kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие речевой компетенции на уроках русского языка как способ формирования навыка успешного написания сжатого изложения в формате ОГЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

        Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений.

                 Главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников, над которой я работаю последние 3 года в своей теме «Развитие  речевой и языковедческой компетенции на уроках русского языка и литературы как способ формирования  навыка успешного написания сжатого изложения  в формате ОГЭ».

Просмотр содержимого документа
««Развитие речевой компетенции на уроках русского языка как способ формирования навыка успешного написания сжатого изложения в формате ОГЭ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Покров

Петушинского района

Владимирской области







Обобщение опыта работы

учителя русского языка и литературы



СОЛОХИНОЙ

АННЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ


по теме:


«Развитие речевой и языковедческой компетенции на уроках русского языка и литературы как способ формирования навыка успешного написания сжатого изложения в формате ОГЭ»





2020 г.


  1. Условия возникновения и становления опыта.



«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений.

Главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников, над которой я работаю последние 3 года в своей теме «Развитие речевой и языковедческой компетенции на уроках русского языка и литературы как способ формирования навыка успешного написания сжатого изложения в формате ОГЭ».



  1. Актуальность опыта.


Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Не секрет, что интерес учеников к изучению родного языка и литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока. Ещё одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы автор опыта видит в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческой личности?

Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника. Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.


  1. Ведущая педагогическая идея.

Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.


  1. Теоретическая база опыта.


Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой следующих дидактических принципов: принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип творчества.

Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности  изменяются  в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от  традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными  становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока обучающиеся:

  • работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

  • критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер. Продумывая уроки  изучения нового материала,  всегда стараюсь организовать работу  учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний  использую такие приёмы, как ассоциации (например, «Какие ассоциации связаны с именем М.Ю.Лермонтова?»), комментарий эпиграфа к теме, взаимный опрос или теоретическая эстафета, «лови ошибку», «верно – неверно», таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и др. В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся, повышается мотивация к познавательной деятельности. Цели и задачи урока формируются учащимися самостоятельно или совместно с учителем.

Важный компонент структуры урока – составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в  графической форме. Например, модель   понятия «Имя существительное». По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. И при изучении нового, и при закреплении активно использую алгоритмы. Алгоритм – ключ к применению правила. Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний.  С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки:  «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Нередко использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии.  Я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, принципиально не ставим точку, предпочитая многоточие. Деятельностный подход диктует новый подход  и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй  правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.). Учителя, использующие в своей практике системно-деятельностный подход неоднократно отмечали, что особенно благоприятным оказывается влияние данного опыта на одарённых учащихся и учащихся, обладающих повышенной познавательной мотивацией. Ребята с удовольствием создают творческие минипроекты, участвуют в конкурсах сочинений, пробуют писать стихи. Отрадно видеть, как год за годом повышается качество творческих работ. Целенаправленная работа над развитием творческих способностей учащихся, интереса к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в  предметных олимпиадах и творческих конкурсах.



Работая по этой теме, я ставлю перед собой конкретные задачи:

1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, отстаивать своё, подкрепляя его аргументами).

Работа над данной темой позволяет сделать вывод, что деятельностный подход:

  • способствует повышению мотивации обучения;

  • создает условия для усвоения понятий как способа действий;

  • способствует развитию креативности;

  • позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении;

  • способствует развитию общеучебных навыков и формированию ключевых компетентностей  учащихся (коммуникативной компетентности, готовности к разрешению проблем,  готовности к  самообразованию,  готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию).

Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и законо­мерности изменений. Развитие этого явления диктуется законами развития общества и общественных отношений, но в то же время оно детерминирова­но объективными возможностями региона, района, школы, учителя; оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащих­ся и широком спектре содержания. Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету по­вышает требования к учителю на уроке. Возрастающий интеллектуальный фон и эмоциональное отношение к предмету классных коллективов за счет ребят, постоянно участвующих во внеклассной работе, создает более благо­получные условия для повышения качества знаний и усиления воспитываю­щего воздействия содержания учебного предмета, а это требует от учителя постоянного обогащения своего арсенала методов и средств обучения. Вне­классная работа, таким образом, оказывает влияние не только на развитие учащихся, но и на профессиональное становления учителя, она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. А.Ф. Казаков предлагает в качестве показателя уровня организации вне­классной работы по предмету и определения статуса учителя в этой деятель­ности рассматривать соотношение двух компонентов. Один из них - участие учителя в организации и управлении внеклассной работы и неформальным образованием, как отдельных учащихся, так и их коллективов, другой - это степень самостоятельности учащихся в организации собственной и коллек­тивной деятельности, степень проявления их творческой активности. Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус­пеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Ус­пех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления труд­ностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная воз­можности, сильные и слабые стороны школьников стараюсь давать посиль­ные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления. Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в зна­ниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уро­ках и дополнительных занятиях. Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельно­сти и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратно­сти, трудолюбия и т.д.

Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности.


  1. Новизна опыта.


