Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учителей начальных классов казахских школ
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учителей начальных классов казахских школ
Особое место в нашем многонациональном государстве занимает русский язык, официальный статус которого определён в «Законе о языках Республики Казахстан».
Русский язык в Республике Казахстан функционирует параллельно с государственным (казахским) языком. В казахской школе русский язык, как учебный предмет, ведется с третьего класса.
С 2000-2001 учебного года начала проводиться олимпиада по пяти предметам среди учеников начальных классов. Главная ее задача заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Предметные олимпиады являются для школьников соревнованием по общеобразовательным предметам. Олимпиады позволяют школьникам проверить свои знания и критически оценить свои возможности. В отличие от конкурсов и написания рефератов олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному предмету и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель. Олимпиады приносят в изучение предмета творческое начало. Участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных материалов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учителей начальных классов казахских школ »
Содержание
Введение
Задания для подготовки школьников к участию в олимпиаде
Задания по фонетике
Задания по лексике
Задания по грамматике
Задания на логику
Ответы на логические задания
Заключение
Библиографический список
Введение
Особое место в нашем многонациональном государстве занимает русский язык, официальный статус которого определён в «Законе о языках Республики Казахстан».
Русский язык в Республике Казахстан функционирует параллельно с государственным (казахским) языком. В казахской школе русский язык, как учебный предмет, ведется с третьего класса.
С 2000-2001 учебного года начала проводиться олимпиада по пяти предметам среди учеников начальных классов. Главная ее задача заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Предметные олимпиады являются для школьников соревнованием пообщеобразовательным предметам. Олимпиады позволяют школьникам проверить свои знания и критически оценить свои возможности. В отличие от конкурсов и написания рефератов олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному предмету и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель. Олимпиады приносят в изучение предмета творческое начало. Участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных материалов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ.
Подготовка к олимпиадам и успешное выступление учеников являются одним из показателей качества работы учителя. Многолетний опыт участия моих учеников в школьных, региональных, районных, и областных олимпиадах показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года. Для подготовки я отбираю группу учащихся, интересующихся предметом и достигающих наилучших результатов в обучении.
Победителя внутришкольной олимпиады по русскому языку готовила к районной олимпиаде. Подготовка к районному и областному туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом школьного курса, интеллектуальный уровень, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается ее последовательная реализация. Работа ведется по всем разделам школьного курса по русскому языку, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера. Я предлагаю учителям начальных классов казахских школ сборник олимпиадных заданий по по русскому языку для школьного и районного этапов олимпиады. В данном сборнике представлен комплекс методических разработок по русскому языку для подготовки учеников начальных классов казахсой школы к участию в олимпиаде.
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учителей начальных классов казахских школ
Рецензию писал старший преподаватель кафедры русского языка и литературы ВКГУ им.С.Аманжолова Жакупова Р.М.
1.1 Задания по фонетике
Задание 1. Что такое фонетика? Что она изучает?
Задание 2. Запишите по 3 слова, где:
а) букв больше, чем звуков;
б) звуков больше, чем букв.
Задание 3.Подчеркните слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
Семь, один, яма, мальчик, поют.
Задание 4. Какое слово здесь зашифровано:
25623614? Шифр: 1-т, 2-д, 3-ц, 4-ь, 5-в, 6-а.
Задание 5.Запишите слова в алфавитном порядке, поставьте ударение.
Задание 18. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенном столбце по вертикали прочитаете название прибора, служащего для определения сторон горизонта.
1
2
3
4
5
6
Общая часть родственных слов.
Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.
Часть речи, указывающая на предметы, но не называющая их.
Часть речи, обозначающая признаки предметов.
Слово, противоположное по значению другому слову.
Часть слова, стоящая после корня.
Задание 19. Заполните таблицу.
Казахский язык
Русский язык
Туған жердей жер болмас,
Туған елдей ел болмас
Нет земли лучше Родины,
нет людей лучше, чем на Родине.
Ел іші – алтын бесік
Чем с неучем водиться, лучше с книгой подружиться.
Ағаш тамырымен, Адам досымен мықты.
