Подготовка к ОГЭ. Как работать над сжатым изложением
Подготовка к ОГЭ. Как работать над сжатым изложением
Как работать над сжатым изложением.....................................................................................................................................................................................................
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Как работать над сжатым изложением »
Мукаева Г. Г. ,учитель г.Набережные
Челны, «ООШ №14».
О подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Как работать над сжатым изложением.
Задачей изложения является воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля.
Сжатоеизложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характерыдействующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, но можно использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но достаточно содержательным.
Рекомендации для учащихся «Как писать сжатое изложение»
1. Прослушайте текст.
2. После первого чтения текста определите тему текста (о чем текст?) Сформулируйте основную мысль (с какой целью автор его написал?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста .
Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка.
Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме: тезис (основная мысль); аргументы (доказательства); вывод (автор может сам и не делать вывода). Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод)
3. 9. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.), выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их
4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Записывать ключевые слова очень важно .
5.Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
6. Прослушайте текст во второй раз. Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.
7. Оставьте главное и отсеките второстепенное. Определите способ сокращения, используя минимум один способ сокращения в каждом абзаце. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.
8. Примените несколько приёмов сжатия текста на протяжении всего текста.
9. Не допускайте логических ошибок. Излагайте содержание текста, соблюдая последовательность. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы. В тексте должно быть 3 абзаца.
10. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
11. Помните о главном условии: вы должны точно передать основное содержание прослушанного текста, не упустив как содержания каждой из трех микротем, так и всего текста в целом.
12. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания. Пользуйтесь орфографическим словарем.
13. После этого можете переписывать работу в чистовик.
Выделим основные этапы работы над изложением :
Восприятие, понимание и осмысление текста (2 прослушивания с небольшим перерывом). Время выполнения 7-10 минут
Построение собственного текста. Время выполнения 25-40 минут.
Проверка, исправление, переписывание текста. Время выполнения 15-25 минут.
Примерное время выполнения всей работы- 60-80 минут.
Смысловое сжатие текста предполагает:
Сохранение последовательности в развитии событий
Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части
Использование грамматических форм, отличных от авторских
Установление смысловой связи между предложениями
Использование уместных языковых средств
Приемы сжатия текста:
Способ обобщения
Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города. → Все жители вышли на охрану родного города.
Способ замены
Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; для того ,чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения.
Способ исключения
Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. → Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию.
Способ слияния
Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. → Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть.
№
Критерии оценивания сжатого изложения
Баллы
ИК1
Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но
упустил или добавил 1 микротему
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но
упустил или добавил более 1 микротемы
0
ИК2
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
0
ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но
допущена 1 логическая ошибка, и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но
допущено более 1 логической ошибки, и/или
имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИКЗ
7
Объем сжатого изложения должен быть не менее 70 слов.
Необходимо знать критерии оценивания и работать в соответствии с ними, чтобы получить максимальный балл.
Использованная литература :
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Русский язык 2012. –М.: «Интеллект-центр»,2012.
Н.А. Шапиро, А. В. Волкова, Е. В. Кузнецова, Е. Ю .Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
3.Н.А.Сенина. Русский язык 9класс .Подготовка к ГИА. Ростов-на –Дону, «Легион,2013.