Представляемый опыт основан на анализе и творческой переработке материалов, представленных в современной педагогической литературе, то есть является репродуктивно-творческим. Новизна состоит в создании системы работы, основанной на применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования творческой личности, способной к рефлексии.

  1. Практическая база опыта.

Начинаю работу с текстом сразу же, в 5 классе, на уроках русского языка, литературы, факультативах. Это необязательно уроки развития речи. Любой текст упражнения из учебника русского языка, литературы, рабочей тетради превращаю в способ дополнительного получения информации.

1) Читаю текст (обязательно я), так как могут встретиться новые, незнакомые слова. По ходу чтения замечаем количество абзацев, выписываем непонятные слова.

2) После прочтения задаются ключевые вопросы :

-О чём (о ком) текст?

Это тема текста, которая может быть вынесена в заголовок. В каждом предложении находим опорные слова, определяем их роль в тексте. Запись выглядит так:

Заголовок

1 предложение-----(опорные слова)

2 предложение-----(опорные слова) и т.д.

Чаще всего, информация, заключенная в опорных словах, сокращает на четверть или на треть текст. Потом сверяются опорные слова (набор этих слов различный), сравниваются и выбираются лучшие варианты.

3) Выбор опорных слов зависит от развития ассоциативного мышления детей. Не секрет, что это способствует развитию памяти и внимания ученика, позволяет понять новую информацию на основе имеющейся. Также это ведёт к грамотности чтения, что немаловажно и на уроках литературы, к достижению учебных задач.

Составляем таблицу, которую в последующих классах будем видоизменять.

План

Опорные слова

1 абзац


2 абзац


3 абзац





В старших классах в нее добавляются дополнительные колонки с определением микротем, ключевых выражений, комментариями.

Подготовка к написанию сжатого изложения тоже начинается уже с 5 класса.
(выучить и пересказать; выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем; изучить способы сжатия текста и применить их на практике).
Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.

В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3раза.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности 

Кратко изложить прослушанный текст - сложное задание, поэтому  сначала необходимо работать с текстом, который можно увидеть, прочитать .

Чаще всего, именно изложение по тексту учебника мы и проводим в 5 классе. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём удобно отрабатывать различные приёмы компрессии.

Последовательность работы при визуальном восприятии текста:

1. Прочитайте исходный текст.

2. Сформулируйте основную тему и идею текста.

3. Подчеркните ключевые слова и предложения.

4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте самостоятельно.

5. Выделите в тексте компоненты, которые можно подвергнуть компрессии.

6. Используйте различные способы сжатия, сократите текст.

7. Проверьте наличие всех микротем.

8. Поверьте связь между частями изложения.

9. Проверьте наличие авторского замысла.

10. Проверить изложение на наличие ошибок.

11. Напишите сжатое изложение.

После того как первый этап работы по сокращению текста освоен, можно переходить к более сложному - изложению по тексту, воспринимаемому на слух . Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Именно подробный план не позволяет удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связность частей.

При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов не даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока. Способом тренировки могут быть мини – изложения. Методика работы с мини – изложением (текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и вырабатывать умение выделять микротемы, отрабатывать навык сжатия текста. Для мини – изложения можно брать и самостоятельные произведения (миниатюры), и фрагменты текста. Важно, чтобы фрагмент имел законченный смысловой характер.

Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции. Способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведу типы заданий, направленных на сжатие текста.

- Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

- Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.
- Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
- Составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

1. При сжатии любого текста обычно:

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.


Система упражнений для подготовки к сжатому изложению:

Моя работа посвящена методике обучения написанию сжатого изложения, поэтому была разработана система упражнений по этой теме, которые, на мой взгляд, способствуют успешному развитию навыков и умений.

Целесообразно начинать обучение сжатому изложению с определения. Для того чтобы дать это определение школьникам, можно использовать несколько вариантов:

1.На доске записаны два предложения:

Мы сидели на большой зелёной лужайке, травинки которой блестели на солнце.

Мы сидели на лужайке, травинки, которой блестели на солнце.

Вопросы к ученикам.

- Чем отличаются друг от друга эти предложения?

- Как вы считаете, можно такой приём использовать только в отношении предложений или текстов тоже?

С помощью таких вопрос учитель выводит учащихся на определение сжатого изложения. Таким образом, ученики изначально могут понять и наглядно увидеть, чем характерен приём сжатия текста или предложения.

2.Учитель сам даёт определение сжатого изложения. После чего наглядно показывает, чем отличается полный вариант от сжатого.

После того как учитель дал определение сжатому изложению, необходимо показать приёмы и способы сокращения текста.

Учитель на доске записывает 2 текста:

А) В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрали совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав её, дал за чаем кусок сахару, осталась на печи в большой избе.

Б) В избе мужика Андрея Савостьянова собрали совет. Народ теснился в чёрной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, осталась на печи в большой избе.

Вопросы ученикам.

- Какие темы в первом и во втором текстах?

- Чем отличаются варианты друг от друга?

- С помощью чего удалось сократить текст?

- Изменился ли смысл текста?

- Как изменилось ваше впечатление, после прочтения первого варианта и второго? Какой вариант вам ближе?

