Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку. 4 класс»
Задания для проведения олимпиады
по русскому языку
4 класс
Шалгина Ольга Александровна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №28»
г. Ревда, свердловская обл.
Задания для проведения олимпиад по русскому языку
(Эти задания можно использовать при подготовке к районным олимпиадам, интеллектуальным марафонам или при проведении отборочного тура школьной олимпиады)
Цель:
•Олимпиада - одна из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы;
•Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;
•Развивать способности учащихся;
Ход занятий
Орфоэпия, Фонетика.
1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
2. Сколько общих звуков в словах серп, перс?
3. Даны пары слов: код - кот; нос - нёс; был - бил; пуд - путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
4.Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сй'эст], [и'эст], [бай'укат']?
5. В каком слове ударение падает на первый слог: удить, цемент, хвоя, ворота, щавель?
6. Какие слова имеют ударение на окончании: свекла, брюква, скоба, амплуа?
4. Дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.
...об...из...вон...плохо, мастер на все...сидеть сложа...золотые...
Замените одним словом фразеологические обороты: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дожить как осиновый лист, писать как курица, лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождичка в четверг.
В одной из басен у И.А. Крылова есть такие строки.
Мартышка вздумала трудиться,
Нашла чурбан и ну над ним возиться!
Хлопот Мартышке полон рот...
Объясните значение фразеологизма - хлопот полон рот.
Состав слова. Словообразование.
1. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного тоге же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной перепесок, лесники. Лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
2.Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
3. В каких словах пишется - е -?
В..сеть, на в..су, зависать, занав...с, в...сячий?
4. Каждое слово замените одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить, - .....
Житель Москвы - .....
Свойство доброго человека - .....
Тот, кто богат на выдумки - .....
Женщина-повариха - .....
Музыкант, играющий на скрипе - .....
Специалист по химии - .....
Смелый человек - .....
Любящая мечтать - .....
Жадная девочка - .....
Участник игры - .....
5. Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
Рыбак, простак, чужак, казак.
6. Выпишите имена существительные с суффиксом - ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.
Морфология.
Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
У каких имён существительных нет формы единственного числа? Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Выпишите подчёркнутые слова, определив какой частью речи они являются.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Больной плохо переносил лекарства.
Кто без кисти и белил крыши города белил9
4. Какими частями речи могут быть слова: дали, пила, соли, мели, окуни, пряди, попугаю, жгут.
Составьте с ними словосочетания.
Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.
Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.
Почему эти слова объединили в одну группу? Онтарио, пальто, какао, пенсне.
Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».