ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС
Вставь пропущенные буквы.
Он буд…т хорошо учиться.
Он буд…т меня каждое утро.
2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.
____________________________________________________________________________
Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором.
Напиши ответ.______________________________________________________________
Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.
____________________________________________________________________________
5. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? Обведи его.
я ты вы они мы
6. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.
Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9. Определи слова, о которых идёт речь, и напиши их.
Период, продолжающийся четверть года- _____________________.
Место, где скрещиваются улицы- ____________________________ .
Машина для уборки хлеба- __________________________________.
10. Впиши в четыре клеточки слово ласточка
11. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь. День сменила ночь.
12. Отгадай загадку, напиши отгадка.
Семя чёрно, поле гладко.
Кто умеет, тот и сеет.
Семя не всходит.
А плод приносит. ________________________________
13. Гласные буквы потерялись… В каких словах вместо пробелов можно вставить две буквы Ы, чтобы восстановить слова?
А) м__ш__ Б) ш__н__ В) кр__с__ Г) с__ч__
14. Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:
«Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» - веско произнес гном.
А) прилагательное Б) существительное В) наречие Г) глагол
15. Какая строка не является словосочетанием?
А) по синему небу Б) бежать по траве
В) солнце светит Г) звонкими капелями
16. Каких окончаний не бывает у сочетания слов «лист дерева» в разных падежах?
А) -а,-а Б) -,-а В) -у,-у Г) -е,-а
17. Какого суффикса не существует?
A) -оньк- Б) -за- В) -ист- Г) -енн-
18. Разгадайте зашифрованное слово-ассоциацию:
строка,буква,
33, порядок
А) синоним Б) портфель В) алфавит Г) дневник
19. В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?
А) сентябрь Б) сеять В) русский Г) яркий
20. В каком слове отсутствует суффикс?
А) волосок Б) чайник В) карманы Г) березка
21. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.
А) безоблачный Б) поёт В) съехать Г) подберёзовик
22. Подберите фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал»
A) ломал голову Б) пропускал мимо ушей
В) бил баклуши Г) водил за нос
ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
Максимально возможное количество баллов – 41.
Задание 1.
Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу - за каждую верно вставленную букву)
Ответ: Он будЕ т хорошо учиться. Он будИ т меня каждое утро.
Задание 2.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ: Дима
Задание 3.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: 3 раза
Задание 4.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: язык
Задание 5.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: вы
Задание 6.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно определённое место слова в пословице)
Ответ: Маленькое дело - лучше большого безделья.
Задание 7.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно записанное слово)
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Задание 8.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно записанное зашифрованное слово)
Ответ: Прежде, чем вся семья опять сядет за стол , предварительно вытри со стола.
Задание 9.
Максимальное количество – 3 балла. (по 1 баллу - за каждое правильно записанное слово)
Ответ: Квартал. Перекрёсток. Комбайн.
Задание 10.
л
а
с.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ:
Задание 11.
Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу - за каждое правильно подчёркнутое подлежащее)
Ответ: День сменил ночь. День сменила ночь .
Задание 12.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ: книга
Задания 13 - 22.
Максимальное количество – 10 баллов. (по 1 баллу - за каждое правильно выполненное задание)
Ответы:
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
В
А
В
В
Б
В
Б
В
В
Г
олимп.
1 . (1 балл) Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
2. (1 балл) Разгадай метаграмму:
Со звуком [С] я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С [М] – берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
3. (2 балла) Разбери слово дали по составу, если оно является
а) существительным __________________________
б) глаголом __________________________________
4. (2 балла) Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом –ок:
замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.
5 . (3 балла) Замени словосочетания наречиями.
Перегоняя друг друга - ______________________________
На пустой желудок - _________________________________
С давних пор - ______________________________________
Каждую минуту - ____________________________________
На две равные части - ________________________________
6 . (3 балла) Поставь в словах ударение:
Крапива, щавель, торты, звонит, баловать, красивее.
7 . (4 балла) Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - _____________________ хозяева - __________________________
туфли - _____________________ санатории - ________________________
носки - _____________________ помидоры - ________________________
килограммы - _________________ каникулы - _______________________
ботинки - _____________________ домишки - ________________________
8. (5 баллов) Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы- синонимы:
Хлопать ушами.
Водить за нос.
Ловить ворон.
Мчится сломя голову.
Как сельди в бочке.
Делать из рук вон плохо.
Летит стрелой.
Как огурцы в банке.
олимп 2
Прочитай слова и запиши их:
[ ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]
__________ ______________ _____________ ______________
Подбери фразеологические толкования (сочетания) к следующим высказываниям и соедините их линиями:
ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ, УСПОКОИТЬСЯ ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ
ОЧЕНЬ ТЕСНО ЛОМАТЬ ГОЛОВУ
ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ
УСИЛЕННО ДУМАТЬ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
Сколько твердых и сколько мягких согласных звуков обозначены буквой Л в стихотворении:
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Употреби числительные «два» и «двое» с существительными :
подруга, министр, петух, курица, сани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.
Две подруги, __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допиши слова.
Черн ____ тушь, укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь, блестящ _____ пианино, больн _____ мозоль, спел ____ яблоко, высок _____ тополь, накрахмален ______ скатерть, заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель.
Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу:
Япония – японец, Франция - _________________________, Россия - _______________,
Украина - ________________________, Узбекистан - ___________________________,
Чехия - __________________________, Дания - ________________________________.
Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу:
2 (друг) – два друга, второй друг
3 (люди) - _________________________________________________________________
5 (метла) - ________________________________________________________________
7 (носок) - _________________________________________________________________
10 (килограмм) - ____________________________________________________________
6 (кочерга) - _______________________________________________________________
11 ( помидор) - _____________________________________________________________
Запиши верную последовательность букв для образования текста из предложений:
А. По его улицам быстро мчатся поезда.
Б. В Москве под землей есть целый город.
В. Все восхищаются красотой подземных дворцов.
Г.Среди них много иностранных туристов.
Д.Они перевозят миллионы пассажиров.
_______________________________________________________________________
Прочитай текст .
Мои знакомые за обедом ставят на стол деревянное блюдо с хлебом.
Блюдо старое – ему целый век. По краю блюдо печатными буквами вырезано: « Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Надпись как крохотная история. История о том, что сначала люди пекли ржаной хлеб, а уже намного позднее начали выпекать пшеничные калачи.
Отметь, в чем заключается главная мысль текста:
В том, что у знакомых автора есть необыкновенное блюдо.
В том, что через пословицу люди передают другим добрые, мудрые мысли.
В объяснении значения надписи на старом блюде.
В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?
(А) сказала волшебнику, что она медведь;
(Б) спрятала хвост;
(В) сказала волшебнику, что она не хищник;
(Г) сказала волшебнику, что она лисица;
(Д) покрасила шерсть в серый цвет.
К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.:
Хвост Нервы
________ __________
Холод Трубы
Перстень жизнь
_________ ____________
Характер конфета.
Ответы:
ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – по 2 балла за слово
Взять себя в руки – овладеть собой, успокоиться.
Очень тесно –яблоку негде упасть.
Хорошо запомнить – зарубить на носу.
Усиленно думать…. – ломать голову.
По 2 балла.
Твердых согласных [Л]- 7, [Л'] – 6. По 3 балла( мак. 6).
два министра, два петуха, две курицы, двое саней, двое щипцов, два огурца, двое суток, две утки, двое брюк, две руки. – 2 балла -10 слов верно, 1 балл- 7-9 слов верно, 0 б. – др.вар.
ая тушь, ий шампунь, ая мышь, ее пианино, ая мозоль, ое яблоко, ий тополь, ая скатерть, ая бандероль, ый штемпель. 2 балла -все верно, 1 балл- 7-9 слов верно, 0 б. – др.вар.
ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК, ЧЕХ, ДАТЧАНИН- по1 баллу.
три человека, третий человек,
Пять метел, пятая метла,
Семь носков, седьмой носок,
Десять килограммов, десятый килограмм
Шесть кочерег, шестая кочерга,
Одиннадцать помидоров, одиннадцатый помидор.
По 1 баллу за каждое словосочетание ( макс. 12). За каждую орфогр. Ошибку минус 1 балл.
Б,А,Д,Г,В – 2 балла
3 вариант, 2 балла
Г – 5 баллов
Собачий, стальные ( железный), золотой, сладкая. По 1 баллу.