Просмотр содержимого документа
«Школьный этап олимпиады по русскому языку 5 класс»
Школьный этап олимпиады по русскому языку 5 класс
ФОНЕТИКА
1)Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке: А)серебристый,серебро,серебряный Б)серебро,серебряный,серебристый В) серебряный, серебро, серебристый
8) Прочитайте словарные статьи из "Краткого этимологического словаря русского языка" Н.М. Шанского.
Калач.Общеславянское. Образовано с помощью суффикса -ачь от коло - "колесо". Современное произношение и написание с а появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме. Название хлеба дано по внешнему признаку (хлеб крууглой формы).
Ошеломить. Собственно русское. Образовано суффиксально-префиксальным способом от шелом - "шлем". Первоначально - "сбить шлем".
Какой корень у слов калач и ошеломить в современном русском языке? Почему?
ГРАММАТИКА
9) Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.
10) Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий:
8. Корни этих слов -калач - и -ошелом - в современном русском языке. В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова они толкуются так: калач - пшеничный хлеб в форме замка с дужкой; ошеломить - внезапно удивить, крайне озадачить. Слово коло давно нет в нашем языке, а шлем остался как историзм.
9. Слово Иванов - фамилия. Если она употреблена в Творительном падеже, то получается, что некий человек по фамилии Иванов доставил заказ. Если употреблена в Дательном падеже, то получается, что заказ был доставлен семье с такой фамилией.
10. дояр, переписчик на пишущей машинке, маникюрщик, медбрат.
Разбалловка всего 27 баллов)
Задание №1 - 1 балл за верный ответ.
Задание№2 - всего 2 балла, по 1 баллу за верный ответ из каждой группы.
Задание №3 - всего 4 балла (за каждый верно указанный вариант по 1 баллу).
Задание №4 - всего 4 балла( за каждый верно указанный вариант по 1 баллу).
Задание №5 - всего 2,5 балла( за каждый верно подобранный глагол по 0,5 балла)
Задание №6 - всего 1,5 балла (за каждое словосочетание по 0,5 балла)
Задание №7 - всего 1 балл(за верное слово)
Задание№8 - всего 6 баллов: - 2 балла за верно указанный корень в слове калач.
- 2 балла за верно указанный корень в слове ошеломить
- 2 балла за развернутый ответ на вопрос
Задание№9 - всего 3 балла:
- если ученик дал полный ответ на вопрос, доказал несколько вариантов значения данного предложения - 3 балла ;
- если ученик дал неполный ответ, выдвинул только один вариант ответа, но пояснил -1,5 балла;
- если ученик дал ответ, но не пояснил - 0,5 баллов.
Задание №10 - всего 2 балла( за каждый верный ответ по 0,5 балла)
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}