A) одной и той же части речи с противоположным значением
B) одной и той же части речи, которая обозначает одно и то же
C) одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению
D) которые имеют переносное значение
E) имеющие несколько лексических значений
2. Укажите антонимы
A) Мужчина - женщина
B) Толстый - полный
C) Жестокий - свирепый
D) Щедрый - скупой
E) Подражать - копировать
3. Какие слова называются синонимами?
А)близкие по звучанию и написанию, но разные по значению
В)слова, противоположные по значению
С)обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи
Д)одинаковые по написанию
Е)имеющие несколько лексических значений
4. Укажи ряд, где есть слова-синонимы
A) Скучный, тоскливый
B) Богатый, бедный
C) Хороший, плохой
D) Много, мало
E) Горек, сладок
5. Укажите, в каком варианте синонимы являются существительными
A) Кричать, орать
B) Хорошо, отлично
C) Смелый, бесстрашный
D) Ученик, школьник
E) Под, над
6. Укажите, в каком варианте синонимы являются прилагательными
A) Жара – зной
B) Жаркий – знойный
C) Холод – мороз
D) Начальник – шеф
E) Север – юг 7. В разделе «Фонетика» изучается …
A) словосочетание и предложение
B) состав слова
C) правила, определяющие написание слов
D) словарный состав языка
E) звуки речи
8. Какие гласные буквы обозначают два звука?
A) е, и, ё, ы
B) я, у, ю, о
C) е, ё, ю, я
D) и, ы, е, ё
E) а, о, ю, я
9. В каком слове больше звуков, чем букв?
A) Ёлка
B) Стол
C) Лежит
D) Борьба
E) Чужой
10. Замена одного звука другим при образовании и изменении слов называется …
A) чередованием
B) ударным слогом
C) оглушением
D) озвончением
E) безударным слогом
11. Укажите ряд слов, где происходит чередование
A) Книга, книгу
B) Дорога, дорожка
C) Кошка, о кошке
D) Сказать, рассказать
E) Обидеть, обидел 12. Слог, на который падает ударение, называется …
A) оглушением
B) озвончением
C) ударным слогом
D) безударным слогом
E) чередованием
13.Найдите словосочетание, которое имеет переносное значение:
A) Золотое кольцо
B) Золотые часы
C) Золотой браслет
D) Золотые серьги
E) Золотой характер 14. Окончание – это.
A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.
B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.
D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
E) Главная часть основы. 15. Часть слова без окончания.
A) Корень.
B) Суффикс.
C) Приставка.
D) Основа.
E) Окончание. 16. Укажите слово с нулевым окончанием.
A) Школа.
B) Школьный.
C) Пришкольный.
D) Школьники.
E) Школьник.
17. Корень слова – это.
A) Главная часть основы, общая для родственных слов.
B) Часть слова без основы.
C) Изменяемая часть слова.
D) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
E) Часть слова, которая служит для образования новых слов. 18. Формы слова различаются
A) Окончанием.
B) Основой.
C) Суффиксом.
D) Корнем.
E) Приставкой. 19. Укажите слово, которое образовано при помощи суффикса.
A) Записка.
B) Школьник.
C) Прочитать.
D) Подоконник.
E) Поездка. 20. Найдите слово, соответствующее схеме: приставка – корень – суффикс – окончание.
A) Поездка.
B) Площадка.
C) Сельский.
D) Читатель.
E) Строитель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве.
Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку.
Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо.
Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда.
Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду.
Примерный план:
1. Находка.
2. Как быть с ней?
3. В чужое гнездо.
4. Приемные родители.
Опорные слова: обидит, не забывает.
День птиц.
(Н.Сладков)
В начале апреля ребята встречали птиц. Веселой гурьбой пришли школьники в парк.
В руках многих ребят скворечники. Это очень уютные квартиры. Окно служит и дверью.
Хороши и синички. Удобно будет в новом домике семье синиц. Парк украшен флажками и лозунгами. На плакатах написано, что ребята берут птиц под охрану.
На высоком клене сидит скворец. Он весело объявляет птицам о празднике.
План:
1. Как ребята встречали птиц?
2. Какие домики они приготовили?
3. Как украшен парк?
4. Чему рада скорец?
Слова для справок: в начале, плакат, берут.
Лесное хозяйство.
(Журнал «Юный натуралист»)
Вокруг деревни растут сосны и кедры. Весной школьники собрали много семян для лесхоза.
Есть у ребят и свое хозяйство. Это питомник и молодой лес. В питомнике юные лесники сеют кедры.
Уже на многих гектарах высадили ребята растения из питомника. Трава в лесу высокая, густая. Полоть ее трудно.
Но лесники успешно справляются с прополкой. Весело тянутся к солнцу кедровые ростки.
План:
1. Семена для лесхоза.
2. Лесное хозяйство для школьников.
3. Посадка леса.
4. Молодые ростки кедра.
Орфография: проверяемые безударные гласные в корне; непризносимая согласная; слова из «Словарика» (деревья, растения).
Слова для справок: питомник, справляются.
Печальный случай.
(И. Недоле.)
Весной на берегу своя жизнь. Водяная крыса чистит шубку. Ужи греются на песке. Утки ищут пищу. В кустах поют соловьи.
Но вдруг началась драка полевых воробьев. Живым клубком воробьи закружились в воздухе. Серые перья полетели на землю.
В драке воробьи забыли осторожность. Ястреб со свистом рассек воздух и схватил одного забияку.
Сразу настала тишина. Молча кинулись драчуны в кусты. А хищник съел добычу и опять кружит в воздухе.
План:
1. Жизнь на берегу.
2. Драка.
3. Ястреб.
4. После драки.
Орфография: гласные после щипящих, разделительные знаки.
Слова для справок: забияку, ястреб
Тестовые задания по русскому языку по теме: «Односоставные предложения»
1. Односоставное предложение
А) Ночь начинает медленно светлеть.
В) Из-за леса выплыла луна.
С) Даны дороги все на свете.
Д) Посветлела небесная высь.
Е) Надо было убирать хлеб.
2.Укажите вид односоставного предложения: На улице похолодало.
А) назывное
В) неопределенно –личное
С) безличное
Д) определенно-личное
Е) обобщенно- личное
3. Определенно-личное предложение
А) Цыплят по осени считают.
В) В поселке построили новую школу.
С) Посидим у костра, погреемся.
Д) Спеть бы песню!
Е) Любишь кататься – люби и саночки возить.
4. Укажите вид односоставного предложения: Вдалеке всё поют и поют.
А) безличное
В) неопределенно –личное
С) обобщенно- личное
Д) назывное
Е) определенно-личное
5. Укажите вид односоставного предложения: Меня знобило.
А) обобщенно- личное
В) определенно-личное
С) назывное
Д) неопределенно-личное
Е) безличное
6. Назывное предложение - это ….
А) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени.
В) двусоставное предложение со сказуемым в форме 2 лица настоящего и будущего
времени.
С) двусоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени.
Д) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 1 лица настоящего и будущего времени.
Е) односоставное предложение с главным членом – подлежащим.
7. В этом предложении нет и не может быть подлежащего.
А) безличное предложение
В) неопределенно – личное предложение
С) определенно-личное предложение
Д) назывное предложение
Е) обобщенно - личное предложение.
8. Укажите вид односоставного предложения: Даренному коню в зубы не смотрят.
А) безличное
В) обобщенно- личное
С) неопределенно –личное
Д) назывное
Е) определенно-личное
9. Укажите вид односоставного предложения: Гостя словами не накормишь.
А) обобщенно- личное
В) назывное
С) безличное
Д) определенно-личное
Е) неопределенно-личное
10. Укажите обобщенно- личное предложение
А) Подул легкий ветерок.
В) Мне немножко холодно.
С) Не жди рассвета.
Д) Тишина и покой.
Е) Цыплят по осени считают.
11. Укажите неопределенно - личное предложение.
А) Тихая звёздная ночь!
В) На деньги ума не купишь!
С) Какая ночь!
Д) Город и людей как будто подменили.
Е) Молнией убило двух матросов.
12. Укажите тип предложений, широко распространенных в пословицах.
А) обобщенно- личное
В) неопределенно-личное
С) определенно-личное
Д) безличное
Е) назывное
13. Укажите определенно - личное предложение.
А) Музей открывали десять часов утра.
В) Вас известят о дне приезда.
С) С дождями связано много примет.
Д) После драки кулаками не машут.
Е) Знаю в своём родном городке каждую улицу.
14. Укажите обобщенно- личное предложение.
А) Стало жарко.
В) Если ты что – нибудь делаешь, делай хорошо.
С) Других не суди, на себя погляди.
Д) Заходи ко мне, потолкуем.
Е) Потянуло холодом.
15. Укажите назывное предложение:
А) Тихий березовый лес.
В) Лес – зеленое богатство.
С) Лес безмолвен.
Д) Берегите лес!
Е) Весной лес оживает.
16. Укажите вид односоставного предложения: Люблю лес и охотно хожу за грибами и орехами.
А) определенно-личное
В) назывное
С) неопределенно – личное
Д) безличное
Е) двусоставное
17. Укажите вид односоставного предложения: В доме ожидают гостей.
А) неопределенно-личное
В) безличное
С) определенно – личное
Д) назывное
Е) обобщенно – личное
18. Обобщенно – личное предложение
А) В лесу тихо.
В) Мне грустно.
С) Пирог с грибами.
Д) Её привезли с моря.
Е) За чем пойдешь, то и найдешь.
19. Укажите безличное предложение.
А) Можно только пожалеть бедного телеграфиста.
В) Она была проста со всеми.
С) Под вечер гуляли в саду.
Д) Час соловьиной трели.
Е) Генерал Аносов вспоминал разные истории.
20. Укажите тип односоставного предложения: Нас ввели в темную гостиницу.
А) обобщенно - личное
В) назывное
С) неопределенно-личное
Д) безличное
Е) определенно-личное
Тестовые задания по русскому языку в 6 классе.
1. Антонимы – это слова …
A) одной и той же части речи с противоположным значением
B) одной и той же части речи, которая обозначает одно и то же
C) одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению
D) которые имеют переносное значение
E) имеющие несколько лексических значений
2. Укажите антонимы A) Мужчина - женщина B) Толстый - полный C) Жестокий - свирепый D) Щедрый - скупой E) Подражать - копировать
3. Какие слова называются синонимами? А)близкие по звучанию и написанию, но разные по значению В)слова, противоположные по значению
С)обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи Д)одинаковые по написанию Е)имеющие несколько лексических значений
4. Укажи ряд, где есть слова-синонимы A) Скучный, тоскливый B) Богатый, бедный C) Хороший, плохой D) Много, мало E) Горек, сладок
5. Укажите, в каком варианте синонимы являются существительными A) Кричать, орать B) Хорошо, отлично C) Смелый, бесстрашный D) Ученик, школьник E) Под, над
6. Укажите, в каком варианте синонимы являются прилагательными A) Жара – зной B) Жаркий – знойный C) Холод – мороз D) Начальник – шеф E) Север – юг 7. В разделе «Фонетика» изучается … A) словосочетание и предложение B) состав слова C) правила, определяющие написание слов D) словарный состав языка E) звуки речи
8. Какие гласные буквы обозначают два звука? A) е, и, ё, ы B) я, у, ю, о C) е, ё, ю, я D) и, ы, е, ё E) а, о, ю, я
9. В каком слове больше звуков, чем букв? A) Ёлка B) Стол C) Лежит D) Борьба E) Чужой
10. Замена одного звука другим при образовании и изменении слов называется … A) чередованием B) ударным слогом C) оглушением D) озвончением E) безударным слогом
11. Укажите ряд слов, где происходит чередование A) Книга, книгу B) Дорога, дорожка C) Кошка, о кошке D) Сказать, рассказать E) Обидеть, обидел 12. Слог, на который падает ударение, называется … A) оглушением B) озвончением C) ударным слогом D) безударным слогом E) чередованием
13.Найдите словосочетание, которое имеет переносное значение: A) Золотое кольцо B) Золотые часы C) Золотой браслет D) Золотые серьги E) Золотой характер 14. Окончание – это ... A) Значимая часть слова, общая для родственных слов. B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении. D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. E) Главная часть основы. 15. Часть слова без окончания. A) Корень. B) Суффикс. C) Приставка. D) Основа. E) Окончание. 16. Укажите слово с нулевым окончанием. A) Школа. B) Школьный. C) Пришкольный. D) Школьники. E) Школьник.
17. Корень слова – это ... A) Главная часть основы, общая для родственных слов. B) Часть слова без основы. C) Изменяемая часть слова. D) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении. E) Часть слова, которая служит для образования новых слов. 18. Формы слова различаются A) Окончанием. B) Основой. C) Суффиксом. D) Корнем. E) Приставкой. 19. Укажите слово, которое образовано при помощи суффикса. A) Записка. B) Школьник. C) Прочитать. D) Подоконник. E) Поездка. 20. Найдите слово, соответствующее схеме: приставка – корень – суффикс – окончание. A) Поездка. B) Площадка. C) Сельский. D) Читатель. E) Строитель.