Тесты для итогового повторения для учащихся 6 класса.
Настоящий сборник составлен на основе действующих программ. Система тестовых заданий позволяет проконтролировать теоретические знания основ фонетики, графики и орфографии, лексики и фразеологии.Материал отобран в соответствии с лексико- грамматическим минимумом, требуемым программолй и государственным стандартом образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. В высказываниях раскрывается лексическое значение слова ударник:
1) часть затвора стрелкового оружия или орудия; 2) имя существительное мужского рода в единственном числе, именительном падеже; 3) музыкант, играющий на ударных инструментах.
2. Однозначным является слово:
1) земля; 2) тираж; 3) гребень.
3. Многозначным является слово:
1) ножка; 2) футболист; 3) рояль.
4. Слово чистое в предложении В чистом поле серебрится снег волнистый и рябой имеет значение:
1) освобожденное от грязи; 2) честное, правильное; 3) открытое.
5. Слово великий может сочетаться со словом:
1) город; 2) ученый; 3) стол.
6. Слово глубокий (-ая, -ое) употреблено в прямом значении в словосочетании:
1) мощная армия – слабая армия; 2) большое чувство – слабое чувство; 3) тучный человек – полный человек.
12. Слово пустой является антонимом к выделенному в словосочетании слову:
1) полный ответ; 2) полный человек; 3) полный чайник.
13. Выделенные в словосочетаниях русая коса – песчаная коса слова являются:
1) омонимами; 2) синонимами; 3) антонимами.
14. Выделенные в словосочетаниях медленный темп – быстрый темп слова являются:
1) омонимами; 2) синонимами; 3) антонимами.
Тест № 2
Обведите номера правильных ответов.
1. В высказываниях раскрывается лексическое значение слова молодой:
1) имя прилагательное в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; 2) юный, небольшой по возрасту; 3) недавно начавший расти, существовать.
2. Однозначным является слово:
1) ретивый; 2) жестокий; 3) серебряный.
3. Многозначными являются слова:
1) бесчеловечный; 2) железный; 3) хмурый.
4. Слово чистая в словосочетании чистая посуда имеет значение:
1) тщательная, аккуратная; 2) без примесей; 3) освобожденная от грязи.
5. Слово смелый может сочетаться со словом:
1) наездник; 2) поступок; 3) сон.
6. Слово холодный употреблено в прямом значении в словосочетании:
Задание. Определите тип антонимов в выделенных словах в следующих предложениях.
1
контекстуальные
2
общеязыковые
1) Душой дитя – судьбой монах. (М.Лермонтов) 2) Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин) 3) Под «таранным» стилем я понимаю ловлю шайбы на корпус не только защитниками, но и форвардами. (Из газеты) 4) Все было интересно, все важное необходимо, даже неинтересное было интересным, потому что требовало активного к себе отношения. (Ю.Герман) 5) Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский) 6) Тогда она принялась стучать то кротко, то властно, пока настороженный Машин голос не спросил из-за двери. (Л.Леонов) 7) Скорбеть надо, а не радоваться. (А.Чехов) 8) Несмотря на родство, между ними стояли равнодушие и рознь. (Л.Леонов) 9) И сразу взамен невезенья в любви проявилось насмешливое к нему благоволение удачи. (Л.Леонов) 10) Горе старит, а радость молодит. (Пословица) 11) На чужбине и калач не в радость, а на родине и чужой хлеб в сладость. (Пословица) 12) Светлые и темные воспоминания одинаково его терзали. (И.Тургенев) 13) На своей стороне мило, на чужой постыло. (Пословица) 14) Ну что ж ты, ненаглядный и бессовестный мой! И сам не приходишь, и к себе не берешь? (Л.Леонов) 15) Бызин хмурился и прятал глаза, а Семен Митрофанович улыбался. (Б.Васильев) 16) И там кончился один мир и начался другой. (В.Инбер) 17) Ольга Ивановна вспомнила свою жизнь с ним, от начала до конца, со всеми подробностями. (А.Чехов) 18) Лаяли собаки, и слышалась, то появляясь, то исчезая, песня. (М.Горький) 19) А ранним утром стало ясно, Что сомневался я не зря, Что верил все-таки напрасно Теплу в средине декабря. (В.Кузнецов) 20) Не знали, казнить ли смельчаков, миловать ли. (В.Горбачев) 21) Целый луг в узор врисуют. Там закат, а тут – рассвет. (С.Кирсанов) 22) А дом все тот же. И в жару, и в стужу, Не то что нам – Ему износу нет. (К.Симонов) 23) От Ивана до Фомы, Мертвые ль, живые, Все мы вместе – это мы Тот народ, Россия. (А.Твардовский) 24) Дела идут не так уж худо – И друг, и недруг признают. (А.Твардовский) 25) Мы что сами даем, то помним, а что берем, того не помним. (А.Чехов)
Задание. К какому типу относятся синонимы в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова
1
общеязыковые
2
контекстуальные
1) Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом, правда была бы открыта очень скоро. 2) Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. 3) – Клянусь вам, вы не пожалеете и не раскаетесь, – сказал Саша с увлечением. – Поедете, будете учиться, и там пусть вас носит судьба. 4) О, если б поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным. 5) Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад, и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. 6) – Мама, мама, – повторяла она, – родная моя, если б ты знала, что со мной делается. Прошу тебя, умоляю, позволь мне уехать. Умоляю. 7) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое, или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне? 8) Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. 9) – Не могу... – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь. 10) Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит, и неизвестно, когда он уйдет. 11) Он видел, как в ворота вошел нищий и на него напали собаки, потом, час спустя, слышал игру на рояле, и звуки доносились слабые, неясные. 12) На лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство. 13) – Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не спишь, все думаешь, как бы лучше, – и что же? С одной стороны, публика невежественная, дикая. Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость. С другой стороны, взгляните на погоду. Почти каждый вечер дождь. 14) Я каждый раз видел, как эта дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду. 15) – Вы не можете даже представить себе, как много вы сделали для меня, мой хороший Саша! В сущности, для меня вы теперь самый близкий, самый родной человек. 16) Она много читала, не писала в письмах ъ, называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома. 17) Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего. 18) ...он (Саша) и постарел, и похудел, и все покашливал. И почему-то показался он Наде серым, провинциальным. 19) – А вот и отец идет! – обрадовался Андрей Андреич и замахал шляпой. – Люблю я своего батьку, право, – сказал он, расплачиваясь с извозчиком, – славный старик, добрый старик. 20) – Голубчик мой! – зарыдала Оленька, – Ванечка мой миленький, голубчик мой! На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?..
Задание. Какие из выделенных слов в стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» по происхождению относятся к старославянским, а какие – к исконно русским? Охарактеризуйте стилистическую роль старославянских слов.
1
старославянское
2
исконно русское
(1) Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный (2) храм, Сижу ль меж (3) юношей безумных, Я (4) предаюсь моим мечтам. Я (5) говорю: промчатся (6) годы, И сколько (7) здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок (8) час. Гляжу ль на дуб (9) уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. (10) Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне (11) время (12) тлеть, тебе (13) цвести. День (14) каждый, каждую (15) годину Привык я думой (16) провождать, (17) Грядущей (18) смерти годовщину Меж их (19) стараясь (20) угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в (21) волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый (22) прах? И хоть бесчувственному телу (23) Равно повсюду истлевать, Но ближе к (24) милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет (25) жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
Задание. Определите разновидность следующих устаревших слов.