Сам наелся, да глаза не насытились.
Сабыр мен еңбек бәрiн жеңбек.
Многословие – серебро, молчание – золото.
Достық жоқ жерде табыс жоқ.
Высшее искусство – красноречие.
Жердiң сәнi – егiн, ердiң сәнi – бiлiм.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Күш – бiлiмде, бiлiм – кiтапта.
Задание 20. Переведите тексты на русский язык. Озаглавьте их.
Күні бойы доп ойнап шаршаған Еркін бүгін ерте ұйықтады. Сабаққа киетін киімдерін әзірлемеді. Таңертең әр киім ір жерден іздеп, әрең тапты. Еркін сабаққа кешігіп келді. ОЛ бұл қылығына қатты ұялды.
Менің Отаным – Қазақстан. Қазақастан – үлкен ел. Қазақстанда көп ұлттар тату өмір сүреді. Қалалары көп. Қазақстанның астанасы – Астана қаласы. Ол Есіл өзенінің бойынша орналасқан. Астана – үлкен және әсем қала. Көшелері кең. Қалада алаңдар, ескерткіштер, саябақтар бар.
Көктем келді. Ағаштар гүлдеді. Құстар жылы жақтан ұшып келе бастады. Балалар қараторғайға ұя жасады. Оны ағашқа орнатты. Ұяға бір қараторғай келіп кірді. Балалар өте қуанды.
Задание 21. Прочитайте текст. Определите начало и конец каждого предложения. Напишите цифрой, сколько предложений в тексте.
Вчера дядя Артем поймал щуку и леща тетя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки. (23 слова)
Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)
У дома рос клён на ветки клёна сели галки Зоя и Витя сыпали крошки хлеба птицы клевали корм.(18 слов)
Бережно относитесь ко всему живому в природе не позволяйте разорять муравейники муравьи одного большого муравейника уничтожают до миллиона вредных насекомых все цветные бабочки полезны как опылители не разрешайте ловить цветные бабочки для забавы. (33 слова)
Задание 22. Прочитайте. Зачеркните слова, не подходящие по смыслу.
Маленький Саша весело заплакал.
Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.
По дороге полз колючий гладенький ёжик.
Шёл снег и две девочки.
Задание 22. Образуйте слова, где первой частью будут:
Повторение – мат… учения. Красное слово – с…р…бро, хорошее дело – зол…то. Старание и тру… всё перетрут. Ласточ…ка ден… начинает, а с…л…вей к…нчает. Береги нос в сил…ный м…роз.
Задание 18. Напишите словосочетания, заменяя выделенные в них слова антонимами
Длинная юбка - … юбка, мокрый асфальт - … асфальт, большой дом - … дом, злая собака - … собака, сладкие ягоды - … ягоды, сильный человек - … человек, тихий звук – … звук, черная полоса - … полоса, холодное блюдо - … блюдо, больная девочка - … девочка.
Задание 19. Допишите словосочетания, используя образец. Выделите в дописанных вами словах окончания.
Образец: думали (о ком?) о маме .
Стояли (под чем?) …, позвонил (кому?), писала (в чём?), играли (около чего?), посмотрела (на кого?), поразила (что?), (кого?) … пригласили, ищу (что?) …, боятся (чего?) …
Задание 20. Спишите в один столбик существительные мужского рода, в другой – женского, в третий – среднего. Поставьте ударение.
Пальто, улица, дядя, тетрадь, окно, картина, огонь, ночь, море, день, петух, девочка, яйцо.
1.4 Задания на логику
Задание 1. Чем оканчиваются день и ночь?
Задание 2. Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть?
Задание 3. Что надо сделать, чтобы пять парней остались в одном сапоге?
Задание 4. Сколько будет 2+2*2?
Задание 5. В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего?
Задание 6. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
Задание 7. Как найти прошлогодний снег?
Задание 8. Какое слово всегда звучит неверно?
Задание 9. У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это?
Задание 10. Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?
Задание 11. Каких камней в море нет?
Задание 12. Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и менше 5-ти?
Задание 13. Может ли петух назвать себя птицей?
Задание 14. Какой болезнью на земле никто не болел?
Задание 15. Можно ли предсказать счёт любого матча до его начала?
Задание 16. Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Задание 17. Что становится на треть больше, если его поставить вверх ногами?
Задание 18. У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола?
Задание 19. Какой узел нельзя развязать?
Задание 20. Какими нотами можно измерить расстояние?
Задание 21. Какая река самая страшная?
Задание 22. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?
Задание 23. Что все люди на земле делают одновременно?
Задание 24. Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно?
Задание 25. Что не войдёт в самую большую кастрюлю?
Задание 26. Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены. Луны тоже не было... Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее?
Задание 27. Где край света?
Задание 28. Человек научился у пауков строить подвесные мосты, у кошек перенял диафрагму в фотоаппарате и светоотражающие дорожные знаки. А какое изобретение появилось благодаря змеям?
Задание 29. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?
Задание 30. Каким гребнем голову не расчешешь?
Задание 31. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
Задание 32. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
Задание 33. Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?
1.5 Ответы на логические задания
Задание 1. Мягким знаком
Задание 2. Да, собака сидит на собственном хвосте, рядом сорока летает
Задание 3. Каждому из них снять по сапогу
Задание 4. Шесть
Задание 5. В феврале — самом коротком месяце
Задание 6. Ваше имя
Задание 7. Выйти на улицу сразу после начала нового года.
Задание 8. Неверно
Задание 9. Буква -О-
Задание 10. На Ваших коленях
Задание 11. Сухих
Задание 12. Запятую
Задание 13. Нет, т.к. он не умеет говорить
Задание 14. Морской
Задание 15. Да, 0 — 0
Задание 16. Уроки
Задание 17. Цифра 6
Задание 18. Пять.
Задание 19. Железнодорожный
Задание 20. Ми-Ля-Ми.
Задание 21. Тигр
Задание 22. Температуру, время
Задание 23. Становятся старше
Задание 24. Оба человека играли разные партии с другими людьми.
Задание 25. Её крышка.
Задание 26. Был яркий солнечный день.
Задание 27. Там, где кончается тень.
Задание 28. Шприц.
Задание 29. Тополиный пух.
Задание 30. Петушиным.
Задание 31. Якорь.
Задание 32. Почтовая марка.
Задание 33. На карусели
Заключение
В настоящее время, когда идет реализация идей развивающего обучения в контакте с концепцией обновления и развития школы, проведение различных внеклассных мероприятий, конкурсов, соревнований, олимпиад приобретает особое значение.
Олимпиада младших школьников содействует развитию способностей у детей и помогает выявлению одаренных учеников, т.е. участников будущих олимпиад старшеклассников.
Олимпиада по русскому языку способствует творческому развитию, повышению творческой активности у детей. Каждое задание олимпиады заставляет искать наиболее рациональный способ или кратчайший путь решения.
олимпиада содействует развитию познавательной деятельности младших школьников: восприятия, представления, воображения, внимания, памяти, мышления и речи.
Участие детей в школьных, зональных и областных олимпиадах расширяет их кругозор, повышает интерес не только к выбранному предмету, но и к другим наукам.
Олимпиада способствует воспитанию у детей чувства ответственности, справедливости, долга, чести, гордости за достигнутые собственные и командные успехи, вызывает удовольствие, радость или огорчение, воспитывает дух коллективизма и товарищества, дружбы по интересам.
В 2012-2013 учебном году мои ученики, используя материалы данного сборника, хорошо подготовились к олимпиаде и заняли призовые места. В школьной олимпиаде участвовали 4 ученика (Даулетханов Р. – 1 место, Масалимов М. – 2 место, Акажанов М. – 2 место, Булатова А. – 3 место). В зональной и районной олимпиаде Даулетханов Руслан занял 1 место и имел честь защищать честь Уланского района на Областной олимпиаде младших школьников в г. Усть-Каменогорск. По результатом областной олимпиады ученик 4 – класса средней школы им. Р.Марсекова Даулетханов Руслан был награжден дипломом I степени и ценным призом.
Кутубаева Л.К
Сборник
олимпиадных заданий по русскому языку для учителей начальных классов казахских школ