Такое упражнение способствует самостоятельному поиску приёмов сжатия текста, несмотря на то, что учитель сам произвёл заранее сокращение. Школьники наглядно видят, что ни тема, ни смысл текста не меняется при его трансформации, а утрачивается выразительность. Последний вопрос помогает учителю выявить учащихся, которым сложно трансформировать текст в более краткий, чем авторский вариант.

После того как учитель наглядно показал способы сокращения тексты, он предлагает ученикам самостоятельно трансформировать предложения. Вначале учитель предлагает одно предложение, чтобы ученикам было легче понять принцип изменения:

И на море, и дома дед заставлял Андрейку делать всё наравне с собою: править парусами, чинить, собирать, тянуть, спускать сети, обирать рыбу.

Данное задание концентрирует внимание учеников именно на том, что хотел сказать автор, что позволяет им развивать умение находить главное в предложении, тексте. Затем учитель предлагает ученикам 2 предложения, которые они должны трансформировать в одно:

Жизнь у него проходила однообразно, кругом было только море, небо, степь да берег. По степи, посвистывая, бегали или, как столбики, стояли у своих нор суслики; в воздухе, мелькая по иссохшей траве, плавали коршуны, ястребы.

Это упражнение позволяет ученикам учиться видеть предложения, которые выражают одну мысль, и при их изменении смысл не меняется.

Для закрепления этого умения учитель предлагает ученикам самим придумать несколько предложений, которые можно объединить в одно.

Чтобы сжать текст, необходимо выделить в нём главную и второстепенную мысли. Поэтому целесообразно в подготовке к написанию сжатого изложения уделить внимание синтаксическому разбору. Для чего учитель выписывает на доску несколько предложений и просит учеников найти грамматическую основу.

Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него.

Выделение главной основы демонстрирует ученикам, что должно быть обязательно сохранено при сокращении текста.

Вопрос ученикам.

- Всегда ли можно опустить второстепенные члены предложения так, чтобы была сохранена главная мысль?

Сопоставление первого и второго предложений подчёркивают, что не всегда возможно убрать все детали и подробности, оставив лишь главные члены предложения, которые являются основной темой в нём.

Ученикам при написании сжатого изложения необходимо умение подбирать синонимы и обобщающие слова, поэтому учителю важно акцентировать и на этом внимание школьников. Для развития данных способностей учитель может использовать следующее задание: на доске записаны предложения, в которых нужно заменить все однородные члены предложения одним словом.

Лиса, кролик, медведь, лось находились в суровых условиях природы. Чудеснейший, чистый, прозрачный водопад струился с огромнейшей высоты. Красные, бурые и зелёные ягоды мы обнаруживали на ветках. Голубь, гусь, аист – это символы каких-либо примет или явлений .

Такое упражнение помогает ученикам видеть части и слова, которые можно объединить, сжать. Однако не всегда это возможно, так как, на первый взгляд, однородные члены предложения могут характеризовать предмет с разных сторон. Так, например, в последних двух предложениях нельзя соединить красный, бурый и зелёный или примет и явлений, иначе это приводит к утрате важных характеристик, которые необходимы автору для написания этого текста.

Когда ученики поработали над предложениями, учителю следует перейти к работе над текстами, но которые не так велики по объёму, чтобы школьникам было легче работать с ними. Так, учитель предлагает учащимся текст, состоящий из двух абзацев.

Когда в губернском городе приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в городе очень хорошо, есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при это кашлял очень смешно.

Вопросы и задания ученикам.

- Какова тема этого текста?

- Кто главные действующие лица?

- Можно ли убрать все детали, которые не относятся к главным лицам?

- Какие детали можно объединить?

- Сократите текст так, как вы считаете возможным, убирая те детали, которые никак не влияют на текст.

- Допишите продолжение текста.

Это упражнение позволяет школьникам наглядно увидеть, для чего нужно сокращение текста, как лучше его применять, и всегда ли можно сжать текст. Последнее задание, наоборот, направлено на расширение текста, которое помогает школьникам почувствовать разницу между двумя этими явлениями. Оно позволяет ученикам понять специфику написания текста, и как можно его сократить, потому что, когда писатель создаёт произведение, не чувствует, что изображает или описывает малозначительные детали.

Конечно же, это те методы, которые использует в своей работе каждый учитель, но в системе выполнения всех способов обучения написания сжатого изложения получаются неплохие результаты.

В 9 классе каждый ученик в начале учебного года получает от меня памятки, которые помогают ему вспомнить и еще раз обобщить все знания о написании изложения.


Как писать сжатое изложение:
1. Внимательно прослушайте или прочитайте текст.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Вспомните и запишите ключевые слова темы.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
5. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод). 
6. Выделите микротемы и составьте план.

7. Отметьте существенное в каждой части.

8. Определите способ сокращения.
9. Напишите черновой вариант изложения. Проверьте написанное изложение:
- нет ли у вас грамматических ошибок, 
- не нарушена ли связь слов, 
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Солохина Анна Вячеславовна

Дата: 14.08.2020

Номер свидетельства: 555755

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства