kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по русскому языку для подготовки к муниципальному туру олимпиады

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе»

Ф.И.О Авдулова Валентина Петровна

Место работы: МКОУ «Буравцовская СОШ»

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

1.Среди данных примеров найдите слова, в которых есть звук [ы]

В интервью, акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат, искусство, жирный

Ответ: в интервью, акация, живописный, циферблат, жирный

Оценивание: За каждое правильно названное слово – по 1 баллу.

Максимально за задание – 5 баллов.



2.Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите слово в качестве примера.

Ответ: В: чувствовать Г: петербургский Д: сердце Й: пожалуйста Л: солнце Т: лестница Ю: следующий

Оценивание: по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву, по 0,5 балла за соответствующий пример; дополнительный балл за интересный пример на другую букву. Максимально за задание - 8 баллов

3.Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

Ответ: Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек. Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством). Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства). Толмачев (толмач - переводчик, толкователь). Ростовщиков (ростовщик- человек, дающий деньги в рост, в долг под процент)

Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий). Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).

Оценивание: 1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека; по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.

Максимально за задание - 7 баллов



4.Определите, какими частями речи являются выделенные слова в приведенных ниже предложениях.

1. Он тебе и копейки не даст.

2. А, попался! – воскликнул он.

3. Друг уехал, я ж остался. 4. Я уже год живу у родителей. Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.

Ответ: 1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог. 2. Могут быть и другими частями речи: И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!); А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?); Же – частица (Я же тебе говорил); У – междометие (У, безобразники!).

Оценивание: 1. За определение части речи – по 0,5 балла за слово (всего до 2 баллов). 2. За указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи. За примеры – по 0,5 балла. Максимально за задание - 5 баллов

5.Какие из названий знаков препинания имеют иноязычное происхождение? Объясните своё решение.

Ответ: Иноязычными являются названия дефис и тире. Слово дефис имеет звук [ф], которого не было в исконно русских словах. У слова тире есть несколько признаков нерусского происхождения: 1) на месте буквы е после твердого согласного произносится ударное [э]; 2) слово не изменяется (поставить тире (вин. п.), ошибиться в постановке тире (род. п.), найти объяснение тире (дат. п.) и т.п.). Для справки: дефис — из нем. divis (от лат. divisio – раздельно) и тире – из французского tiret.

Оценивание: 1) за каждое иноязычное название – по 1 баллу; 2) за объяснение про звук [ф] – 1 балл; 3) за каждый из двух признаков иноязычного происхождения слова тире – по 1 баллу. Максимально за задание - 5 баллов



6.Известно, что в каждой из следующих пар оба слова происходят из одного и того же корня, восходящего к греческому языку: ипподром — гипподром, василёк — базилик, рифма — ритм, кентавр — Центавр, игемон — гегемон. Проанализируйте данные пары слов и, основываясь на этих данных, найдите в современном русском языке существительные, которые соответствуют следующим устаревшим словам: вивлиофика; иакинф; Омир; ифика.

Ответ: Библиотека; гиацинт; Гомер; этика.

Оценивание: 1 балл за слово. Максимально за задание: 4 балла



7.В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.

Ответ: Слово тень – единственное существительное женского рода 3 склонения, от которого образуется уменьшительное существительное мужского рода (тень – тенёк), точно так же, как у существительных мужского рода 2 склонения (день – денёк, пень – пенёк). Обычно в русском языке уменьшительное наименование сохраняет род производящего слова (мышь – мышка). Вероятно, раньше слово тень было словом мужского рода, и слово тенёк было образовано от него по правилам, с сохранением рода.

Оценивание: 1) за указание на образование уменьшительного существительного тенёк – 3 балла; 2) за указание аналогий со словами мужского рода 2 склонения (день – денёк, пень – пенёк или др.) – 1 балл; 3) за указание на правило сохранения рода производящего слова – 1 балл, за пример – 1 балл. Максимально за задание - 6 баллов

8. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык: 
glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься? 
Ответ: Не прижиматься – nesiglausti, беречься-saugotis.
Глаголы не прижиматься и беречься – возвратные, значит надо выяснить, как образуются возврат-ные глаголы в литовском языке. Сравнивая формы rodytis- nesirodyti, можно понять, что возврат-ность выражается с помощью показателя –s, присоединяемого к положительной форме глагола, или при помощи показателя –si, вставляемого между отрицательной приставкой и корнем. Такие показатели могут «гулять» по слову и ставиться то перед корнем, то после него. Это мы и видим в приведённых глаголах. Осталось построить требуемые формы: не прижиматься = ne + возвратность si + корень glausti = nesiglausti, беречься – saugoti + возвратность is = saugotis
Оценивание: За каждое слово по 1 баллу, за аргументированность ответа – 3 балла. Максимально за задание - 6 баллов

9.Какое правило «нарушил» Н.В. Гоголь в построении предложений с однородными членами? С какой целью это сделано?

1. Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.

2. Агафья Федосеева носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветочками.

Ответ: 1. Н.В. Гоголь прибегает к сознательному нарушению правила построения предложений с однородными членами – соединению в качестве однородных членов неоднородных понятий. Сочетание слов большой добряк выражает постоянную качественную характеристику лица, а сочетание сам вышивал иногда по тюлю – действие, не являющееся постоянным признаком человека. Вместе с тем союзное сочетание и даже оформляет вторую часть предложения как своеобразное добавление, примечание, свидетельствующее о высокой степени признака, выраженного в предыдущей части, то есть действие «сам вышивал иногда по тюлю» воспринимается как высокая степень проявления большой доброты. Во втором предложении нарушение связано с тем, что все однородные члены зависят от глагола «носила», а выражение три бородавки на носу логически противоречит ему. При таком построении однородного ряда три бородавки на носу воспринимаются как предмет дамского туалета, который Агафья Федосеевна носила на голове наряду с капотом и чепцом. 2. Подобные «ошибки» используются как специальный стилистический прием с целью создания комического эффекта.

Оценивание: 1. За указание на сознательное нарушение правила построения предложений с однородными членами – соединения в качестве однородных членов неоднородных понятий – 2 балла. 2. За описание логических несоответствий в каждом из предложений – от 0 до 2 баллов за каждое предложение (в зависимости от полноты ответа). 3. За указание на специальный стилистический прием, использованный с целью создания комического эффекта, – 2 балла.

Максимально за задание - 8 баллов

10. Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду: 
- «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
- «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
- «Пойдут чаи, кофеи…»
- «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры

Ответ: Слова кофей, кофий и т.п. были мужского рода. Слово кофе тесно связано с этими устаревшими формами. К концу 19 века они стали просторечными. А сохранившаяся форма слова КОФЕ (мужской род) вошла в наш нормированный литературный язык. 

Оценивание: За правильное объяснение и комментарий – 2 балла, за определение рода – 1 балл. Максимально за задание - 3 балла

11. Творческое задание. Напишите сочинение на тему «Русский язык – наше национальное достояние» При желании Вы можете придать работе черты определенного жанра. (Рекомендуемый объем – 1 – 2 страницы.)

Максимально за творческое задание – 20 баллов

Максимально за всю работу - 77 баллов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Автор: Авдулова Валентина Петровна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 342972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку 7-8 классы "
    ["seo_title"] => string(71) "zadaniia-dlia-shkol-nogho-etapa-olimpiady-po-russkomu-iazyku-7-8-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "220161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434534591"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "материалы для школьного этапа олимпиады по русскому языку для 8-11 классов с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "matierialy_dlia_shkol_nogho_etapa_olimpiady_po_russkomu_iazyku_dlia_8_11_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "352303"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477424942"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "материалы для школьного этапа олимпиады по русскому языку для 8-11 классов с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "matierialy_dlia_shkol_nogho_etapa_olimpiady_po_russkomu_iazyku_dlia_8_11_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "352304"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477424942"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Олимпиада по русскому языку (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(38) "olimpiada_po_russkomu_iazyku_3_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "643147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1703420949"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Школьный этап олимпиады по русскому языку 5 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "shkolnyi_etap_olimpiady_po_russkomu_iazyku_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "535199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578682684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства