить изученное ранее по теме «Правописание корней с чередованием», углубить знания, совершенствовать умение применять орфографическое правило;
познакомить обучающихся с правилом написания букв Е и И в корнях с чередованием, сообщить о способах действия при выборе условий написания орфограммы № 24;
с целью создания условий для формирования информационной компетенции средствами предмета научить ребят воспринимать учебную информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
развивающие:
формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности, выработку индивидуального стиля обучения;
в целях приобретения коммуникативной компетенции развивать грамотную и образную речь, а также самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; умение сравнивать, предложенные языковые единицы, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки, выводы, составлять целое из отдельных частей и оформлять ее в кластер;
развивать внимание, память, логическое мышление;
активизировать познавательную деятельности учащихся;
воспитывающие:
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение;
с целью развития общекультурной компетенции воспитывать у учащихся умение работать в парах, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, проявлять уважение к мнению другого.
Задачи урока.
Постараться максимально приблизить обучающихся к процессу самостоятельного получения новой информации по теме «Правописание букв Е-И в корнях с чередованием».
Тип урока: Вводный (изучение нового материала).
Оборудование урока: учебник русского языка для 5 класса под. ред. Т.А. Ладыженской; ноутбук, мультимедийная презентация по теме урока, карточки с заданием, листочки для записи на последнем этапе рефлексии, музыкальный файл «Песенка крошки Енота» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).
Приемы: индивидуальная работа обучающихся на уроке, работа в парах, использование приемов «Доброе слово», "Таблица ЗХУ", синквейн, составление кластера.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровая.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Оргмомент.
1.Приветствие.
2. Этап эмоциональной подготовки на уроке.
Прием «Доброе слово». (Ученики с добрыми словами передают друг другу предмет, вызывающий улыбку (игрушку) или просто говорят, улыбаясь, друг другу добрые слова..
II. Стадия вызова
Учитель. А теперь с хорошим настроением примемся за работу.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Для темы урока я прошу вас оставить строчку.
Скажите, вы – гостеприимные люди?
Сейчас мы это проверим. К нам в гости пришел герой русской народной сказки Емеля. Давайте его поприветствуем. (Сл. №2)
Ученики приветствуют Емелю, говорят ему приятные слова.
Актуализация опорных знаний. Проверка усвоения материала предыдущих уроков.
Но Емеля пришел к нам не просто так. У него проблема. Царевна Несмеяна дала ему карточку с заданием, а он сам не может вставить на месте пропусков нужные буквы. Давайте ему поможем. Вот его невыполненная работа. (Открывается таблица, заранее приготовленная на закрытой части доски). Детям раздаются карточки с заданием, желающие выходят к доске (остальные работают в тетрадях), вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы.
(Сл. № 4) Чередующиеся безударные гласные о и а в корнях слов
Корни | Буквы |
о | а |
(-лож-) (-раст-) | | |
С л о в а д л я с п р а в о к: сл..жение, выр..стили, прил..гать (усилия), подр..сли, прор..сти, ул..жить, вр..сли, изл..гать, р..сточек, выр..щенный, отр..сль, сл..гать, разб…рать.
Учитель.
– Какое слово вы никуда не написали?
Ученики смогли объяснить написание всех слов, кроме слова разбирать. Они не знают, какую букву писать после б: и или е.
Учитель. Нам попалось слово разбирать, которое связано с правилом русской орфографии и которого мы еще не знаем «Правописание букв И, Е после в корнях с чередованием». Это и будет темой нашего урока (запись в тетрадях).
Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ". (Сл. № 5)
Учитель.
-Как вы думаете, какие цели нам нужно поставить перед собой на сегодняшнем уроке? В этом вам поможет таблица «кластер».
- Вспомните все, что вы знали раньше о правописании корней с чередованием и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…».
- Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(Одна-две пары зачитывают информацию, которая затем записывается на доске). Последняя колонка заполняется в конце урока.
Я знал про корни с чередованием?
Что хочу узнать?
Узнал новое





1. Корни с чередованием:
(-лож-)
(-раст-)
2. Есть слова- исключения
2. При их проверке нельзя применять правило правописания безударной гласной.
1.Какие еще бывают корни с чередованием и как они пишутся?
2. Есть ли исключения?
3. Что общего в написании корней с гласными О-А и Е-И?
Ученики самостоятельно формулируют цель урока.
- На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с правилом написания букв Е и И в корнях с чередованием и способах действия при обозначении орфограммы № 24.
III. Стадия осмысления.
Учитель. Ребята, к словам с той же самой орфограммой относятся слова: убирать – уберу; натирать – натёр; запереть – запирать; вытереть – вытирать. (Сл. № 6)
Взгляните на все эти слова и попробуйте объяснить, когда пишется Е, а когда И?
Ответы учащихся.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, кто же из вас оказался прав. Это мы сможем установить с помощью учебника.
(Наблюдения над материалами учебника, с. 256. Знакомство с орфограммой № 24 на с. 257, составление по материалу учебника опорного конспекта).
Обращаем внимание на то, что прежде нужно определить, в какой части слова находится изучаемая орфограмма, какая гласная стоит после корня, а потом уже делать выводы, какую букву следует писать.
Учитель.
– Можно ли написание е – и в корнях проверять ударением?
- Нельзя.
Работа в группах: составление кластера.
Ученики, поработав в группах, строят свои предположения и знакомят класс с полученными конспектами. Учитель всё записывает на доске, а учащиеся в тетради или справочном материале.
Полученный кластер.










Гласные в корнях с чередованием









Первый этап рефлексии
1.Комментированное письмо. (Сл. №7) Записать предложения, выделить орфограмму № 24.
П о с л о в и ц ы. 1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки собирает. 2. Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. 3. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. 4. Скупой запирает крепко, а потчует редко. 5. Язык без ног, но далеко пробирается.
З а г а д к и. 1. Весной цвету, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не умираю. (Сосна.) 2. По воде идет, крыльями упирается, водой умывается. (Лодка.)
ФИЗМИНУТКА - музыкальная пауза «Поделись улыбкою своей!» (Сл. № 8)
Вслед за учителем, стоя под музыку, инсценируем «Песенку крошки Енота» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского). Заодно поможем Емеле рассмешить Царевну- Несмеяну:
От улыбки хмурый день светлей,
(улыбаемся друг другу)
От улыбки в небе радуга проснется...
(рисуем руками форму радуги и трем глаза)
Поделись улыбкою своей,
(улыбаемся друг другу)
И она к тебе не раз еще вернется.
(беремся за руки)
Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
(делаем танцевальные движения)
И кузнечик запиликает на скрипке...
(изображаем пиликание на скрипке)
С голубого ручейка
(изображаем руками движение волн ручейка и реки)
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки!
(Улыбаемся друг другу и хлопаем в ладоши)
А сейчас мы проверим вашу внимательность и то, как вы запомнили сегодняшнее правило. (Сл. № 9)
Проверяемые гласные в корнях слов | Непроверяемые гласные в корнях слов | Чередующиеся гласные в корнях слов |
Подрастали, диван, внимание, предложение, облачко, расстелить, полагаться, запереть, отрасль, росток, вокзал, шипеть, растение, взращивать, цыпленок.
–Какое слово не вписали в таблицу? Почему?
1. Герасим вбежал в каморку и заперся. (И. Тургенев.) 2. Дорога забирала в горы. (А. Гайдар.) 3. Палящая жара простиралась над степью. (К. Паустовский.) 4. Толкнули Жилина в сарай и заперли дверь. (Л. Толстой.)
В конце данной части урока учитель еще раз предлагает вспомнить, о чем говорилось на уроке. Повторение правила по кластеру
Второй этап рефлексии (размышления).
После ознакомления с правилом и заданиями упражнений обучающиеся должны заполнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера, чтобы информация отложилась.
Работа обучающихся в парах. (Сл. № 10) (Ученики обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы, записанные на слайде).
Вопросы:
Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо?
Что оказалось новым?
Что вызвало сомнения? Почему? Докажите свою точку зрения.
Составление кластера: заполняется последняя колонка таблицы. (Сл. № 5)
Я знал…
Что хочу узнать?
Узнал новое





!
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Сл. № 11)
Параграф 113, повт. п. 84 - 85.Упражнение 654. Комментируем задание. Синквейн «Корни с чередованием» (по желанию).
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок, определение достижения поставленной цели.
Ребята, вспомните, кто к нам приходил в гости в начале урока?
Сможем ли мы теперь до конца помочь Емеле? Расскажите ему правило, которым необходимо пользоваться при написании букв Е-И в корнях с чередованием.
VII. Рефлексия: (Сл. № 12)
Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..
Теперь я знаю, что ……
Особенно интересно было….
Я сегодня уйду с урока с … настроением.
Список использованной литературы
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2012.
Использованные дополнительные материалы
В. Шаинский, сл. М.Пляцковского. «Песенка крошки Енота».